Сегодняшний сабж - извечная российская проблема и "инновационные" решения столетней давности.
Как-то раз по весне дворянин Владимир Иванович Вязигин отправился в Белгород вот по этой самой дороге. Если бы усадьба Вязигиных сохранилась до наших дней, то дороги наверняка имели какое-нибудь твердое покрытие. Но, увы. Хотя, с другой стороны, как раз оные просёлки с далёкого 1912 года и сохранились без изменения. Так вот, Владимир Иванович торопился - в городе его ждала важная общественная работа, он был гласным уездного земского собрания. Но весенняя распутица сделала своё дело и бричка то и дело увязала в грязной колее. Кучер в очередной раз чертыхнулся и бросил под застрявшее колесо охапку прошлогодней соломы. Путь в двадцать вёрст занимал половину дня...
В земском доме царило оживление. Председатель собрания, уездный предводитель дворянства Георгий Евграфович Муханов листал папку с докладами. Дмитрий Дмитриевич Яковлев делился свежими городскими вестями с Ребиндерами. Святой отец Порфирий Амфитеатров тихо ворчал по поводу погоды и, как следствие, вечно пачкающихся длинных одеяний.
- Николай! - Владимир Иванович разговаривал с землевладельцем Дмитриевым и, подозвал суетящегося поодаль родного брата.
- Что думаешь, будет толк от мела?
- Тут пробовать надо, кто ж его знает!
- Вот и я о том, пробовать, но не торопиться.
8 апреля, как раз в самый проблемный период, на земском собрании в очередной раз был поднят вопрос о содержании дорог. По всему уезду была одна и та же грустная картина: в межсезонье грунтовые дороги, то есть абсолютное большинство, становились непроезжими. Год от года ставилась задача замостить камнем самые тяжёлые участки - склоны и низины, но денег на это катастрофически не хватало. И вот на обсуждение была вынесена свежая идея - мостить дороги... мелом! Главный довод - это намного дешевле, мел под рукой, в отличие от булыжника, а по слухам в Полтавской губернии подобные технологии имели успех - можно ездить круглый год. Управа провела изыскания, сделало расчёт и получилось, что стоимость профилированного полотна с отсыпкой меловым грунтом не превысит 10 рублей за одну погонную сажень. В итоге на заседание было вынесено предложение об "устройстве в виде опыта меловой дороги".
Изначально задумывалось капитально отремонтировать значительный участок от Белгорода до Болховца, между городом и Оскоченской дамбой на протяжении 650 сажен. Но даже на эти неполные полтора километра требовалась немалая сумма - около шести тысяч рублей. И это в два раза превышало годовой земский дорожный бюджет. Надо сказать, что сумма была обоснованной - смета учитывала комплексную реконструкцию, просто дороги в России всегда обходились очень дорого. Для профилирования грунтовки сегодня достаточно прохода грейдера или бульдозера, на сельскохозяйственных угодьях эта работа проводится ежегодно, но век назад выравнивание, укрепление и придание рельефности производилось вручную, материалы, земля подвозились на телегах - можете представить, что сил и средств на заурядный просёлок уходило как на асфальтовый автобан?
В докладе об опытной дороге есть смета, по ней предполагалось обустройство участка транспортной дороги на Грайворон по типу глинобитной, с рабочим слоем из мелового грунта, длина 650 пог. сажень, ширина 5, толщина 0,18 общей стоимостью 5963, 75 руб. Предполагалась:
- планировка полотна на ширину 5 саж. со снятием бугров, подвозкой земли, плотной утрамбовкой (плата землекопам 5 коп. за кв. сажень или 1 руб. в день);
- вынутие земляной постели с приданием посередине выпуклости 6 вершков для насыпки глины или мелу на означенную глубину полотна по всей ширине (на 682 руб);
- рытьё мела, укладка на возы, подвозка к месту работы, разравнивание с засыпкой слоями не толще 4,5 вершка, с плотной утрамбовкой, планировкой под рейки, выпуклостью 6 верш. (8,75 руб за кубометр, 5118 руб весь объём).
Земское собрание заслушало доклад, провело обсуждение и пришло к выводу, о том, что меловые дороги сомнительны по своим качествам - и тут каждый может вспомнить на что похожа сырая измельчённая порода. Но однозначных выводов делать не стали. Собрание постановило, что "ввиду того, что вопрос прочности таких дорог при большом движении не вполне выяснен, присоединиться к пожеланиям Н.Е. Муханова и Н.И. Дмитриева и опытную дорогу устроить на протяжении до 300 саж. до волости в Масловой Пристани с расходом до 3000 руб." По всей видимости небольшой участок в качестве эксперимента построить попытались, но освоение новой технологии на этом и закончилось. Дальнейших упоминаний о масштабном строительстве нет, меловые мостовые не смогли доказать своих преимуществ.
PS Как ни странно, но при всём технологическом развитии непроезжие дороги, в том числе в черте города, не имеющие твердого покрытия, встречаются и сегодня.
Вот, писал полтора года назад, но ситуация не изменилась, и эта улица далеко не единственная!
________________________________
Фото: Александр дель Санчесс. Источники: Журналы заседаний Белгородского уездного земского собрания.