В 1957 г., сразу после окончательного формирования нового облика новой улицы, проспект Мира был объединён с улицей Ленина и обе половины стали называться проспектом Ленина. Некоторое время он продолжал быть образцовым фасадом и основной магистралью. Теперь эта территория активно перестраивается.
Расцвет и увядание проспекта.
К этому времени застройка района двухэтажными домами завершилась, то что не успели построить по первому плану - осваивали по вновь утверждённому, 4-5-этажными домами. Все эти здания, исходя из центрального расположения, предполагали размещение на первых этажах магазинов или объектов инфраструктуры. Возведение домов средней этажности происходило в период с 1955 по 1958 гг.
При этом в застройке преобладала стилистика сталинского ампира, заложенная ещё на первом этапе формирования ансамбля. Но нужно отметить, что к началу 1960-х изысканный декор постепенно уступает место утилитарным формам, соответствующим концепции хрущёвского минимализма. С каждым годом архитекторам всё сложнее мотивировать обход известного постановления «Об излишествах в архитектуре» и многие новые дома с большими квартирами внешне становятся маловыразительны.
Тем не менее, на проспекте Мира удаётся создать эстетичный, отвечающий жанровым канонам архитектурный образ. На многие десятилетия ставший гордостью белгородцев.
После завершения строительства последней очереди в сквере на перекрёстке с ул. Чернышевского устанавливается второй, ныне демонтированный фонтан.
А в 1959 г. открывается мемориальная композиция: вечный огонь, скульптура «Скорбящая мать» и два пилона.
В середине 60-х произошла первая модернизация: исчез памятник украинскому гетману (по непроверенной информации бюст до сих пор цел и хранится на заводе «Энергомаш»). Начали разрушаться бетонные украшения. Но регулярный уход ремонт позволял проспекту выглядеть нарядно и быть излюбленным местом прогулок.
В это же время были убраны столбы из арматуры, взамен были установлены высокие мачты, с натянутыми через весь проспект проводами, на них висели фонари над дорогами и над сквером. Затем провода с пешеходной зоны убрали, но столбы и овальные подвесные фонари над проезжей частью оставались вплоть до начала нынешнего столетия. Ландшафтный дизайн оставался на высоте, в чём не сложно убедиться:
В 70-х скульптурный фонтан лишился трёх гусей, осталась только центральная группа с ребёнком (доподлинно неизвестно мальчик это или девочка). В этом виде он сохранился до наших дней, и является самым старым из действующих фонтанов города.
Вместо висячих ламп установили «китайские фонарики». К концу десятилетия практически не осталось бетонных декоров, демонтировали и обветшавшую скульптуру у кинотеатра.
В начале 80-х снесли первое здание, вероятно, самое красивое из всего массива, - ясли-сад. На этом месте до сих пор пустырь. Пришли в негодность ограждения и благоустройство дворовых территорий.
Примерно в 1987 г. сквер получил косметический ремонт: переделана площадка возле «Родины», частично восстановлены кирпичные отбортовки, в очередной раз изменено освещение и фонари по всему скверу.
В середине 80-х были снесены остатки частного сектора в конце улицы по левой стороне. Новое панельное здание с магазином, получившее у местных простое прозвище «девятиэтажка», было построено на месте бастиона кремля, однако по сложившейся белгородской практике, серьёзных археологических изысканий не производилось. Исторически значимое место было безвозвратно утрачено.
В 1996 на противоположной стороне, под видом реставрации было разобрано здание детского сада, построенное в начале ХХ в. На его месте построили аналогичное в плане здание банка, сохранив некоторые элементы прежнего дизайна. Глядя на нынешние фасадистские веяния, хочется поблагодарить банкиров за хоть какое-то уважение к истории.
На протяжении 90-х проспект Ленина был сильно запущен, дворовые территории не ремонтировались, площадка снесённых яслей, запланированная под новое здание, так и осталась невостребованной.
Всё внутреннее благоустройство кварталов осуществлялось силами жильцов, которые из подручных материалов сооружали цветники, высаживали деревья. Но в целом территория производила гнетущее впечатление: в самом центре города не было элементарных тротуаров и подъездных дорог. В таком полузаброшенном виде бывший «город-сад» вступил в новое тысячелетие.
«Стометровка».
Сказать со стопроцентной уверенностью, откуда появилось это прозвище, видимо не сможет никто. Изучение же вопроса привело к весьма интересным результатам. Версий происхождения существует немало, к любой есть критические замечания, а некоторые и вовсе находка для жёлтой прессы.
Итак, связь с геометрией этой части улицы: ширина 75 м, длина 440 м. Однако есть два участка - от начала до перекрёстка с бывшей Чернышевского и от него до следующей круглой клумбы, приблизительно по 100 м каждый. Возможно, что стометровкой стали называть построенный позже участок с «вечным огнём». Может быть, так его называли сами строители, поскольку чисто визуально определить протяжённость непросто.
Другая правдоподобная версия связана с регулярным проведением здесь легкоатлетических эстафет, дней бега. Т.к. одной из дисциплин был забег на 100 м, - вполне объяснимо, что соответствующий участок был размечен и популяризован спортсменами.
Среди версий есть диковинные: так некоторые утверждали, что было время, когда на бульваре была тусовка проституток. И эта толпа занимала как раз 100 м. Без комментариев.
Другая версия гласит, что в годы оккупации в районе гастронома «Центральный» был вырыт ров соответствующей длины, куда сбрасывали трупы. Опрос старожилов и исследование документальных фотоматериалов не позволяют доказать наличие стометровой могилы.
Свято-Троицкий бульвар
Первые радикальные изменения во внешнем виде этой части проспекта Ленина начали происходить на рубеже 2000-х. А в начале нового века ушло в прошлое и это название улицы. В 2004 г. проспект Ленина снова был разделён на две разные улицы, и эта часть получила название Свято-Троицкий бульвар, что отражает и суть, и исторические корни.
В 2009 г. происходит масштабная реконструкция улицы Богдана Хмельницкого, в ходе которой значительно изменяются схемы движения по перекрёстку. Изначально здесь был неравнозначное нерегулируемое пересечение магистрали с двумя проезжими частями «стометровки». Затем в 70-х, когда сильно вырос трафик, здесь установили светофоры. На этот раз решили закрыть сквозной проезд через магистраль и построить подземный переход. Кроме того был запрещён сквозной проезд и разворот по площади перед «Вечным огнём». Переход был торжественно открыт 16 декабря 1999 г. и был, да и остаётся самым современным и благоустроенным - отделка гранитом, встроенные магазины и высокая пропускная способность ввиду огромной внутренней ширины.
Вместе с переходом у фасада «Родины» появляются большие часы (вторые такие же установлены у стадиона), которые на некоторое время становятся удобным ориентиром для встреч.
По всему городу активно укладывается плитка, на этом фоне сквер «стометровки» начинает казаться совсем запущенным, однако ремонт постоянно откладывается. Масштабные работы происходят в 2003 - 2004 гг., были обновлены практически все элементы благоустройства ландшафта; однако при этом по неведомой причине один из фонтанов демонтируют, а на его месте сооружают клумбу. Т.к. ремонт изношенного, но вполне работоспособного оборудования незначительно сказался бы на смете общей реконструкции, логика благоустроителей непонятна.
Незадолго до этого происходит скандальная история с кинотеатром. Здание и участок были переданы инвестору, который посчитал, что смысла приводить его в порядок нет, и в 2003 г. «Родина» была снесена. На этом месте предполагалось отстроить новый крупный развлекательный комплекс. И снос, и планы вызвали резкую критику населения. В этой ситуации решающим оказалось слово Епархии, которая настояла на том, чтобы оставить расчищенную площадку в качестве панорамы Марфо-Мариинской обители. Позднее здесь был разбит сквер, получивший название Иосафовского - в честь святителя, памятник которому установили в конце аллеи.
Тем временем окончательно принимается решение о ревитализации района послевоенной застройки. Московская компания «Новая высота» предоставляет проект перестройки 19-го квартала, многие здания которого пришли в аварийное состояние. Проект включал в себя комплексную высотную застройку массивами переменной этажности по современной технологии «монолит-кирпич», и позиционировался как жильё повышенной комфортности (элитное). Разработчиком стало бюро "Белпромпроект".
Строительство первой очереди - комплекса «Славянский» началось в 2002 г. внутри квартала на месте технических помещений и выведенных из эксплуатации цехов пивзавода.
Надо отметить, что пропорции высоток были хорошо продуманы и с успехом выполняют функцию архитектурной доминанты. Гораздо хуже обстоит с инженерными расчётами, уже через несколько лет после усадки на прибрежном грунте наружные (не несущие) стены дали трещины. Первый корпус был сдан в 2004, второй - в 2008.
После сдачи стартового корпуса этого массива, застройщики переместились на соседнюю площадку - был снесён угловой двухэтажный дом (булочная-кондитерская) и начато возведение торгово-офисного центра в конструктивистском стиле. Это было обусловлено скорейшим экономическим эффектом - коммерческая недвижимость быстрее окупается, а для продолжения строительства необходимы большие средства. Сдано в 2005 г.
В проекте:
Реализация:
Подготовка строительной площадки по красной линии бульвара началась в 2008 г., были снесены два жилых дома, после чего работы приостановились, а проект массива отправился на доработку.
В 2010 г. Снесли оставшиеся двухэтажки. Нужно отметить тот факт, что две из них частично располагались на старых фундаментах семинарии, что вызывало определённый исторический интерес, однако поверхностный осмотр не выявил ценности культурного слоя (по заверениям строителей), археологических изысканий не производилось, и поживиться стариной здесь удалось лишь более целеустремлённым чёрным копателям.
Через год на этом месте закладывается комплекс «Семь», значительно отличающийся от первоначального проекта, и надо сказать, в лучшую сторону с точки зрения вписанности в городскую среду.
Как будет окончательно выглядеть эта часть улицы сказать пока сложно, но с учётом того, что предыдущая очередь возводилась с минимальными отступлениями от эскиза, скорее всего будет соответствовать заявленному проекту.
Противоположный квартал двухэтажек долгое время не касались проблемы расселения и сноса, лишь в 2010 г. над его судьбой нависла угроза - район выставили на торги. Но инвестора найти не получилось и планы сноса ансамбля, бывшего когда-то гордостью города, отложены на неопределённый срок. Но одному зданию всё же пришлось потесниться. В том же году на его месте после археологических изысканий были начаты работы по восстановлению подземной усыпальницы святителя Иосафа, рядом была заложена часовня.
Нужно отметить огромный вклад историков-энтузиастов, учредителей попечительского совета, благотворителей, которым удалось застолбить месторасположение Свято-Троицкого собора и восстановить усыпальницу святителя Иосафа.
В процессе работ план был изменён: часовню построили не над "пещеркой", а перед ней, соединив подземным проходом. А над усыпальницей был сооружён стеклянный купол, что позволяет в любое время лицезреть памятное место. Работы производились силами строительной компании "Лидер-строй", имеющей большой опыт исторической реставрации.
Вместе с тем крайне комично выглядят заявления городской архитектуры о невозможности воссоздания здесь архитектурного облика монастыря в связи с тем, что «сейчас это устойчивая жилая зона». На фоне попытки продажи квартала под новострой, и следовательно ликвидации существующей жилой зоны, возникает вопрос: у нас так много достопримечательностей и острая нехватка элитного жилья? К слову, реализация квартир построенного «Славянского» растянулась на четыре года. Как бы то ни было, судьба этого квартала пока не ясна.
Озабоченность вызывает и отсутствие в современных проектах детских учреждений, из четырёх послевоенных садов ныне осталось только два:
На месте одного из бывших, как упоминалось выше, теперь находится банк, ещё один в начале века передали частной школе иностранных языков:
Перед юбилеем канонизации святителя Иосафа прилегающая к усыпальнице территория была приведена в порядок, озеленена, двухэтажки получили косметический ремонт. В настоящее время эта сторона улицы смотрится вполне презентабельно.
Вот такими динамичными переменами облика вступила старейшая улица в новый век. Будем надеяться, что главное достоинство современного Свято-Троицкого бульвара - его тенистые скверы будут ещё много лет радовать горожан и гостей своим живописным нарядом.