Jan 12, 2013 17:08
Мне за последние пару месяцев несколько раз задавали вопрос: почему я делаю такие простенькие ножи, без украшательств клинка - крутыми рисунками, инкрустации рукоятей разного рода примочками?
Отвечаю.
Я вернулся к этому хобби весной прошлого года, после 20-ти летнего перерыва.
Изготовление ножей это занятие для души, я не зарабатываю им на хлеб насущный. Поэтому конечная стоимость изделия для меня не важна. Различного рода украшательства мне просто не интересны, потому как я занимался изготовлением и ремонтом ювелирных изделий из драгоценных металлов и это давно пройденный и изученный этап.
Рисунки на клинке, тоже давно пройденный этап. Выполнение хорошего рисунка - это достаточно трудоемкий процесс, значительно влияющий на конечную стоимость изделия. А поскольку для меня это не важно, то просто не хочется тратить время (и материалы) на "полочные" изделия стоимостью в десятки тысяч рублей.
Упражняться в искусстве выполнения рисунка меряться письками с другими мастерами ножеделами? Не вижу в этом ни какого смысла. Могу изготовить рисунок на стали с допуском 3...5 микрон. Только это не имеет никакого практического применения, а потому и не имеет смысла!
Поэтому я делаю простенько и практично.
А для желающих оценить трудоемкость выполнения прецезионного рисунка на стали приведу перечень операций без временных, температурных и других режимов, составов растворов и других расходных материалов.
1. Полный комплекс слесарных работ по клинку. Шлифовка, полировка, отмывка.
2. Изготовление негатива (позитива) фотошаблона требуемого рисунка. Для эксклюзивного изделия это важно, как впрочем и для мелкосерийного производства. Сам процесс не простой и достаточно сложный. Детали я опускаю.
3. Нанесение на клинок фоторезиста (негативного/позитивного) методом центрифугирования. Толщина пленки несколько микрон.
4. Сушка фоторезиста в печи.
5. Экспонирование рисунка с фотошаблона в УФ лучах.
6. Проявка рисунка, травление, дубление маски.
7. Ретушь маски под микроскопом.
Маска рисунка готова.
8. Травление, непосредственно материала клинка.
9. Химическое или электрохимическое полирование, осаждение в глубь рисунка других металлов (золото, серебро, хром, никель) при необходимости. В зависимости от задумки рисунка.
10. Снятие маски фоторезиста, отмывка и сушка клинка.
11. Химическое или электрохимическое полирование, при необходимости. Химическое воронение, окраска в другие цвета. В зависимости от задумки рисунка.
12. Для более сложных рисунков с комплексным гальваническим осаждением различных металлов на разные части рисунка - операции с нанесением маски или фоторезиста с экспонированием приходится повторять с точным позиционированием.
Надеюсь, я ответил на ваш вопрос и предупредил некоторые другие на будущее
хобби,
практика