Почему войны неизбежны

Mar 10, 2022 13:43

Тут некоторые не понимают, а кое-кто и прямым текстом спрашивает, почему нельзя жить мирно, без войн, и почему кто-то на кого-то регулярно нападает.

Отвечаем: потому что так устроена капиталистическая экономика. Не в том смысле, что её кто-то злой таким неправильным способом устроил - нет, она сама по себе так работает.

Поскольку многие этого действительно не понимают, попробую объяснить на пальцах. Давно собирался, но всё руки не доходили. Объяснение будет, естественно, очень упрощённым и схематичным.

Представьте себе площадь, на которой стоит 100 ларьков, в которых торгуют всякой всячиной. У каждого ларька свой хозяин, который либо сам торгует, либо нанимает одного-двух-трёх работников. Кто застал 90-е - воочию такое видел. Давайте, понаблюдаем, что с ними будет происходить со временем.

Через год на площади останется 50 ларьков. Остальные либо разорятся, либо их выкупят более удачливые соседи-конкуренты. Это даже в отсутствие всякого бандитизма, рэкета и государственного давления так будет. У нас же умственный эксперимент? Ну так представьте себе этакий либертарианский рай: никакого регулирования, никакой силовой составляющей - один свободный рынок и ничем не ограниченная, но совершенно мирная конкуренция.

Но на этом свободном рынке всё равно кто-то работает лучше - а кто-то хуже. А главное, кому-то везёт чаще - а кому-то реже. Или там, у одного пятеро детей и больные родители, и он вынужден всю прибыль на них тратить, а другой - холостой и может всю прибыль в развитие бизнеса вкладывать. Ну и т.д., и т.п.

В общем, через год на площади остаётся 50 ларьков. Или пусть даже - 60, потому что за это время 10 новых открыли.
Ещё через год - 30. Причём, те, что уже какое-то время существуют - успели раскрутиться, обрасти постоянными покупателями и поставщиками. Новооткрытым ларькам со старыми конкурировать тяжело, так что из новых первый год в лучшем случае четверть переживает.
Ещё через год ларьков останется - 20. (Естественно, конкретные цифры и сроки условные, но тенденция именно такая.)
Потом - 10.
И т.д., пока не останется один огромный супермаркет, принадлежащий одному самому удачливому и/или беспринципному.
Или, что бывает чаще, останется три-четыре крупных собственника, которые решат, что выгоднее не продолжать конкуренцию, а договориться об относительно мирном сосуществовании. Конкурентные войны штука затратная и рисковая, - всегда есть шанс, что в итоге проиграешь. А если договориться и жить мирно - то на жизнь всем хватает.

Правда, нейтралитет всё равно остаётся «вооружённым». Даже если ты сам не хочешь конфликтов - всё равно приходится постоянно следить, чтобы кто-нибудь из конкурентов не придумал какой-нибудь новый ход, с помощью которого сможет тебя поглотить. Или чтобы другие двое не договорились против тебя.

А если кто-нибудь из оставшихся начнёт ослабевать - то придётся тут же его атаковать. Не потому, что тебе этого хочется, а потому, что если этого не сделаешь ты - то сделает твой сосед. И поглотив ослабевшего - станет сильнее, а после этого порвёт все договорённости и поглотит тебя.

Что интересно, после того, как рынок поделен и остаётся три-четыре крупных конкурента, борьба принимает новые формы.

В самом начале, пока ларьков было 100 или чуть меньше, основными способами конкуренции были повышение качества товара, снижение цен, всякие приятные плюшки для покупателей и высокие зарплаты для продавцов - чтобы самых лучших себе переманить. (Напоминаю, мы описываем идеальную ситуацию, когда бандитов не нанимают и соседние ларьки не поджигают. Все участники - изначально люди хорошие и честные.)

Но когда на площади осталось три-четыре больших магазина, выясняется, что прежними способами удерживать позиции уже невозможно. И тогда «рынок покупателя» сменяется «рынком продавца».

Выбора у покупателей теперь особого нет - они выбирают между тремя-четырьмя большими магазинами. А если вдруг кто-то пытается по соседству открыть новый ларёк - то крупные соседи его моментально либо разоряют демпингом, либо покупают. А то и вовсе официально или неофициально пролоббирует в мэрии запрет на открытие ларьков. Или, скажем, запрет на продажу тех или иных товаров в магазинах меньшей площади, чем у них. Или ужесточат санитарные нормы, так что ларёк их выполнять не сможет. И т.д., и т.п.: есть много «сравнительно честных» «методов против Кости Сапрыкина».

Какое-то время ситуация может продержаться в шатком равновесии, но очень скоро хозяевам магазинов приходится просто из чувства самосохранения принимать вынужденные решения, которых они, может быть, и не хотели бы принимать. Приходится всем, просто потому, что как только один начинает играть в эту игру - то остальные либо быстро проигрывают и разоряются, либо начинают действовать так же.

Один запускает крикливую пошлую рекламу. Теряет на этом пару процентов покупателей-эстетов, но получает 10-15 процентов тех, кто на эту рекламу повёлся. Остальные тут же вынуждены запускать аналогичную рекламу, а тот, кто этого не делает, через год-другой разоряется и выбывает из гонки. И несколько процентов эстетов, которые до последнего предпочитали покупать у него - теперь вынуждены ходить в оставшиеся магазины, потому что больше некуда.

Другой опускает цены за счёт снижения качества товара. И опять, несколько процентов покупателей идут туда, где качество выше - но куда больше народу ведётся на низкие цены. В итоге, тот, кто не опустил цены, а вместе с ними и качество - разоряется. Остаются те, кто поступился качеством и опустил цены.

Третий обнаруживает, что из-за снизившихся цен у него упала прибыль, но зато теперь он может спокойно снизить зарплаты своим работникам. Это раньше, когда у покупателей был большой выбор, было важно, чтобы продавцы были хорошие. Причём, каждый покупатель мог выбрать «своего», наиболее симпатичного ему продавца. А теперь, когда особого выбора нет - это уже не принципиально. Полезней научить продавцов стандартным приёмам продаж, и штрафовать тех, кто их не соблюдает.

Потом все обнаруживают, что слишком заигрались в демпинг и прибыль снизилась. После этого втихую договариваются, о синхронном повышении цен.

И т.д., и т.п.

И вот, проходит несколько лет (или десятков лет), и покупатель вместо большого выбора дешёвых качественных товаров и приветливых продавцов внезапно обнаруживает дорогие некачественные одинаковые товары, которые ему втюхивают безразличные продавцы. Но деваться покупателю некуда - и он покупает.

Естественно, площадь с ларьками - это просто умозрительный пример. То же самое в рыночных условиях происходит и в любых других сферах: производство, сельское хозяйство, услуги, медицина, образование и т.д., и т.п. Кстати, СМИ это тоже касается.

Любая замкнутая или почти замкнутая система (то есть, не имеющая связей с другими рынками или имеющая минимальные связи) эволюционирует по этой схеме.

Конечно, у каждого вида деятельности и в каждом конкретном случае есть своя специфика. В одних случаях изначально рынок шире (больше покупателей), в других случаях - уже; в одних случаях количество игроков на рынке изначально больше, в других - меньше; где-то больше связей с другими рынками, где-то - меньше; где-то приняты силовые методы конкуренции, где-то бандитизма почти нет; государство может сильнее или слабее ограничивать конкуренцию и монополизацию. И ещё масса влияющих факторов, вплоть до стихийных бедствий и моральных качеств основных игроков.

Но общая схема в любом случае остаётся именно такой: быстрее или медленнее, с насилием или без, с большей или меньшей коррупционной составляющей - эволюция в любом случае идёт именно в вышеописанном направлении. От желания конкретных людей тут ничего не зависит: они могут слегка притормозить или немного ускорить движение катящегося колеса, но ни остановить, ни повернуть его вспять не могут.

Но вернёмся к нашему умственному эксперименту.

Итак, торговые места на площади поделены между несколькими сильными игроками. И нужно ещё учесть, что к этому времени поделены не только торговые места на городской площади, но и производство всего, что на этой площади продаётся: городская промышленность и сельское хозяйство на землях вокруг города, а заодно и сфера услуг. Всё это постепенно прибиралось к рукам, пока на весь город не осталось несколько крупных собственников. А все остальные получают у них зарплату, а потом оставляют её в принадлежащих им магазинах.

И конкуренция идёт не только в магазинах, но и на производстве. Кстати, что интересно, чем больше у тебя покупателей - тем большими партиями ты можешь выпускать товар, а значит, каждая единица товара будет обходиться тебе дешевле. Таким образом, можно в какой-то момент немного вырваться вперёд в конкурентной гонке.

Но потом, конкуренты либо разоряются - либо догоняют. И ты должен продолжать выпускать как можно более дешёвый товар как можно большими партиями. То есть, опять же, вынужден снижать качество и зарплаты работников. В какие-то конкретные моменты может оказаться выгодным поднять качество, чтобы привлечь новых покупателей, или зарплаты, чтобы замотивировать работников. Но это будет именно локальными улучшениями, которые быстро заканчиваются. А если ты не хочешь быть в тренде - то вскоре разоришься, и вместо тебя это будет делать твой конкурент.

И всё бы ничего, но мы же помним, что товары становятся всё дороже, а зарплаты снижаются (или напрямую, или в цифрах растут, но инфляция растёт быстрее).

Думаете, в этой ситуации плохо покупателям? А вот и не угадали! Куда хуже собственникам магазинов и производств, потому что покупатели теперь не в состоянии купить все товары, которые произвели и завезли в магазины.

Это называется кризис перепроизводства: денег у людей меньше, чем товаров.

А если у кого-то денег чуть побольше - то он, видя происходящее, старается отложить их на чёрный день, а не потратить прямо сейчас.

Особенно обостряется ситуация, если на краю площади имеется интересное заведение - этакая смесь казино, банка и биржи.

Дело в том, что в один прекрасный день кто-то из собственников обнаруживает, что может, конечно, вложить деньги в создание нового производства или расширение старого, платить инженерам и рабочим зарплаты и через несколько лет окупить вложения и начать получать прибыль в сколько-то десятков процентов.

А вместо этого он может пойти в казино, поставить ту же сумму и за один вечер выиграть столько же, сколько поставил. А то и больше.

Как вы думаете, что он выберет?

В итоге, деньги начинают всё быстрее вымываться из реального сектора (производство, сельское хозяйство) и «полуреального» (продажи и сфера услуг) в виртуальный. Всё больше денег вкладывается в финансовые пузыри, где можно быстро крутить деньги, зарабатывая гораздо больше.

То есть, ты сам, конечно, можешь в этом не участвовать. Но тогда твой конкурент по-быстрому заработает там денег, а после этого сможет за их счёт опустить цены в своих магазинах и поднять зарплаты для своих продавцов и производителей. После этого ты разоришься, он скупит твою собственность и обратно повысит цены и снизит зарплаты.

Отказаться играть в эту игру нельзя. Если играешь - то ты можешь выиграть или проиграть. Но если перестаёшь играть - автоматически быстро проигрываешь и выбываешь из игры.

Прямо по Кэрроллу: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Итак, напоминаю, у нас кризис перепроизводства. Товаров производится и завозится в магазины больше, чем есть денег у потенциальных покупателей, которые получают зарплаты за производство этих товаров и за продажу их друг другу.

Что делать в такой ситуации несчастному собственнику, которому некуда девать товары? Не трудно ответить!

Он начинает продавать их в кредит!

Да, пускай денег на руках у покупателей нет, но товары сбываются, а у продавца накапливаются долговые расписки. А поскольку экономика к этому времени в значительной части стала виртуальной - в нашем казино эти долговые расписки принимают как ставки в игре. И более того, магазины могут покупать в долг товары у производителей. А производители - закупать в долг сырьё, станки, комплектующие. Поэтому - пока всё нормально.

Но вот, проходит ещё несколько лет, и обнаруживается ужасное: большинство покупателей успело дать столько долговых расписок, что теперь вся их зарплата уходит на выплату процентов по этим кредитам. Только процентов. О покрытии самих долгов речь в принципе не идёт. На руках у них денег нет, вся зарплата уходит на выплату процентов. Ситуация заходит в тупик.

Ещё раз! Обратите внимание! Никто ничего злонамеренного не делал. Каждый изначально вёл себя честно. Просто те, кто вёл себя чуть более честно - постепенно проигрывали, а те, кто чуть менее честно (но тоже всё в рамках, безо всякого беспредела) - постепенно выигрывали. И ситуация развивалась сама собой. Каждое отдельное действие каждого игрока было совершенно логичным. Но последовательность всех этих действий завела ситуацию в тупик.

Это называется - эволюция.

Волк может отказаться убивать дичь - но тогда он умрёт.
Другой волк может отказаться конкурировать за самку - но тогда он не передаст свои гены дальше.
В итоге, гены тех волков, кто не хотел охотиться или конкурировать за самок - выбыли из оборота. В следующих поколениях остались гены тех, кто охотился и боролся за внимание самок, да притом, делал это эффективнее других.

Так и в бизнесе - остаётся тот, кто готов играть в эту игру по имеющимся правилам.
Но когда все играют по этим правилам - ситуация в конце концов заходит в тупик.

Если волки расплодились и съели почти всю дичь - у них начинается голод, слабейшие умирают, остаются немногие.
Когда волков остаётся мало - дичь спокойно плодится.
Дичи становится много - начинают плодиться волки.
И цикл повторяется.

Понятно, что это - весьма грубая схема. На деле всё многократно сложнее. Но «Науку же составляют не только факты, но и соотношения между ними, а главное, систематизация этих соотношений с помощью сознательно упрощенной модели явления. Только после превращения собрания фактов в стройную систему представлений - в теорию - возможно предсказание новых явлений». Это, если что, физик А. Мигдал сказал.

Естественно, на практике все вышеописанные процессы идут, во-первых, медленно, во-вторых, неравномерно (в разных местах и в разных сферах деятельности), но постепенно количественные изменения накапливаются - и в какой-то момент ситуация кардинально меняется.

Это называется переход количества в качество.

Сложно выделить точный момент, когда быстро растущий рынок покупателя, комфортный для большинства, сменяется рынком продавца. Но если смотреть на ситуацию через определённые периоды времени, скажем, раз в несколько лет, то в какой-то момент будет очевидно, что ситуация коренным образом изменилась. Да, в каких-то нишах, или для каких-то узких слоёв она всё ещё может выглядеть вполне благополучной, - но общая ситуация становится всё менее здоровой.

Затем, с нарастанием кредитного бремени, - то же самое. Сначала всем хорошо и удобно, неважно, есть у тебя сейчас деньги или нет - но то, что тебе нужно, ты можешь купить прямо сейчас. Потом - всё больше людей оказываются опутаны долгами. Потом - ситуация становится откровенно стрёмной, хотя всё ещё остаются те, кто в неё, вроде бы, не вовлечён и продолжает благополучно наслаждаться жизнью.

Итак, что же происходит в нашем умозрительном городе, когда у большинства покупателей заканчиваются деньги.

Тут есть два основных варианта развития событий.

Первый: толпа покупателей, впавших в нищету, собирается и громит магазины. Выносит товары, бьёт или убивает охрану и хозяев, сами постройки сжигает. После этого хреново становится всем, включая тех, кто до самого последнего момента оставался в выигрыше.

Но обратите внимание на последовательность событий!
Сначала хреново стало небольшому количеству населения. Потом - процент тех, кому хреново, постепенно увеличивался. И только когда большинству населения стало совсем хреново - начался погром магазинов. После чего хреново стало всем.

Пока большая часть населения чувствует себя более-менее сносно - погрома не будет. Смысла нет. Но количество тех, кому хреново, постепенно увеличивается, процесс развивается согласно нашей схеме, и заканчивается тем, что после погрома хреново становится всем.

После этого на опустевшую площадь приходят наиболее активные и оптимистичные из выживших в катаклизме и начинают торговать с рук, вскоре появляются прилавки, а затем - ларьки.

Очередной цикл завершился, ситуация обнулилась и запустилась заново.
Только, пожалуйста, обратите внимание: вышеописанное - это не «революция», а «бунт». Революция - подразумевает, что устройство общества изменилось. А тут никакого изменения не произошло. Просто цикл перезапускается.

Кстати, среди самых успешных из новых ларёчников вполне можно обнаружить пару-тройку бывших крупных собственников, которым повезло отсидеться во время погрома и сохранить часть из своих капиталов.

Но кроме погрома есть и второй вариант развития событий. Когда ситуация доходит до предела, у хозяев одного из торговых центров не выдерживают нервы, он вооружает своих продавцов и охрану и идёт громить ближайшего конкурента.

Это называется война за рынки сбыта.

Если у него получилось - то и он, и все остальные захватывают для себя новые куски рынка, новых покупателей, которые раньше отоваривались в разгромленном магазине, и получают возможность развиваться и укрупняться дальше. Те, кто раньше покупали у проигравшего - теперь начинают ходить в оставшиеся магазины, у магазинов растёт прибыль и всё относительно нормализуется. Но ненадолго. Вскоре ситуация опять накаляется и наступает очередной кризис.

Но может случиться и так, что когда самый нервный из хозяев магазинов решается от безысходности на силовую акцию, то его ближайший конкурент, не будь дурак, тоже вооружает своих продавцов и охрану. Да вдобавок, договаривается с третьим конкурентом о том, чтобы вместе защищаться от сбрендившего первого.

Первый тогда зовёт на подмогу четвёртого. После этого каждый убеждает своих покупателей, что всё дело в том, что конкуренты собираются разрушить их любимый магазин (тот самый, где они в кредит берут некачественный товар по завышенным ценам), и нужно плечом к плечу встать на его защиту. И в итоге всё заканчивается общей бойней.

Это называется мировая война.

По итогам которой половина магазинов лежит в руинах, да и вторую половину нужно основательно ремонтировать. Зато от довоенной долговой системы мало что осталось. С проигравшими всё понятно, но и у выигравших: часть долговых расписок сгорела, части должников нет в живых, кому-то долги простили за то, что помогали в драке…

Пока идёт ремонт оставшихся магазинов, на руинах проигравших успевают поставить ларьки и небольшие магазинчики. И начинается новый раунд конкуренции. Который через некоторое время предсказуемо приходит к тому же итогу, что и предыдущий.

Опять же, это всё, конечно, не более, чем принципиальная схема. На деле, всё может происходить куда сложнее. Два сценария: бунт и война - могут развиваться параллельно, подпитывая друг друга. Или, если бунт был локальный, то охрана конкретного магазина может его подавить - при этом, поскольку за время бунта часть магазина всё-таки разнесли, часть товаров разграбили, часть долговых расписок сожгли, а часть покупателей-должников погибла - то общая ситуация несколько разряжается. Цикл возвращается не к самому началу, а так, откручивается на четверть оборота назад.

Но, повторюсь ещё раз, принципиальная схема для любой замкнутой системы именно такова. Различаться могут детали и скорость процессов, какие-то элементы схемы могут повторяться несколько раз (небольшие бунты и локальные войны, акции по прощению долгов и т.д.), но в конце концов, всё приходит к закономерному итогу.

Если же учесть, что площадь, на самом деле, очень большая, и на ней изначально было не сто ларьков, а сотни тысяч - то понятно, что всё многократно усложняется. И развитие в разных частях площади идёт неравномерно. И поделить её всю на троих сложно. Какую-то часть основные игроки поделили - а где-то до сих пор остаются маленькие магазинчики, а то и ларьки. А ещё где-то - отстраиваются после локальных бунтов и небольших разборок. В одном углу принято чуть что стрелять друг в друга, в другом - разбираться через суд. Где-то покупателей чморят сильнее - где-то слабее, кто-то продаёт залежалый товар на другой конец площади.

В некоторых местах объединения покупателей называют себя государствами и пытаются регулировать конкуренцию, монополизацию и умерять аппетиты хозяев магазинов. Но и это может только незначительно отсрочить процесс, поскольку вскоре хозяева магазинов подкупают назначенных инспекторов, а если кто не продаётся - так и устранить можно. А куда деваться-то? Ведь если этого не сделаешь, то прибыль понизится и тебя съедят конкуренты из соседнего торгового ряда, а тогда будет хуже всем, в том числе и тем покупателям, кто этого инспектора назначил.

Правда, в итоге, всё равно хуже будет всем. Сколько веревочке ни виться - а заканчивается всё либо бунтом, либо мировой войной, либо тем и другим вместе. И начинается очередной оборот колеса.

Это неизбежно происходит в любой замкнутой системе. Пока разные части света были не очень сильно связаны друг с другом, - можно было по мере сил выплёскивать накапливающиеся противоречия вовне, замедляя цикл у себя за счёт ухудшения ситуации в других частях света. Типа, продавать излишки товара в соседние города, а чтобы не допускать у себя бунтов - отправлять самые горячие головы пограбить соседей. А если удастся разгромить их магазины и производства - то можно будет продавать туда свои товары, за счёт этого усилиться и поглотить кого-то из крупных конкурентов, и таким образом замедлить ход событий…

Но теперь Земля стала совсем маленькой, она вся - одна замкнутая система.

Это называется глобализм.

И все попытки, оставаясь в рамках капиталистической системы, не допустить закономерного развития событий, могут разве что на сколько-то замедлить вращение колеса, но не остановить его.

Продолжение следует. Но не сегодня.

Политика, История, Геополитика, Экономика, МВ4, Капитализм

Previous post Next post
Up