Ходила тут в Эрмитаж. Не была там лет.. восемь наверное. Во всяком случае, точно не меньше. Когда-то давно, читая Довлатова, я удивилась фразе:
" - Я не поеду. Здесь мама. В смысле - ее могила. Здесь все самое дорогое. Здесь Эрмитаж...
- В котором ты не была лет десять.
- Да, но я могу пойти туда в ближайшую субботу... И наконец - я русская! Ты понимаешь - русская!"
Это ж надо ж какие чудаки, думала я - десять лет в Эрмитаже не бывать! Я тогда училась в школе и так получалось само собой, периодически захаживала.. Времена были не те, и десять лет казались невозможной вечностью.
Но вот, и я там, и Эрмитаж существует в некоторой параллельной от меня реальности..
Так вот. Каково оно, через восемь-то лет?
Для меня Эрмитаж всегда был неким огромным и совершенно неясным, непознаваемым лабиринтом. Местом, которое невозможно изучить, которое настолько переполнено, что человеческой жизни на это не хватит. Все приходы туда бывали сродни магии - либо беспорядочное блуждание среди картин, с надеждой найти в итоге выход, либо непонятный путь с множеством поворотов, который я проходила за кем-то, оказываясь в итоге в неком заповедном месте, окрестности которого я более-менее представляла, не зная при этом, где оно.
В этот раз всё внезапно сложилось в относительно понятную и ясную картину. Я сопровождала своего приятеля, поэтому мы взяли план и пытались выбирать, что хотим посмотреть. Оказывается, всё, в общем-то, довольно просто - есть вполне определённая структура залов и логика композиции, и перемещаться по этому пространству можно вполне осознанно. Для меня это оказалось большим сюрпризом. Вероятно, сродни тому, что испытываешь, внезапно понимая, то тот дремучий лес, что был на даче - всего лишь небольшая роща.. Я вовсе не хочу преуменьшить достоинства и объём коллекции Эрмитажа, просто для меня действительно многое прояснилось.
Также с большим для себя удивлением поняла, как много картин мне знакомы, и как много мы пережили вместе. Я имею в виду, мне вспоминалось, как я стояла когда-то у той или иной картины и рассматривала её, какие у меня были мысли, что привлекало тогда моё внимание.. Оказалось я помню это и сейчас, и ещё, интересно было смотреть новыми, прожившими ещё восемь лет глазами, видеть теперь что-то иное. Мой жизненный опыт сейчас другой, я и смотрю по-другому, читаю другие нюансы.
В старших классах меня стали больше интересовать импрессионисты и иже с ними, остальная часть коллекции казалась чужой, одинаково мёртвой и далёкой. Мне хотелось больше ярких эмоций и впечатлений. Сейчас "старые" мастера опять ожили для меня и порой кажутся более тонкими и значительными. И, конечно, очень разными - совсем разные страны, эпохи, культуры.
Конечно, впечатления поменялись и в связи с возможностью посетить другие музеи в других городах, посмотреть другие страны.
Многие сюжеты буквально ожили для меня - я лучше понимаю настроение природы, я вспоминаю пейзаж, я видела похожих людей. Это всё теперь не просто мёртвое искусство. Это очень важно, как мне кажется. Искусство только выражает жизнь как она есть, и покуда я не видела "ту" жизнь, для меня очень сложно понимать, о чём вообще была речь. Конечно, складывается собственное представление, которое может быть даже даёт больше пии для размышлений, чем исходник, но это может быть очень далеко от реальности.
К сожалению, это знание всегда в той или иной степени уходит с течением времени. Потеря контекста. Как мы уже не можем в полной мере оценить совершенство текста "Евгения Онегина", так мы не можем оценить в полной мере и старую картину.. Но, хотя бы что-то. Чем больше контекста, тем больше понимания..
Ничего в общем-то удивительного, но моё внимание в наибольшей степени привлекли в этот раз сюжеты связанные с Христом и распятием, и сюжеты связанные с Марией с младенцем. Мой приятель, котрого я сопровождала, пошутил на эту тему - на тему младенцев и материнства. Надо сказать, это моё давнее пристрастие. Бесконечно интересно, насколько разные эти матери и эти дети. Я всё время пытаюсь представлять художника, что он чувствует на ту тему. И Марию тоже - каково ей? как она относится к своему ребёнку? что она о нём знает? что за человек она сама? Ох. Бесконечная тема.
--
Не совсем в тему, даже захотелось пересмотреть "Руский ковчег". Который при первом просмотре показался мне до смешного пафосным.
В общем, вот. Конец заметки. Я очень благодарна случаю, благодаря которому я оказалась в этом музее. Море впечатлений и воспоминаний.
Плюс, кто знает, а вдруг прошло б ещё лет десять, прежде чем...