В Иране еще в древние времена в различных областях науки существовали ученые, заслужившие широкую известность и создавшие свои собственные методики. Одна из наук в развитии которой иранцы сыграли важную роль - медицина. Медицина существовала в Иране как наука еще до Авестийского периода и появления Заратуштры, то есть около 1000 лет до нашей эры. Ко времени появления Заратушы, который также прославился как выдающийся лекарь, медицина была распространена в Иране уже многие века. В Авесте - книге, которая является полным собранием истории и культуры иранцев в период до Заратуштры и до его времен - также содержатся многочисленные упоминания науки врачевания и имен иранских лекарей. Также в других произведениях Сасанидского периода и в более поздней литературе на персидском языке мы встречаем указание на значение медицины для Древнего Ирана.
Из древних текстов:
«Джамшид, четвертый царь из династии Пишдадиан, был первым, кто ввел омовением горячей и холодной водой. За время его семисотлетнего правления ни растение пожухло, ни животное захворало».
Направления медицины Древнего Ирана:
1. Ашу-врач: слово «ашу» в значении «чистый», соответствует слову «гигиена», то есть, поддерживая чистоту и гигиену, врачи лечили больных и предотвращали появление болезней.
2. Дад-врач: слово «дад» в значении «правосудие», это направление соответствует судебной медицине: врачи работали по специальным указаниям и приказам.
3. Кард-врач: слово «кард» означает «нож», представители этого направления были хирургами.
4. Арвар-врач: «арвар» в значении «растения, травы». Врачи такого рода занимались изготовлением лекарств - древние фармацевты, знали о полезных свойствах разных растений и назначали их больным для лечения.
5. Мантаре-врач: «мантаре» означает «божественные изречения», это направление медицины до какой-то степени соответствует психологии. Врачи, специализирующиеся в данном направлении лечили больных, декламируя строки из святого
Писания, читая молитвы и совершая зикр.
Плата за прием у врача в Древнем Иране:
Заработная плата врача точно соответствовала социальному статусу пациента, к примеру, мабеды, зороастрийские жрецы, вознаграждали лекаря молитвой и благословением; глава семейства, племени, деревни или провинции в качестве оплаты за услуги лекаря жаловали ему соответственно: осла, коня, верблюда или четыре коня. Больные женщины в качестве вознаграждения отдавали лекарю самку животного.Законы врачевания в Древнем Иране
В Иране существовали региональные организации врачей, и все лекари руководствовались едиными законами. Министр здравоохранения носил титул «дарустбод». Те, кто занимался медицинской статистикой и изучал историю болезней назывались «атрован». Врачи во время работы должны были закрывать рот и нос отрезком чистой ткани, такая медицинская маска называлась «панам». Ответственность за поддержание чистоты воды, земли, воздуха, сельскохозяйственной продукции и устранение всех загрязнений, которые могли бы стать источником болезней, лежала на плечах правителей.
некоторые медицинские инструменты, которыми пользовались персидские врачи во время СасанитовДревние лекари
Врач в Древнем Иране должен был быть хорошо обучен, полностью владеть своим ремеслом, знать все особенности лекарств и постоянно совершенствовать свои знания. По жалобам больных он должен был уметь точно определить причину боли. Также лекарь должен был быть красноречивым, благородным, терпеливым, убедительным, скромным и надежным человеком.
Место жительства врача, его одежда и пища, должны были быть хорошими, достаточными и чистыми. Заработная плата врача зависела от социального статуса его пациентов - люди вознаграждали лекаря в соответствии со своими собственными материальными возможностями. Царь или член царской семьи должен был отдать за прием у врача карету, запряженную четырьмя лошадьми, полководец или губернатор провинции - коляску, запряженную одной лошадью, торговец - верблюда, крестьянин - овцу или ее эквивалент в монетах, бедняки же лечились бесплатно.