ИЛIЯ ХАРЛАМСКIЙ: ПЛОХОЙ БЪЛГОРОДЪ?

Apr 01, 2018 06:57

Какъ многiмъ известно, недавно, а именно весной сЪго 1913 года, БЪлгородъ посетилъ известный путешественнiкъ, биллетристъ и критiк Илiя Харламскiй. По прибытию в БЪлокаменную, онъ тутъ же опубликовалъ подробный очеркъ о визите и впечатленiяхъ в популярной колонке "Живой газеты". О чем я имею честь сообщить публике и ознакомить ея с сиiмъ опусомъ.




ИЛIЯ ХАРЛАМСКIЙ: ПЛОХОЙ БЪЛГОРОДЪ.

БЪлгородъ - небольшой уездный городокъ, второй по вЪличине в Курской губернии. Столетiе назадъ и самъ былъ губернскiмъ и военнымъ центромъ, а ныне известенъ у паломниковъ и транзитныхъ пiлигримовъ, путешествующих к южнымъ курортамъ. Изъ ПЪрвопрестольной добраться сюда можно железною дорогой или коннымъ экипажемъ по шоссе. Но настоятельно не рекомендую второй вариантъ: дорога сiя шоссейною лишь называется и по весенней распутице превращается в одно сплошное месiво! Нашъ выборъ - современный и быстрый паровой эшелонъ. Спустя день я и мой верный другъ - аппаратъ КОДАКЪ (удобный складной въ вiде планшетки -
покупалъ по весьма сходной цене на Петровке и всемъ советую) - были в БЪлгороде.



Вотъ мы и на Вокзале. Императорскiе железные дороги какъ обычно радуютъ опрятнымъ перрономъ, но стоитъ выйти за пределы станцiи, явственно понимаешь: глушь... Сразу бросился в глаза убогiй до безобразия местный транспортъ - уделъ многихъ местечекъ, где взаменъ нормальныхъ цивилизованныхъ системъ все отдано на произволъ частниковъ.



Въ то время, когда во всемъ мiре осознали преимущества электрического трамвая, здесь, какъ при царе Горохе, снуютъ лишь кибiтки извозчиковъ...

Народець этотъ стоiтъ только у вокзала, и еще бываетъ у базара. Высматриваютъ господина поопрятнее съ поклажею и сразу же предлагаютъ свои услуги. Таксу, что заломятъ, нужно на два делить. И запомни: вечеромъ транспорта тутъ совсемъ не сыскать, даже ежели блiжний соседъ извозчикъ - въ силу лени откажетъ, или пьянъ будетъ. А если на дальнем конце поселишься или в пригородныхъ слободахъ - безъ собственного экипажа будетъ затруднительно.

Строительства здесь довольно много. Но ведется оно крайне неразборчиво. Значительныхъ зданий хорошей архитектуры совсемъ недостаточно. На главныхъ улицахъ засилье домишекъ поселкового вида, часто побеленыхъ, подкрашеныхъ, но отъ этого не менее захолустныхъ. Удивительно, но таковые до сихъ поръ сновья строятся, особенно по окраинамъ, напримеръ въ Новоселовке, загаживая собой хорошее, перспективное место. Въ противовесъ этому есть новые здания чрезмерно вычурные и безвкусные, где хозяинъ пытается налепить на фасадъ все самое, по его мненiю, модное.

РЪки! Совершенно неухожены. Больше похожи на заросшие болота! Даже подо льдом здесь трудно отыскать мЪсто, прiгодное для катка. Говорятъ, что летомъ они становятся рассадникомъ малярiи и поноса. Дико после камЪнныхъ береговъ Невы и чугунныхъ мостовъ ЗамоскворЪчья, печально после соплiвой, но благоустроенной Харьковской Лопани.

ОчЪнь сiльно раздражаютъ заторы въ час-пiкъ. Чтобы попасть къ 6 утра на базаръ приходится выходiть на Смоленской изъ экипажа и топать пешкомъ - всяко быстрее:



Какъ вы знаете, я довольно часто бываю въ зарубежныхъ странахъ. И не устаю повторять, что ихъ положительный опытъ надо перенимать, чтобы не остаться на окраине цивилизацiи. Такъ въ Европе - мой надежный спутникъ - велоциклетъ. Въ нашей столице - это давно не диковинка тоже, но въ провинцiи, увы, я никакъ не могу осЪдлать веломашину. Сама среда города къ этому совершенно не приспособлена. Проката нетъ, продажи тоже. Но главное - негде ездить, и это при отсутствии общественного транспорта! Пыльные песчаные дороги... Дерзкие лихачи-извозчики... Всякой масти домашняя скотина... Да и просто небрежные пешеходы... Считаю, что вЪзде, где можно надо прокладывать велоциклетные трассы и всячески пропогандировать этотъ здоровый, удобный и дЪмократичный вид передвiжения!



ИЛIЯ ХАРЛАМСКIЙ: ХОРОШIЙ БЪЛГОРОДЪ.

Надо отдать должное: БЪелгородъ - довольно чистый и ухоженный городъ. Въ этомъ онъ можетъ дать фору губернскому Курску. Не говоря уже о большомъ Воронеже, гдЪ я просто не могъ передвигаться из-за неубираемыхъ снежныхъ заносовъ! Здесь же отличные дворнiки и каждый домовладелецъ радеетъ о чистоте своего участка улицы! В центрЪ - многiе улицы мощены булыжникомъ, повсюду широкие песчаные тротуары. Они отделены столбиками и рядомъ деревьевъ. Чтобы скотина не обгладывала кору - iхъ обносятъ оградками и регулярно бЪлятъ. Улицы, что iдутъ подъ уклонъ, имеюъ водосточные канавы. По нимъ въ дождь и паводокъ вода и грязь уходятъ въ речку Везёлку.



Здесь есть водопроводъ и электрическое освещенiе дуговыми лампами. Въ прЪдместьяхъ площади у храмовъ и лавокъ тоже обязательно освещаются - газомъ или керосиномъ. Гостинницъ и постоялыхъ дворовъ предостаточно. Я посЪлился въ одной изъ лучшихъ - съ видомъ на Смоленскiй соборъ. Въ ней есть ванна, телефонъ, калорiферы, приличная мебель и сувЪнирная лавка!

УдiвителЪнъ видъ сверху - это городъ зеленыхъ крышъ. Здесь говорятъ: "Зеленая провинцiя". Соломенные и камышитовые кровли - только на мазанкахъ въ пригородахъ. Въ центре же, даже на самыхъ задрапездныхъ халупахъ - жестяные крыши, окрашенные малахитовой зеленью - краскою, въ iзбытке завозимой мЪстными  торговцами съ Урала. Ею мажутъ даже луженое оловомъ железо, какъ только оно теряетъ нарядный блескъ! Черепичные крыши здесь непопулярны, хотя г-нъ Мухановъ имеетъ свой заводикъ и пытается продвигать этотъ товаръ. Въ яркiе цвета, въ основномъ въ красный - малюютъ крыши мЪстные пiжоны.



При всёмъ благолепiи главныхъ улицъ, въ БЪлгороде постыдно мало публичных парковъ и скверовъ. Большiе есть на отдаленiи, и напоминаютъ дикiй лесъ, а то, что въ самомъ городЪ - скорее обычные бульвары. Темъ не менее, въ главномъ саду, у женского монастыря, вечерами очень многолюдно. Здесь модное кафе "Манчжурiя" съ популярной нынЪ японско-китайской кухонной экзотiкой. Тамъ и сямъ гуляютъ нарядные дЪвицы привлЪкательной внешности. Къ моему удивленiю, большинство изъ нихъ - фабричные работницы с шерстомоекъ. Сразу же после смЪны они переодеваются, делаютъ "губки бантикомъ" и бегутъ въ общественные пространства - посплетнiчать, что-то пообсуждать и главное - получiть побольше комплиментовъ отъ кавалеровъ. Говорятъ: надо быть "на контакте". МнЪ польстило женское внимание, кроме того тутъ я узналъ всё самое интересное о жiзни города.



ВЫВОДЪ.

БЪлгородъ въ целомъ выглядитъ опрятнымъ и развивающiмся провицiальнымъ городомъ. Но онъ начiсто лишенъ значимыхъ достопримЪчательностей. Есть несколько церковныхъ, но они не могутъ привлЪчь большiе массы. БЪлгородъ - древнiй городъ, но старины здесь не ощущается. А ведь ещё 100 летъ назадъ мы могли наблюдать крупнЪйшую южную крепость, беспощадно срытую затем добытчиками селитры! Да, здЪсь не ценятъ исторiю. А кромЪ того, не планируютъ будущее. Капиталлъ избегаетъ города, нетъ современныхъ востребованныхъ заводовъ. Многiе ездятъ на сезонные заработкi, самые амбицiозные перебераются въ большие города. А бездумное строительство ужЪ черезъ пару десятилетiй потрЪбуетъ перепланiровки цЪлыхъ кварталовъ.

Въ завершенiе разсказа хочу порекомендовать читателямъ-туристамъ новый удобный сервисъ заказа ж/д билетовъ "У трехъ вокзаловъ". Въ этой кассе можно быстро и дiстанционно оформить бронь, просто отдавъ заявку съ дворовымъ человекомъ или другой челядью! Проверено лично много разъ!



старый Белгород, фейк, Белгород, старинный быт

Previous post Next post
Up