Комплекс подземных сооружений в городке Нушабаде шахрестана Кашан, представляющий собой подземный город под названием «Уи», вызывает неизменное изумление у всех посетителей этого исторического памятника. Селение Нушабад, бывшее столицей государства во времена правления падишаха Ануширвана из династии Сасанидов, расположено в 10 км к северу от города Кашана западнее городов Аран и Бидголь шахрестана Кашан. Этот подземный комплекс, имеющий полутора тысячелетнюю историю и сооруженный в сасанидском Иране, использовался населением в качестве убежища и спасения от врагов в неспокойные годы военных набегов. Подземные ходы были случайно открыты одним из жителей, который собирался выкопать колодец во дворе своего дома. Поскольку настоящий вход в подземный город так и не был обнаружен, для прохода в него используют подземное водохранилище, расположенное по соседству с городом.
Подземный город «Уи» представляет собой разветвленную и сложную систему узких перекрещивающихся коридоров и небольших помещений, расположившихся под пространством старого городом и захватывающих его современные части. За исключением самого входа в сооружение, высота всех внутренних помещений поземного города «Уи» соизмерима со средним человеческим ростом и составляет от 170 до 180 см.
Система вентиляции подземного города
Вентиляция подземного города в Нушабаде осуществлялась посредством каналов, которые были проложены от верхнего до нижнего уровня этого сооружения. Соединительные шахты, помимо обеспечения передвижения между уровнями, служили для проникновения воздуха на нижние этажи. Этот же принцип применялся и в колодцах, ведущих к внутренним водным каналам. Доступ к подземным пространствам осуществлялся через колодец и узкий короткий канал. Оборонительный характер этого подземного сооружения и использование его в качестве убежища наложили отпечаток на детали архитектурного устройства, спланированного таким образом, чтобы вход в эти подземные пространства представлял собой самую большую трудность.
Внутреннее пространство города освещалось при помощи керамических масляных светильников. Масло для них, вероятнее всего, изготавливалось на двух древних маслобойнях, расположенных в Нушабаде. В неспокойные времена, когда люди были вынуждены прятаться под землей, они пользовались водой из подземных колодцев и каналов.
Строение убежища
Когда жители спускались в подземный город, чтобы найти в нем убежище от врагов, впереди всех шел солдат, освещавший маршрут светильником. Такой же солдат, замыкавший вереницу людей, гасил светильники, чтобы враги не нашли дорогу во внутренние пространства. Коридоры были настолько узкими, что по ним можно было передвигаться только по одному. В некоторых шахтах нужно идти согнувшись, и есть места, где пробираться можно только ползком.
Внутренние комнаты построены в форме анфилады и соединены между собой извилистыми коридорами так, чтобы нельзя было сразу увидеть следующее помещение. В стенах некоторых комнат на высоте 3-5 метров видны округлые отверстия, в которые можно проникнуть с большим трудом и которые связывают этаж со следующими уровнями. Эти проходы также сооружены в форме латинской буквы L .
Общая протяженность исторического памятника, который начинается на глубине 4 метров под уровнем города и тянется на глубину 16 метров, неизвестна. Но с учетом имеющихся свидетельств и рассказов местных жителей он раскинулся до древних крепостных стен города, и его площадь составляет 4 квадратных километра.
Пространства, которые исследованы к сегодняшнему дню, расположены на трех этажах и включают в себя узкие коридоры и четырехугольные сводчатые помещения, высеченные в стенах. Связь между этажами осуществляется с помощью вертикальных шахт глубиной от 5 до 7 метров.
Проходы
Проходы на следующие этажи были устроены таким образом, что каждый, кто имел намерение попасть в эти помещения, вынужден был продвигаться снизу вверх, что практически полностью лишало нападающих способности обороняться, и давало достаточное преимущество для противостояния врагу.
К сожалению, протечки воды и просачивание городской канализации во внутреннее пространство подземного города привело к образованию повышенной влажности и намоканию стен, в результате чего стены приобрели консистенцию глины. Это обстоятельство препятствует продолжению раскопок и дальнейшему изучению этого национального памятника. Между тем, было бы уместно воздать должное этому уникальному объекту, являющемуся самым крупным сооружением подобного рода в мире, и приложить усилия к тому, чтобы завершить раскопки и познакомить с ним всех жителей планеты.