Бернард Вербер

Oct 07, 2013 23:53

- Сначала я покажу тебе маленький поучительный опыт.
Он сдергивает кусок ткани со стоящей на столе клетки. На ее решетчатом полу сидит белая мышь, рядом с ней находится какое-то электрическое устройство.
Филипп Пападакис активирует блок питания.
- За пчелами следуют мыши. Я люблю в процессе преподавания приводить примеры из животного мира. Перед нами система воздействия на мозг. Я лично применял бы ее на учениках, но на некоторые авангардистские методы обучения наложены ограничения.
Он нажимает на кнопку включения. Перед мышью загорается жидкокристаллический экран, на котором появляется уравнение «2+2=?».
Рядом со зверьком находится клавиатура с девятью цифрами. Мышь нажимает на клавишу с цифрой «семь» и немедленно получает электрический разряд. Она пищит, ее шерстка встает дыбом. Одновременно с этим зажигается красная лампочка.
- Неверно. Давай, мышка, попробуй еще раз.
Мышь нажимает на цифру «пять» и получает новый разряд еще большей мощности. Она выбирает цифру «один», следует третий электрический удар. Наконец зверек нажимает на клавишу «четыре». Зажигается зеленая лампочка, мышь получает еду, которую жадно съедает.
- Вот как один-единственный опыт наглядно демонстрирует весь процесс обучения индивидуума. Мне кажется, вы любите этимологию. Слово «ученик» происходит от слова «учить». Тот, кто что-то учит, тот, кто чему-то обучается, становится умнее и сильнее. Я хочу обучить эту мышь считать. И она научится. Она выучит, что символ «два», появляющийся рядом с другим символом «два», требует нажатия на символ «четыре». Это всего лишь вопрос времени. Через год, через два, через пять лет она научится складывать остальные цифры. В любом случае, у нее нет выбора, она должна обучаться и получать пищу. Если она не будет обучаться, она будет страдать.
Пападакис смотрит на мышь, потом медленно поворачивает голову к девушке.
- Вы не были послушной пчелкой… Может быть, вы станете послушной мышкой, моя милая Кассандра?
-----------------------------------------------------------------
Как может понять человек, что такое зимняя спячка лисы?
Подключившись при помощи эмпатии к ее разуму?
Нет, такой способ не объяснит все.
Кассандра видит свою жизнь в теле лиса, всю зиму пролежавшего в норе. Она видит весну, пробуждение, она видит, как лис вылезает на поверхность земли, пуская газы. Вся семья пускает газы, потому во время спячки в заднем проходе лис образуется твердая пробка, герметично закрывающая кишечник и не позволяющая терять тепло.
Но сейчас перебродивший воздух должен покинуть организм.
Теперь, если обитатели Искупления попросят меня, я сумею пустить ветры. То, что казалось мне нарушением приличий, было жизненно необходимой вещью для животного.
Откуда она знает, что лисы после спячки выпускают газы? Где записано это неприличное воспоминание? Кассандра улыбается, думая об этом. Она вспоминает, как сильно хотела есть после спячки. Три месяца без пищи. Она также вспоминает свой страх не найти дичи и оставить без еды самку с детенышами.
Даже в свою бытность бомжом я никогда не знала такого страха перед голодом.
Вот в чем смысл воспоминаний о прошлых жизнях: ты применяешь полученный опыт, ты используешь найденные нашей кармой решения проблем.
Пусть даже ценой заново испытанной боли.
Кассандра видит, как она ловит полевых мышей, как сует нос в гнездо с птичьими яйцами, как роет землю, догоняя крота.
Я должна пересмотреть все свои жизни, словно фильмы…
Она продолжает исследовать свою карму. После лиса она была дельфином. Текучая жизнь. Потом - кошкой. Грациозная жизнь. Потом она переходит к следующей стадии. Она была пещерным человеком.
Сотни раз.
Она умирает зверем и рождается на звериных шкурах. Она проводит свою жизнь, в зависимости от того, кто она, мужчина или женщина, либо в охоте и в борьбе, либо в собирании ягод и в уходе за детьми.
Она понимает, на чем зиждется современное общество. Раньше женщины беременели от мужчин, а те потом забывали о своих подругах, отказываясь признавать детей и заботиться о них. Сегодня тревогу женщин уменьшило изобретение свадьбы.
Она вспоминает фразу, прочитанную на майке Кима Йе Бина.
«Верная жена - это женщина, которая ненавидит только одного мужчину».
Кассандра улыбается. Война полов - явление древнее и естественное.
Она вспоминает страх перед хищниками, которые пользуются темнотой и нападают ночью. Волки, медведи, стаи гиен. Этот древний, забытый страх она вновь испытала, попав в контейнер с крысами.
Страх перед острыми зубами и рвущими плоть когтями.
Она чувствует себя домом, в котором вскрыли полы и обнаружили внизу глубокие потайные подвалы. Корни ее личного Дерева Времени.
Описывая историю человечества с самых ранних времен, наши учебники учат нас насилию, забывая объяснить его глубинные истоки. Я нахожу их в себе.
Кассандра открывает глаза, на несколько секунд возвращается в настоящее, затем вновь опускает веки и опять погружается в прошлое. В памяти девушки всплывают ее жизни в античную эпоху. Она была торговкой фруктами и овощами на финикийском рынке в Тире. Она была лучником в парфянской армии, в армии народа, о существовании которого даже не подозревала.
Она была японским самураем, преданным своему сегуну. Она убивала, защищая его. Эта жизнь оказалась очень спокойной, лишенной выбора, в ней нужно было лишь следовать путем самурая, путем беспрекословного послушания авторитетам. С тех пор у Кассандры навсегда осталось чувство легкого отвращения к любым вождям. С тех пор она яростно сопротивляется при малейшей попытке со стороны кого бы то ни было руководить ее поступками.
Затем она начинает просматривать свое прошлое более бегло. Она пропускает то, что кажется ей неинтересным: она была крестьянином, сапожником, служанкой, монахом и простым солдатом. Наконец она добирается до предпоследней жизни.
Как говорит ей память, непосредственно перед тем, как родиться Кассандрой, она в 1800 году жила в России, в Санкт-Петербурге, и была мужчиной, врачом. Ей первой в голову пришла идея, что перед операцией нужно тщательно мыть руки. Ее собратья смеялись над ней. Мыть руки казалось им смешным суеверием. Только к концу ее жизни ее открытие признали, но она к тому времени уже была больным стариком. Она не смогла в полной мере насладиться восхищением коллег.
Благодаря соблюдению норм гигиены во время операций и принятия родов детская смертность уменьшилась. Но появилась противоположная современная проблема человечества: перенаселение. Раньше она не стояла в силу высокой детской смертности.
То есть все это в какой-то степени… моя вина.
Она внесла свой вклад в увеличение рождаемости, и теперь бесконтрольное и бездумное произведение на свет себе подобных считается одним из основных прав каждого гражданина. Люди заводят детей просто из чувства эгоизма, из желания видеть свою маленькую копию, из чувства национализма, для увеличения количества солдат, которые будут защищать знамя того или иного цвета, из чувства мистицизма, стараясь угодить священнику, сказавшему: «плодитесь и размножайтесь», для создания будущих мучеников священных войн или же из корыстных соображений, как, например, в Китае, где наличие потомства означает гарантированно безбедную старость родителей.
Надо было тогда же объяснить им важность ограничения рождаемости. Я сделала работу лишь наполовину.
«Знания без сознания - гибель души», - говорил Рабле. Вот идеальная поговорка, не допускающая никаких возражений, как бы Орландо ни злился.
Кассандра Катценберг осознает, что получила свой особый дар для того, чтобы исправить ошибку, допущенную в прошлой жизни. Даже не ошибку, а скорее научное открытие, сделанное слишком рано.
Которое, сначала принеся благо, отныне порождает зло.
Теперь она должна увидеть будущее. Она знает, что располагает временем, да и других занятий у нее нет.
Я похожа на тибетского монаха, который укрывается в хижине на вершине горы, чтобы отрешиться от бесконечной суеты.
Кассандра хочет наяву, а не во сне, узнать все варианты возможного будущего человечества и понять, какой путь верен, а какой - нет.
-----------------------------------------------------------------
В течение двух дней Кассандра пребывает словно в забытье. Она практически не притрагивается к пище. Филипп Пападакис входит в комнату. Он считает ее пульс. Кассандра едва приоткрывает глаза.
- У вас слабое сердцебиение, - замечает он.
Комментатор из динамиков тараторит:
- …тые скачки на Приз Триумфальной арки, фаворит Туманный Рассвет, новый чистокровный жеребец эмира Катара. За это животное заплачена сумма, практически равная валовому национальному доходу небольшой африканской страны…
- Не люблю я лошадей, - еле слышно произносит Кассандра ватным языком.
Директор протягивает ей стакан воды, который она с трудом выпивает.
- Нужно перейти порог. Тогда то, что вам кажется отталкивающим, поменяет полярность и сделается притягательным. Чем больше отвращение, тем сильнее станет страсть.
Иди вон отсюда.
- Надо есть, - говорит он, показывая на нетронутую тарелку.
Я становлюсь чистым разумом. Еда утомляет и отяжеляет меня. Я помню, как была лисом и сохранила способность впадать в спячку, я умею замедлять процессы в организме.
Вид у директора школы становится озабоченным.
- Неужели ты способна дать себе умереть, лишь бы не подчиняться мне? Знаешь, пост - удовольствие для мазохистов, а без сахара твой мозг перестанет работать. Если будешь продолжать в том же духе, ты перестанешь мыслить.
Кассандра пытается броситься на него, но ее движения слишком вялы и медлительны. Она пытается его укусить. Он отступает. Она пытается оцарапать его ногтями, он отступает еще дальше.
Она снова ложится на постели. Он гладит ее черные волнистые волосы.
- Я с радостью вижу, что у тебя остается еще немного сил. Ладно, я дам тебе время поменять полярность. Быть может, завтра твой мозг начнет угадывать результаты скачек до их объявления. Ты увидишь, как лошади бегут по веткам Дерева Времени, и поймешь, которые из них придут первыми. Ты мне об этом скажешь, и все будет хорошо.
Кассандра смотрит на часы и видит «34 %».
Средняя цифра, не смертельная. Но и не внушающая уверенности. Просто все идет не слишком хорошо, но это не страшно. Это из-за моего замедленного пульса.
Кассандра пытается улыбнуться.
Во все времена предсказателей просили… увидеть что-то малоинтересное. Просили узнать исход будущей войны, развязку любовной истории, выигрышные числа лото, медицинский диагноз, а он спрашивает меня…
Она сдерживает тихий смешок, потом с трудом произносит:
- …о результатах лошадиных скачек. Это… просто… смешно.
Она опять откидывается на постель и говорит с закрытыми глазами:
- Если бы вы знали, о чем я думала эти три дня…
Она умолкает на секунду, потом продолжает:
- …для полноты картины мне остается узнать, какие изменения родители привнесли в мой мозг. Это последняя недостающая деталь головоломки. Моя жизнь с рождения и до тринадцати лет. Сообщите мне интересующую меня информацию… иначе…
Она запинается на середине фразы и закрывает рот. Филипп Пападакис берет пульт дистанционного управления.
- Этого я и боялся, условия опыта недостаточно жесткие.
Директор школы усиливает звук телевизора до тех пор, пока он не становится оглушительным. Кассандра корчит гримасу и закрывает уши руками.
- Так вам будет проще сосредоточиться на лошадиных скачках, - спокойно говорит он. - Вы преодолеете болевой порог, и вам придется принять мое предложение. Вот увидите, бега - это действительно захватыва…
Не доведя до конца фразу, он широко открывает глаза, на секунду застывает и резко падает вперед.
-----------------------------------------------------------------
Как говорил Орландо? «Мы не обязаны любить своих родителей . И они не обязаны любить нас». Этот бомж-философ все понял.
Любовь детей и родителей - это маркетинговый ход для продажи игрушек к Рождеству, рубашек ко Дню отцов и кухонных комбайнов ко Дню матерей.
Все это иллюзии и декларации о добрых намерениях. Не имеющие ничего общего с действительностью.
-----------------------------------------------------------------
Видеть будущее - проклятие. Лучше ничего не знать. Как, наверное, спокойно быть блаженным кретином, ничего не понимать, верить в ложь, по-волчьи выть с волками, призывать хищников к убийству, идти проторенной дорогой. Как, наверное, приятно загрязнять окружающую среду, оправдывать тирана и обвинять жертву.
-----------------------------------------------------------------
- Они похожи на стадо страусов, которые, видя приближающуюся опасность, предпочитают придумывать себе сказки и не смотрят в глаза суровой правде, - произносит Кассандра.
- Нет, это неправильное сравнение, сестренка.
- Они похожи на стаю леммингов, бегущую в неверном направлении, - говорит Ким.
- А вот твой друг ближе к истине. Это так. Им даже не страшно. Они веселятся, их зачаровывает их собственная грядущая гибель. Ничто не может заставить их повернуть назад. Ни разум, ни чувство самосохранения. Ничто не может отвлечь их от рокового прыжка в бездну. Максимум, что можно сделать, - это чуть-чуть замедлить их продвижение к пропасти. Это стадо мазохистов. Ты видела в Иране этих ребят, которые идут длинными процессиями и стегают себя плетью? Их лица выражают экстаз. Они олицетворяют собой будущее человечества. В один прекрасный день шесть с половиной миллиардов человек двинутся цепочкой к скале, бичуя себя до крови с такой же блаженной улыбкой.
- Не все таковы, старший брат.
- Все. Абсолютно все. Они этого не знают. Или делают вид, что не знают. Они любят страдания , им нравится вырождение , убийства, резня, смерть. Ты заметила, что черный цвет вошел в моду? А с недавнего времени еще и символ, который можно увидеть везде: череп со скрещенными костями. Они знают. Весь род человеческий подсознательно все понимает. Они смирились со своей гибелью. Они ничего не делают для ее предотвращения. Теперь они хотят ее. Ничего нельзя сделать для того, чтобы их изменить.
- В своем письме ты написал, что самое страшное - это покорность судьбе, старший брат.
- Да, я так говорил, и я ошибался. Только дураки не меняют своего мнения. Я обожаю произносить фразу: «Итак, я был неправ, я понял, что ошибался». Ты заметила, что ее никогда не услышишь по телевизору? Никто не меняет мнения.
- Ты неправ! Их можно спасти!
Даниэль пожимает плечами и оборачивается к пустоте:
- Нет, обратного пути уже нет. Я увидел, куда идет История. История с большой буквы. Люди с песней шагают к своей гибели. Как в фильме «Титаник». То, что он держит мировой рекорд по посещаемости, весьма показательно, не так ли? Все почувствовали, что этот фильм, на примере отдельно взятого эпизода, рассказывает о нашем Будущем вообще. Мы приближаемся к айсбергу. Мы утонем. А оркестр на верхней палубе играет веселую мелодию, чтобы мы думали о чем-нибудь другом.
Даниэль Катценберг снова грустно смеется. Все вокруг них тонет в дожде и тумане.
- Увы, сестренка, я предпочел бы ничего не знать и не осознавать. Знание - проклятие. Знать и не уметь убедить - это страдание. Знать и не иметь возможности действовать - это пытка. Я люблю тебя, сестренка.
Вода струится по его лицу.
Он сжимает какой-то клочок бумаги в левом кулаке, в правую руку берет карманные часы и подходит к северо-западному краю площадки.
Кассандра бросается вперед, чтобы его удержать.
Слишком поздно, он уже спрыгнул вниз.
Она закрывает глаза и кричит:
- Нет!!! Нет…
-----------------------------------------------------------------
- Орландо прав , иногда обратный смысл поговорок вернее, чем прямой, - говорит он. - Наши предки ошибались. Во имя свободы люди требуют права оставаться рабами. Во имя любви к родине или к Богу они убивают ближних. Они не выносят тех, кто освобождает их и открывает им глаза, они обожают тех, кто насаждает террор и кормит их ложью.
-----------------------------------------------------------------
Оскорбления - это такой же язык, как и любой другой. Надо все-таки попытаться их успокоить. - Каждый из нас - просто скопление частиц , - произносит Кассандра. - Ну так скажи большому скоплению частиц , которое стоит рядом с тобой , что если оно не заткнет свою пасть, то отросток моего организма под названием «рука» войдет в соприкосновение с соединениями молекул под названием «его толстая морда»!
-----------------------------------------------------------------
- Нет-нет, - говорит пожилая женщина, предвосхищая очередной вопрос девушки. - Никому не приходит в голову взорвать себя посреди толпы , чтобы понравиться Богу . Это может произойти только в комическом фильме.
-----------------------------------------------------------------
- Вот только остается проблема с твоим прошлым, Царевна… Да-да-да… Смешно, знаешь ли, но профессия каждого человека выдает его слабое место. Психиатры - они в основном чокнутые. Парикмахеры - лысые. У начальников комплекс неполноценности. Я даже знала одну цветочницу, страдавшую аллергией на пыльцу. У бедняжки были вечно слезящиеся глаза.
-----------------------------------------------------------------
Он видит во сне меня, я уверена. Он понял, что я необыкновенная девушка, и больше всего на свете хочет заняться со мной любовью. С тех пор как он со мной познакомился, его мнение о женщинах изменилось.
Он ненавидел меня, но теперь он тайно мной восхищается. Он готов на любые жертвы, лишь бы доставить мне удовольствие. Но я все равно не должна быстро сдаваться. Я должна разжечь его желание, довести его до безумия. Я бы с удовольствием приняла классическое ухаживание. Сначала я возмущенно скажу «нет». Надо говорить «нет», иначе прослывешь доступной женщиной и мужчины не будут тебя ценить. Это мое убеждение. Все женщины, в которых я воплощалась, отбывая свою карму, напоминают мне об этом. А все мужчины, которыми я была в предыдущих жизнях, это подтверждают. Надо быть немного стервой, они это обожают. Он будет настаивать. Я скажу ему: «Останемся друзьями, не надо заходить дальше…» - и посмотрю, насколько он мной дорожит. Потом я буду его мучить. Я буду опаздывать на свидания. Я буду делать несправедливые упреки, проверяя, любит ли он меня, несмотря ни на что. Я заставлю его сгорать от нетерпения. Он будет томиться, страстно желать меня и страдать. Не сильно.
-----------------------------------------------------------------
- А если твой брат Даниэль прав? Они слишком тупые, для их спасения ничего нельзя сделать. Каждый день по телевидению они получают сообщения о своей глупости и ничего не делают, чтобы остановить происходящее. Они зачарованы своим варварством, они просто наблюдают за надвигающейся катастрофой так, словно это интересный спектакль. И это захватывающее зрелище называется «последние новости». Ты видела и фотографии трупов, и самодовольных диктаторов, и толпы, истерически требующие смерти своего ближнего. Они жаждут разрушения. Чем страшнее репортажи, тем многочисленнее аудитория. Откуда тут возьмется мирное будущее? Бросим все это. Здесь, на свалке, вдали от людей, нам не так уж и плохо. Спокойно. Тихо. В конце концов, наш девиз - «каждому свое дерьмо». Отличный, кстати, девиз.
- А Эсмеральда сказала, что антидевиз лучше…
- А Эсмеральда в последнее время совсем сбрендила. На нее подействовало твое обаяние, как на всех нас. Но есть реальная жизнь, которую увидел твой брат Даниэль. И в реальной жизни стая леммингов мчится к пропасти. Так пусть и прыгают в свою пропасть, раз они такие. Как гласит прекрасное название одного из фильмов про Джеймса Бонда: «Живи и дай умереть». Надо, кстати, на майке написать. Мне наплевать на весь мир. Мне семнадцать лет, я немало пережил, я немало повидал, и теперь хочу просто получать удовольствие от своего существования на земле.
-----------------------------------------------------------------
- Хочешь, я скажу тебе, что я думаю? Отречься - это хуже, чем трусость, это… это… лень!
- Лень? Я согласился бы работать день и ночь, если бы мог добиться хоть какого-то результата! А зачем стараться для этих придурков? Они не только никогда спасибо не скажут, они еще, в качестве благодарности, в рожу тебе наплюют. Ну скажи мне, так почему лень?
- Потому что…
Потому что все эти придурки и подлецы - продолжение нас самих.
-----------------------------------------------------------------
- О, сила мысли! Ничего нет, и вдруг простое слияние двух нейронов создает череду идей. Соединение двух нервных клеток порождает концепт, он остается в памяти и находит свою белковую форму. Каждая идея становится материей. Так и мысль Изидора Катценберга стала белком его мозга.
-----------------------------------------------------------------
- Какая идея? Что он сделал? - нетерпеливо спрашивает Кассандра.
- Он поговорил со своим братом, и их проект воплотился в жизнь, идея стала живым существом.
- Каким существом?
- Тобой.
Мной?
Эсмеральда и Фетнат держатся за руки и смотрят на свои горящие хижины. Остальные слушают гнусавый голос Па-падакиса. Хобот противогаза похож на цилиндрический нос, украшающий его лицо.
- Идея Изидора Катценберга оказалась чрезвычайно оригинальной. Она возникла благодаря одному утверждению из каббалы. Новорожденный знает все, но знание это обременительно, поэтому посланный Богом ангел посещает младенца прямо перед его рождением, произносит магические слова и стирает знание из его памяти. Ложбинка над верхней губой каждого человека - это след пальца ангела, запечатавшего ему уста.
Да, я это знаю, куда он клонит? Почему он рассказывает так медленно? Это невыносимо.
- Изидор Катценберг считал, что одна метафора скрывает другую. Он полагал, что младенец забывает все благодаря… дару речи. Произнося слово, ребенок заключает идею в клетку. Язык сажает мысль за решетку.
Заинтригованный Ким садится поудобнее.
- В тринадцатом веке король Фридрих II, говоривший на девяти языках, решил узнать, каков «природный» язык человеческого существа. Он поместил в отдельное помещение шестерых младенцев и приказал нянькам кормить их, купать, ухаживать за ними, но не произносить при этом ни единого слова. Он хотел понять, на каком языке заговорят младенцы, лишенные влияния извне. Он считал, что они выберут латынь, греческий или иврит - основные, по его мнению, языки человечества. Но дети не только не заговорили вовсе, они стали болеть и очень быстро умерли, все шестеро.
- Это доказывает, что общение необходимо для выживания, - замечает Шарль де Везле.
Видя, что огонь начинает затухать, Эсмеральда берет полотенце и сбивает пламя со своей хижины, пытаясь спасти несколько гребенок и украшений. Она возвращается, держа в руках расплавленные и обгорелые сокровища.
- Это и есть «Эксперимент номер двадцать четыре»? - спрашивает Кассандра.
Филипп Пападакис кашляет, стекла противогаза затуманиваются. Его глаз уже не видно.
- Ваш дядя Изидор и ваша мать много говорили об опыте прусского короля Фридриха II. Изидор сказал нечто вроде: «Яд может стать лекарством, все зависит от дозы».
Фетнат кивает головой в знак согласия.
- ДА ХВАТИТ ЧУШЬ ПОРОТЬ! - взрывается вдруг Кассандра. - ЧТО ОНИ СО МНОЙ СДЕЛАЛИ?
Она хватает Филиппа Пападакиса за горло. Тот никак не может вырваться, трясет головой, пытаясь высвободиться.
- Вас не учили говорить, - признается он.
Кассандра отпускает его и роняет руки на колени.
- С вашим братом не разговаривали до семи лет. С вами - до девяти. Так вы остались «чистыми», не загрязненными словом.
А правое полушарие мозга не «загрязнила» тирания левого.
Кассандра смутно припоминает обрывки фраз, которые прочла в бумагах своей матери.
- Как я вам говорил, до девяти месяцев младенец не чувствует разницы между собой и остальным миром. Потом наступает «траур младенца»: мир переворачивается, существо, которое он считал частью самого себя, отрывается от него и исчезает, и ребенок боится, что оно исчезло навсегда. Младенец словно бы теряет руку. Он понимает, что не может повлиять на возвращение части себя. И он дает имя этому существу, которое было им и им быть перестало.
Мама.
- Мама. Как только существо получает название, оно отчуждается от младенца. Происходит первое сужение сознания. Сила любви, запах, аромат, чудо нежности становятся всего лишь отдельным существом… мамой. Эти звуки являются слишком тесной рамкой для такого огромного понятия, как мать. Затем получает ярлык еще одно явление. «Папа». Потом приходит время отражения в зеркале, и мир обретает границы.
- Тогда появляется «я».
Да, и это я тоже знаю. «Я» - это сужение сознания. Однажды я поняла, что я - не все, что я - это всего лишь я. Мысль, до того ничем не стесненная, начинает биться о стенки пещеры под названием «череп», она становится пленницей замкнутого пространства, заключенного в непроницаемую оболочку из кожи, которое называется «тело».
- «Я» отличается от всех остальных. «Я» ограничено. «Я» уязвимо. «Я» борется с враждебным ему миром. Вот когда начинается сужение сознания…
Филипп Пападакис продолжает свою мысль:
- Сначала «мама», потом «папа», затем «я», мир продолжает сужаться по мере появления ярлыков, явления прячутся за словами. В этом заключается открытие вашего дяди, а потом и мамы. При помощи слов человек хотел контролировать весь мир, а на самом деле просто перестал понимать его. Слова стали важнее понятий, которые они обозначают. Они начали отрицать реальность. Слово «тигр» не кусает. Слово «тяжесть» ничего не весит. Слово «солнце» не светит.
Кассандра смотрит на директора, выражение ее глаз совершенно меняется, она видит перед собой не врага, а провозвестника.
- При помощи слов человек захватил власть в свои руки. Он разграничил территории. Он дал имена животным. В Библии написано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». И животные покорились человеку, потому что он даровал имя.
Впитывая это знание, Кассандра старается дышать как можно глубже. Директор школы «Ласточки» добавляет:
- «Nomen est omen», то есть «Называть - значит обладать». Этот секрет хранили поколения энтомологов, втыкавших булавки с этикетками в брюшко бабочек, чтобы закрепить за ними сложные латинские названия. «Эта хрупкая красавица не бабочка, аMonarchus advantis simplex».

выдержки из книги, ернард Вербер, книга

Previous post Next post
Up