Есть высказывание, "прежде чем освобождаться от личности, её нужно сначала заиметь" - на первый взгляд это каламбур и тафтология, и с этим интуитивно согласны лишь те, кто этим развитием уже реально занимался. Стихийный эзотерик почувтствует протест.
И по факту эта фраза практически ничего не объясняет в такой постановке, что мол прежде чем заниматься разнообразной духовностью и освобождением, нужно сначала вырасти как личность, я бы даже усугубил, созреть как эго, и только тогда у индивидуса возникнет возможность что-то реальное с собой и своей жизнью сделать.
Осмысленный ответ есть: это так, потому что именно структуры составляющие личность являются единственными инструментами, или призмой, которая позволяет нам собрать, сконцентрировать и выдать все силы, всю нашу настойчивость и вдохновение в то дело, которым мы занимаемся. Например в практики. Человек с неразвитой личностью и незрелым эго именно тот, про кого сказано "ни горяч, ни холоден" - лишь топчется вокруг практик в стиле "шаг вперед, два назад" и лелеет сказки о том, что учение его само изменит, такое оно волшебное. У него нет в действительности уверенности в учении, потому что он не уверен в себе самом, не знает свои силы, тк не встречался с ними.
Структуры коллективного бессознательного, в том числе и поднятые в оперативное сознание в виде платформы личности - эго, анима как предтеча намерения, тень как заготовка рассудка и тп, имеют основным функциональным назначением именно формирование способности индивидуса настойчиво осмысленно и адаптивно действовать, бороться за жизнь для начала. Развитие этих способностей имеет ультимативное значение, и именно к ним "подведены" фундаментальные "резервуары" психической и побуждаемой ею физической энергий. Так, платформа личности обеспечивает основные факторы способностей: силу и контроль.
Если личность специально не развита, то сила и контроль таковы, какими они случайно сложились в результате нашего современного урбанистического воспитания: отсутствие вызовов, комфорт, разложение, потребительство и иждивенчество. Какие настойчивость и проницательность может положить такой человек на чашу весов, для того, чтобы уравновесить бесконечные кальпы заблуждения? Весовые категории сильно разные.
Мало того, положение усугубляется тем, что пока структуры личности не вызрели, а именно - не дифференцировались, не научились адекватно действовать, не оказались объективизированы и интегрированы в целостную личность в конце концов - до тех пор ВСЯ деятельность индивидуса будет замкнута именно на их развитие. Например ему будет казаться, что он занимается саморазвитием и духовностью, а в действительности его цель банальные попытки самоутвердиться, в волевой и сексуальной сферах, "стать кем то в жизни", да избавиться от беспокоящего призрака Тени, etc. Раскрыть его глаза на это невозможно, тк с одной стороны бессознательное и есть бессознательное, а с другой он отождествлен со своим умом, рассудком, так что то, что он себе говорит о себе кажется тем что есть, даже если все чувства говорят об обратном, а ум в свою очередь спутан в один комок с эго, которое нуждается в развитии и требует, чтобы ум присваивал и отождествлял со своими качествами всё, о чем говорят как о хорошем, и вытеснял всё нехорошее. Так этот комок бессознательных структур требующих развиться и подключиться уже наконец к энергии всечеловеческого и пытается одеть на себя всякое духовное, практикует "осознанность", подробности можно читать у Трунгпы в "Духовном материализме" - это об том.
Трунгпа там вроде предлагает выход такой, что мол посмотрите люди, и пойимте! Это не то мол!
С кем он разговаривает?? С разумом, который в среднем подобен тонкой радужной бензиновой пленке на поверхности океана бессознательного, причем не везде его покрывающей и далеко не у всех вообще в наличии? Разум такая вещь, дунь и его нет.
Так что вот так обстоит дело с несуществующей личностью. Нет у нас никаких иных источников силы, настойчивости, страсти, вдохновения, устремленности, ясности, которые мы могли бы вложить в свою практику, кроме как собранные в кулак несуществующей личностью. И тут дело такое.. нет силы - нет действия.
Нет действия - нет результата.
Только эмуляция и слова.
И не удивительно уже, что тхераваддинский чуть ли не монах высказывается "я не знаю как проверить, правильно я практикую или нет".
(с) 2009