Контактанго vs тангоконтакт, и прочие впечатления

Nov 16, 2010 22:49

В связи с моим интересом к контактной импровизации и к танго, мне очень, очень хотелось чтобы к нам в Питер приехала Лейлани Вейс и провела мастер-класс. И вот, всё это случилось, мастер-класс закончился. У меня поднялся забытый уже танго-материал и танго-контекст. Я сходила на урок танго, на милонгу, на практику, и довольно много говорила с разными людьми о танго и контактной импровизации и можно ли это сочетать, и что за зверь получится в результате.

Несколько человек из танго говорили мне про эксперименты Pablo Inza на стыке танго и контактной импровизации. Кто-то даже говорил - вот это мол, как надо делать, а у вас просто КИ, и никакого тут танго нет. Меня удивило, что они называют это чистой контакной импровизацией, т.к. я (для себя) отчётливо вижу что это не так. Но честно признаюсь, когда я посмотрела видео с Pablo Inza, я даже не поняла сначала, а где там вообще КИ?? Танго и танго, никакого КИ там нет. :) То есть то же самое впечатление, что у танго людей при взгляде на контактанго, только наоборот. Ну, потом я пригляделась и увидела, но не сразу. Эта зекальная ситуация помгла мне понять взгляд танго-людей.

И у меня возникла такая мысль, что вот есть танго, и есть контактная импровизация. И есть граница между ними. На границе - область экспериментов. Каждый подходит к этой границе со своей стороны, в зависмости от того, чем занимается больше, или что сердцу милее, или что начал раньше. Поэтому, то что делает Лейлани, можно назвать КОНТАКтанго. А то что делает Инца (условно, имею в виду приближение со стороны танго) можно назвать ТАНГОконтакт. Т.е., чего больше, что важнее, то и на первом месте. Так что, не зря версия Лейлани называется именно КОНТАКтанго. Лейлани идёт со стороны контактной импровизации.

Вот для примера пара видео с экспериментами с разных сторон.

image Click to view



Смонтированное видео, но кусочки можно увидеть.

image Click to view


Пришло из разного, выглядит по-разному и имеет отклонения от "нормы" разного типа - потому что "норма" разная.

Для меня, как для человека из контактной импровизации, «тангоконтакт» слишком сложен и вызывает вопрос - а зачем? почему бы просто не потанцевать танго??? а потом прийти на КИ, если так хочется? Когда тот же вопрос задавали про контактанго, я удивлялась. Теперь, увидев у себя такой же вопрос в другую сторону, понимаю больше.

Если в целом, довольно много народа экспериментирует на эту тему. Около Сан-Франциско, говорят, есть что-то в том же направлении. На московском фестивале КИ была девушка, Крус Леоне, тоже сделала класс-лабораторию на тему танго через идеи контактной импровизации. У неё, кстати, было именно танго, просто объяснённое людям из контакта через понятные им слова. Лейлани именно смешивает.


По моим собственным впечатлениям от воркшопа Лейлани, исследование это весьма интересное и обогощающее. Как я и ожидала. Только теперь могу написать уже постфактум, что ожидания подтвердились.

Особенно мне понравилось, как Лейлани объясняла танго-идеи, какие образы использовала. И как через контактные упражнения подводила к танго, подготавливая тело к танго-движению. Например, мы делали разогрев на полу, изучая спирали и диагонали в теле, и исследуя потом как продолжать полученный от патнёра импульс через диагональ. Очень контактное упражнение. В этом упражнении для меня стала особенно очевидна идея про запаздывание перед следованием. Просто досада иногда брала, когда, едва дашь импульс партнёру, он тут же бежит выполнять, не дав тебе даже развить свою идею, додумать, куда ты ведёшь, и увидеть инертность тела. Помню когда-то я читала размышления танго-партнёра о разных партнёршах, одни хорошо ведутся, но очень поспешно, а вторые с такой ленцой, с запаздыванием, и это вот запаздывание мол очень круто и волнующе. Тогда не очень поняла суть идеи, а тут прочувствовала на все 100%. Этот момент запаздывания и даёт ощущение драйва, как будто энергия накапливается, а потом воплощается в движении. В общем, начали мы с пола, продолжили контактными упражнениями, а закончили материалом из танго. Суперски организован материал!!

На следующий день то же самое. Начали с контактного разогрева на полу, работая с идеей мягкости и комфорта. Способа комфортно расположиться на партнёре. Долго работали. А потом р-раз! - и эта тема обернулась темой про объятие. Как обниматься и как менять объятье. Как делать объятье живым, дышашим. Конечно, у народа без танго-опыта далеко не идеально (с точки зрения танго) получалось, но мне нравится сама эта манера вводить в тему и подавать материал. ОЧЕНЬ нравится!

Ещё в контексте этой темы мы упомянули такую вещь, как место контакта с партнёром. Лейлани сказала, что это общее у контактников и у тангеросов - им нужно быть мягкими и комфротными там, где они касаются партнёра (чтобы объятие было приятным, удобным), и в то же время удлиняться всеми другими конечностями. Мол, есть такие танцоры танго, у которых объъятие деревянное и как будто мёртвое. И есть такие контактники, которые если в тебя врезаются или прокатывают точку контакта, это очень жёстко и неприятно. А мы должны учиться смягчать места контакта, но не забывать про удлинение и структуру во всех остальных точках.

Ещё одна понравившаяся мне идея всплыла во время упражнения на импровизацию и на импульсы от партнёра. Идея такая - моё тело мягкое и я могу делать что хочу, до того момента, как я почувствую импульс от партнёра в какой-то точке. Как только я чувствую импульс, я превращаю своё тело в этом месте из мягкого в структуру - создаю рычаг из точки приложения импульса к своему центру. Чтобы партнёр смог бы воздействовать на мой центр через появившийся рычаг. Суперштука! Значит, что мне не нужно всё время держать жёсткое объятье, а нужно просто делать его таким, когда я чувствую импульс от партнёра. Чисто технически, это гораздо проще осуществлять (рука не устаёт), да и жизни прибавляется в моменты, когда рамка не нужна.

Ниже ещё несколько идей, которые запомнились с воркшопа.

Танго - это всегда про создание пространства. Я создаю пространство для себя, занимаю его и делаю в нём, что мне нравится. Эта идея помогает получить это качество движения, когда я иду и своим шагом мысленно двигаю пространство и занимаю его. Ещё у меня сильно перекликается с мастер-классом по перфомармансу, который когда-то давал Андрияшкин. Я никак не могла понять - что он хочет от нас? Он предлагал иногда идти и «уносить с собой пространство», а иногда идти «оставляя пространство и просто перемещаясь в нём». Я тогда злилась что не получается и непонятно. А вот в объяснении Лейлани стало кристально понятно. И всё сходится наконец-то.

Когда ломаешь структуру тела (не сохраняешь систему «центр над центром») в шаге, то партнёр не получает коммуникативное сообщение вовремя и не следует туда, куда его ведёшь. Как будто сообщение не доходит до адресата или доходит с опозданием, когда уже наступил партнёру на ногу. :)

Вдох и выдох при переносе веса и сонастройке партнёров. Возможный побочный эффект - сонастройка по дыханию помогает остальной настройке.

Стремиться к партнёру грудным, сердечным центром. Этот образ для меня меняет отношение к происходящему и открывает двери в танец. Лейлани дотронулась мне пальцем до грудины и как будто что-то открылось новое в моём отношении к партнёру. Это о связи физики и психики для меня.

Образ про скрутку. Делая скрутку, мы как будто «заводим часы», «заряжаем пружину», а доворачиваясь, разряжаем её.

Очень важная была тема про контейнер. Мы делали «круг» руками и представляли, чем он наполнен, и некоторое время работали с этой формой и образом. А потом разбились на пары, появился партнёр и стал давать импульсы тому, кто продолжал работать со своим «кругом». А в конце-концов партнёр смог заползать внутрь круга и воздействовать уже изнутри круга. Для меня в начале это про собственную энергетику, про необходимость понимать и чувствовать что я несу, что я содержу, что я презентую в танце, а потом про включение партнёра в это поле. И если представить, что мы оба оказались внутри «кругов» друг друга, получилось схематическое «объятие», и танец получается как результат взаимодействия энергий друг друга. Нельзя в танец нести ничего - тогда и танцевать не с чем, нес чем взаимодействовать. Надо понимать собственную энергетику (содержимое «круга») и нести её. И так как она (собственное содержимое, личность, что-то такое) тесно связана с центром, с сердцевиной, она напрямую связана с танцем. Лейлани ещё предлагала такой образ - I'm big and beautiful (я большая и красивая, я большой и красивый) как намерение, с которым делается шаг.

Ещё одно прекрасное упражнение и образы было для меня связано с мужской и женской ролью в танго. У нас оно не зависело от пола и по-моему даже от техники. Упражнение такое - один партнёр идёт сквозь пространство, слушает пульс музыки и воплощает его в теле. Т.е. он устанавливает отношения с музыкой. Его задача - хранить пульс музыки и устанавливать отношения с ней. Второй партнёр перемещается рядом, и его главная задача - установить взаимоотношения с первым партнёром (через движение). И иногда второй партнёр устанавливает отношения с музыкой через отношения первого партнёра с музыкой. Устанавливает отношения через отношения. %-) Для меня это очень про женскую роль. То есть первое что я слушаю - мой партнёр, он для меня главное. А музыка тоже важна, но не напрямую, а через призму трактовки, которую делает мой партнёр. Я всегда накладываю свои идеи на его трактовку, а не просто на музыку.

Забавный рекурсивный образ - что танго всегда про слушание. Звучит немного необычно, потому что стандартный образ -кто-то ведёт, а кто-то слушает. Наш образ был - первый партнёр всё время слушает движение второго, а второй тоже всё время слушает - а слушает ли первый?

Несколько идей про то, как расслабиться через переедание тем, что напрягает. Например, в зале зеркало, сейчас походим по пространству, посвятите как минимум две минуты чтобы смотрть на свои движения в зеркале, непрерывно. После этого оно вас не будет волновать. Или - давайте сейчас будем вставлять украшения везде, где нужно и где не нужно, сделайте их как можно больше и пусть ваш мозг устанет. После «перекорма» украшениями мой мозг действительно подохренел и украшения стали появляться очень изредка.

Лейлани, говоря о музыке, использовала часто слово «пульс», вместо «ритм», объясняя это тем, что как у человека есть пульс, который связан с сердцем, так и в музыке есть живой, естественный пульс. Было и много чего ещё, больше так сразу не вспоминается. На самом деле мы не так много идей рассмотрели, но каждую идею рассматривали с очень разных точек зрения и потом собирали вместе.

Из огорчений, было больше работы и меньше игры и флирта, чем мне хотелось. Л. посмотрела, что делает наша местная питерская группа контактанго, и сказала что у них в танце как будто нету ничего кроме специй, нету мяса и картошки. Т.е. они сильно увлекаются игрой и перформансом, но форма практически отсутствует. Поэтому с этой группой надо поработать над формой. Это меня расстроило, но что поделать. Честно говоря, я вообще не понимаю, как девчонки взялись преподавать, не зная танго совсем и почти не зная контактную импровизацию. Получились одни эмоции, и те не вполне в контакте с партнёром. Эх. Я удивляюсь и восхищаюсь, как Лейлани, имея большой опыт, может достаточно быстро донести основные идеи танго за три дня. Но это человек с огромным опытом преподавния и практики. А чему учат наши девушки, большой вопрос...для меня, конечно. С удовольствием подурачиться с партнёром. Что само по себе хорошо, но причём тут контактанго, мне непонятно. И я опасаюсь, что обесценится сама идея контактанго из-за такой подачи. В общем, сложное у меня отношение к нашей местной истории. Но это как в контактной импроизвции, и это открытая форма. Не запретишь. :) И сила в этом и слабость этой формы. Это делает её живой..Любопытно, куда всё это дальше разовьётся.
Наверное, мне просто несколько обидно, что из-за передоза специй где-то на занятиях у девочек, нам на воркшопе специй не дали почти совсем. И видимо если Лейлани ещё раз приедет, опять не дадут, т.к. опять будет у наших передоз специй. Хлюп. А если в целом, видать, тренирует меня реальность на предмет отпускания ожиданий. :)

Я очень довольна этим опытом, с разных точек зрения - и с точки зрения танцевально-движенческих экспериментов, и с точки зрения просто знакомства и общения, и с точки зрения проб себя как организатора.

Напоследок - кусочек старого перформанса Лейлани с партнёром про ноги. :)

image Click to view

КИ, танец, танго

Previous post Next post
Up