Тезисы выступления Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина
на совместном заседании Госсовета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества по вопросу «О внедрении современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг»
23 декабря 2009 года, Москва
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники заседания!
Прежде всего, хочу поблагодарить Президента Российской Федерации, уважаемого Дмитрия Анатольевича, за поручение - возглавить рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по столь многогранной и злободневной для страны тематике.
Предлагаемые к обсуждению на Госсовете вопросы, безусловно, актуальны как для отдельного гражданина, так и для общества в целом.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен доклад, подготовленный рабочей группой. Должен отметить, что ученые, специалисты в области информационных технологий, сотрудники федеральных и региональных ведомств, эксперты очень заинтересованно и ответственно отнеслись к работе.
73 региона приняли участие в анкетировании, которое мы провели вместе с Министерством связи и массовых коммуникаций.
Хочу поблагодарить всех за содержательные, острые дискуссии, которыми сопровождались заседания рабочей группы в процессе подготовки материала.
Мы постарались отразить в докладе: стратегию решения проблем, болевые точки в существующем процессе предоставления государственных услуг, а также наметить перечень мер, которые позволят обеспечить каждому гражданину нашей страны комфортные условия при получении услуги.
При этом рабочая группа максимально учитывала все предпринимаемые шаги на федеральном уровне, опыт российских регионов, зарубежных стран.
Мы исходили из того, что для большинства граждан, организаций именно через получение услуг происходит повседневное, непосредственное общение с государством.
По качеству оказания услуг общество оценивает эффективность государственного управления в целом и отношение государства к гражданам.
Не секрет, что сегодня только 1% жителей страны оценивает качество предоставляемых государственных услуг как «позитивное», подавляющее большинство опрошенных испытывают те или иные проблемы при их получении.
Вы, Дмитрий Анатольевич, уже называли причины. Это долгое ожидание в очереди, необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу, длительное ожидание результата, коррупционная составляющая, недостаток информации о процедуре получения услуги и другие.
Хочу добавить, что получение гражданином тех или иных госуслуг, как правило, отрывает его самого от рабочего процесса, что становится особенно актуальным для тех, кто живет в удаленных населенных пунктах нашей страны. Когда одна поездка, что называется «туда и обратно», не всегда укладывается не только в рабочий, но и в календарный день. Трудно оценить те совокупные издержки, которые несет сейчас государство, предоставляя госуслуги в существующем формате.
Регионы России обращают внимание и на другие проблемы, такие как:
· недостаточный уровень координации работ в сфере информатизации на межотраслевом уровне, несогласованность ведомственных, федеральных и региональных программ, организационные сложности при проведении мероприятий в органах местного самоуправления. Используется большое количество разнородных ресурсов и систем, зачастую нет возможности оперативного информационного взаимодействия;
· слабое развитие инфраструктуры в регионах: отсутствие необходимых средств связи, телекоммуникаций, высокая стоимость программно-технических средств и доступа к сетям ИНТЕРНЕТ;
· недостаток на госслужбе квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
· недоступность информационных услуг для значительной части населения и низкая его компьютерная грамотность.
При этом, анализ, проведенный рабочей группой, показал, что к сегодняшнему дню в государственной власти на федеральном и региональном уровнях проведена большая работа по информатизации.
В ходе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010), а также других программ и проектов, в настоящее время достигнуты ключевые результаты, которые могут служить базисом для формирования и развития так называемого «электронного правительства».
К таким достижениям можно отнести высокое оснащение органов власти вычислительной техникой и базовым (офисным) программным обеспечением, создание телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности органов власти, наличие значительного числа комплексных автоматизированных информационных систем, формирование у государственных служащих базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий.
Органы государственной власти имеют сайты в сети Интернет, в том числе созданы сайты Президента Российской Федерации, Правительства, министерств и ведомств, интернет-сайт «Приоритетные национальные проекты» и ряд других, пользующихся интересом у общества.
Начаты работы по созданию общегосударственных и межведомственных информационных систем: единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации, автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, автоматизированная информационная система «Единого федерального информационного ресурса сведений о банкротстве», ГАС «Управление» и другие.
В феврале 2009 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации «электронного правительства».
Активно проходит создание и развитие элементов «электронного правительства» в регионах России, таких как: Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Самарская, Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург, ряде других.
В большинстве субъектов Российской Федерации широко внедряется инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и услугам, органов управления. В частности, в рамках таких социальных проектов как «Интернет в каждый дом», «Кибер-почта», «Компьютер в каждый дом», через развитие сети Центров общественного доступа к сети Интернет, прежде всего, на базе публичных библиотек.
Типичные решения есть и в Астраханской области. Создан «Многофункциональный центр». Оказывается 78 услуг. Для удобства посетителей работают «электронная очередь», центр телефонного обслуживания. Предполагаем, что к концу года будет оказано свыше 100 тысяч услуг.
В среднем посещаемость более 500 человек ежедневно. Планируем открытие филиалов на территории всей области. На специальном портале представлены 148 сервисов. Каждый включает полное описание услуг, если требуется заполнение бумажных форм документов, то можно «скачать» форму заявления, бланк. Есть Интернет-приемная.
Снижаются цены на доступ в Интернет в регионе, растет аудитория. И это не только молодежь - для людей старшего поколения организованы специальные курсы.
С привлечением инвестиций Сбербанка России в пилотном режиме внедряется «Социальная карта Астраханской области». Привлекательность карты нового образца в том, что, помимо традиционного приложения, дающего возможность получать обычный набор платежных услуг (зачисление пенсии, пособия, зарплаты, проведение операций по оплате коммунальных платежей, снятию наличных и так далее), она может являться удостоверением личности и инструментом доступа к социальным услугам.
Различные социальные и иные приложения, размещенные в настоящее время на карте, позволяют жителям региона дистанционно взаимодействовать с органами государственной власти и организациями - участниками проекта.
Особенностями Проекта являются: совмещение социальных и платежных приложений на одном чипе смарт-карты; использование одновременно карты гражданина и карты специалиста (например, врача), что создает основу для функционирования двустороннего юридически значимого электронного документооборота. Он может быть применен в лечебных учреждениях, при выписке рецептов; использование СНИЛС в качестве единого идентификатора.
Реализация проекта позволяет:
• гражданам - самостоятельно вести учёт льгот, экономить время, получать удаленный доступ к услугам
• власти - контролировать целевое использование бюджетных средств, повышать качество обслуживания населения
• другим участникам - в целом снижать затраты на оказание и получение услуг.
Аналогичный опыт есть в нескольких территориях, а технологии используются разные, на наш взгляд, есть смысл, в пилотном режиме, отработать порядок взаимодействия существующих решений для последующего тиражирования на все регионы Российской Федерации.
Учитывая сложность, многоплановость процесса оказания госуслуг, а также большое количество заинтересованных сторон нам представляется необходимым подойти к процессу перевода в электронную форму с позиций форсайт-проектирования.
(эффективного инструмента формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства).
Кроме того, есть некоторые конкретные предложения по решению задач перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде.
Прежде всего, необходимо упорядочить электронное взаимодействие органов власти между собой в процессе оказания государственных услуг, установить правила и порядок данного взаимодействия, которые сегодня отсутствуют. В противном случае развитие информационных ресурсов органов власти будет осуществляться по принципам, определяемым их разработчиками, что повлечет за собой невозможность данных систем обмениваться информацией, их несовместимость на федеральном и региональном уровне. Кроме того, должны быть определены организационный порядок данного взаимодействия, ответственность за предоставляемые сведения и их использование.
Также считаем необходимым:
· централизовать управление процессом формирования электронного правительства;
· особое внимание разработчики систем должны обращать на то, что пользователи систем - рядовые граждане, часто имеющие образование, полученное 20 - 30 и более лет назад, когда современных информационных технологий еще не было;
· разработку типовых обучающих программ, направленных на совершенствование навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий различными социальными группами граждан Российской Федерации.
· определение единых правил информационного взаимодействия в электронном виде между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, унификация и интеграция используемых систем;
· модернизацию системы ориентиров (ценностей) государственных служащих (эффективный менеджмент и проектный подход);
· формирование у государственных и муниципальных служащих устойчивой мотивации компетентного использования информационных технологий;
· формирование у населения заинтересованности в получении государственных услуг в электронном виде и повышение доступности информационных технологий для различных групп граждан, повышение информационной грамотности и социальной ответственности обеих сторон, участвующих в процессе предоставления госуслуг.
Полагаю, что представленные рабочей группой материалы, могут служить основой для принятия системных решений по совершенствованию процессов внедрения современных технологий в сфере предоставления государственных услуг.
Благодарю за внимание!