Несколько чужих слов о коммуникации

Jun 12, 2016 18:18

Мне кажется, что нижеследующее актуально не только для случая бизнес-переговоров. Вообще интересная и важная тема. Я бы даже сказала, что этому в школе нужно начинать учить. :)

"...В моём понимании, истинная коммуникация - это объединение усилий равноправных партнёров, нацеленное на порождение принципиально нового содержания. Прежде чем поделиться практическими советами, разберу несколько распространённых заблуждений.

Коммуникация - это не бытовой разговор и не дружеская беседа. В таких форматах общения вам вполне достаточно просто выговориться - не обязательно до конца понимать друг друга, а уж тем более порождать новые смыслы. Коммуникация нужна там, где есть совместная деятельность, порождение чего-то нового, где взаимопонимание необходимо для достижения результата.

Коммуникация - это не генерация идей. В бизнесе коммуникация всегда подразумевает ответственность сторон. Причём чётко очерченную. Многие совещания и групповые обсуждения проходили бы в компаниях совсем иначе, если бы коллегам приходилось потом совместно реализовывать то, что они «нагенерили».

Коммуникация - это не манипулирование. Продавливание своей позиции - это тема для отдельного разговора. Когда мы говорим об истинной коммуникации, мы подразумеваем только открытые и уважительные отношения равноправных партнёров, которые преследуют общую цель.
Наконец, коммуникацией не являются формальные рабочие обсуждения. Постановка задач руководством, отчёты о проделанной работе и прочие «монологовые» форматы - это другое. В коммуникации нет иерархических отношений. Все участники выступают как равноправные партнёры, которые в равной мере влияют на ход и результат коммуникативного процесса.

<...>

Человек, сидящий напротив вас за столом переговоров, воспринимает, мыслит, рассуждает и запоминает не так, как вы. Не обязательно неправильно - просто по-другому.

У двух собеседников не может быть общей картины мира, одного языка или кода для её описания. При полном соответствии того, что произносится, и того, как это воспринимается, у нас вообще отсутствовала бы потребность в коммуникации, ведь не нужно было бы обсуждать и договариваться.

У вас и вашего собеседника разные образование и культурный бэкграунд (даже если вы ровесники, коллеги и родились в одной стране), вы работаете в разных контекстах, имеете разные личные и профессиональные цели. Не говоря уже о том, какое множество типов мышления выделяют ученые - аналитическое, критическое, ассоциативное, образное, интуитивное и т.д.

У каждого из нас в каждый конкретный момент преобладает какой-то один тип мышления, но мы редко задумываемся, что собеседник может мыслить в абсолютно других категориях. Работая над общим предметом и даже называя его одними и теми же словами, скорее всего, вы с заказчиком понимаете под ними разное, каждый - что-то своё.
Чтобы построить правильную коммуникацию, вам придётся принять философскую категорию инаковости. Исходите из презумпции адекватности и разумности противоположной стороны. Старайтесь понять, чего на самом деле хочет контрагент, умейте слушать, не навязывайте шаблонные решения и не отмахивайтесь от альтернативных точек зрения.

<...>

При обсуждении концептуальных вопросов максимально полно и объективно объясняйте заказчику альтернативы - чтобы он мог принять взвешенное решение. Выслушав, попытайтесь переформулировать каждый тезис клиента своими словами и получите от него подтверждение корректности своего понимания.

Со временем вы сформируете общее смысловое поле. Нередко на создание цельного коммуникационного пространства уходят годы. Почти всегда клиенту и подрядчику приходится пройти через множество неприятных конфликтов. Но разрешая их, вы обретаете общий контекст и укрепляете доверие.
Если получится найти общий язык, это станет вашим главным конкурентным преимуществом, когда заказчик встанет перед выбором подрядчика на очередной проект."

Источник: http://secretmag.ru/article/2016/05/04/misunderstanding/?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=secretmag_2016-05-12
Previous post Next post
Up