Помимо богатого архитектурного насладения и шедевров живописи и литературы, мир обязан Ирану и существованием необычных музыкальных инструментов, которые воплощают собой утончённую персидскую душу, облачённую в повседневный быт и предметы обихода. Именно на территории Ирана (Персидской империи) были созданы уникальные струнные музыкальные инструменты, которые практически невозможно встретить в любой другой стране мира.
Одним из таких творений является струнно-щипковый инструмент тамбур. Именно тамбур принято считать предком большинства струнных инструментов с длинным грифом. Слово "тамбур", по мнению известного мастера музыкальных инструментов Мехди Камалиана, произошло от слова "танур", что означает печь для обжига глины.
Считается, что мастеры игры на тамбуре раньше сушили куски дерева, из которого вырезали гриф тамбура, в печах, чтобы добиться идеального звука. Длина этого инструмента составляет 120-130 сантиметров. Наиболее популярная разновидность тамбура имеет три струны (сетар), но существуют также разновидности с двумя (дотар), четырьмя (чартар), пятью (панжтар) и даже шестью (шештар) струнами. Играющий на инструменте издаёт так называемый "шорр" (журчание/бурление воды) при помощи плектра (пластины или медиатора). Испокон веков тамбур являлся обрядовым музыкальным инструментом, связанным с суфийскими песнопениями Ирана и религиозной музыкой курдов. Помимо Ирана, игру на подобном музыкальном инструменте можно встретить в странах Средней Азии.
Другим музыкальном инструментом отражающим иранскую музыкальную душу является тар.
Именно тар стал основным инструментом в традиционной музыке страны и звучание этого струнного инструмента оказала значительное влияние на тенденции в классической музыке Ирана. Шестиструнный тар имеет диапазон со второй по пятую октаву. Также встречаются тары с двумя и тремя струнами. (Существует и азербайджанская разновидность тара, которая насчитывает 11 струн. Армянский тар может быть и из 12 струн). Этот инструмент распространён по всей Средней Азии и Ближнему Востоку.
В Иране на таре чаще всего играют представители туркменских племен Горгана, а также в Хорасане. Тело инструмента, напоминающий форму обрезанной пополам груши, вырезают из тутового дерева, гриф инструмента обычно делают из абрикоса и грецкого ореха. Тар может использоваться как в сольном исполнении, так и для игры в ансамбле. Этот инструмент один из немногих, для которых композиторы пишут отдельные музыкальные произведения.