Большие скидки на недавно выпущенные Android-смартфоны являются хорошей новостью для потребителей и одновременно тревожным знаком для производителей этих устройств.
В преддверии Рождества покупателям премиальных 4K-телевизоров Samsung, работающих на операционной платформе TIZEN, флагман Samsung Galaxy S6 можно купить по себестоимости (то есть производитель не получает с этого никакой прибыли). Нечто подобное происходит и с продукцией конкурентов, выпускающих Android-гаджеты. Бесконечно демпингующие китайцы со своими дешёвыми копиями смартфонов мейджоров заставляют таких грандов мировой электроники как LG или HTC также постоянно делать скидки на свои флагманские модели.
Например, HTC One M9 в августе был доступен с 25-процентной скидкой от официально заявленной цены, составлявшей 649$, а оператор T-Mobile предоставлял скидку в 120$ за LG G4, официальная цена которого составляет 599$. Такую же ценовую политику вынужден применять и Samsung. Теперь на каждый новый флагман семейства Galaxy южнокорейский гигант делает более крупные скидки и с меньшим временным интервалом, чем на предшествующую модель.
Исследовательская компания Idealo, занимающаяся мониторингом рыночной конъюктуры, констатирует, что после 22 недель, прошедших с момента запуска в продажу Galaxy S6 (32Gb), его цена была снижена на 24%. За тот же период iPhone 6 (16Gb) обесценился менее чем на 3% от первоначальной стоимости.
Такое снижение цен не сулит ничего хорошего для рентабельности отрасли. Apple захватила 94% операционной прибыли в этом сегменте, в то время как Samsung имеет 11%. Превышение цифры в 100% - вовсе не ошибка. "Лишние" 5% говорят о том, что все другие производители (кроме Apple и Samsung) работали с убытком. И если многоотраслевые монстры готовы компенсировать потери доходами от других бизнесов, чисто "смартфонные" производители (вроеде HTC и BlackBerry) оказываются в незавидном положении.
Стартовая цена на "младший" iPhone 6s Plus - 749$ - самая высокая в отрасли. И потребители готовы платить такую сумму, несмотря на то, что аппарат вовсе не является чем-то особенно выдающимся.
Всё дело в том, что Apple удалось создать вокруг своей марки некую секту преданных фанатиков, готовых платить любые суммы даже за простую безделушку с логотипом надкушенного яблока. Многие психологи утверждают, что такая патологическая привязанность иной раз проявляется даже сильнее, чем у фанатиков религиозных. С точки зрения здравомыслящего человека - это абсолютное сумасшествие, однако именно на таких зомби-потребителей и распространяет своё влияние компания из Купертино. Причём это влияние имеет тенденцию к усилению (хотя и не во всех странах). Говорить о взвешенном подходе при выборе оптимального гаджета (лучшее соотношение цена/качество/возможности) в таких случаях не приходится. Уже зафиксирован целый ряд ужасных фактов в Китае, когда ради обретения вожделенного "айФона" бедные молодые люди продавали свои почки или доводили свои семьи буквально до разорения.
"Вы должны понять, что Apple стала больше, чем религией.", - говорит аналитик Gartner Кен Дулани. - "Люди готовы платить за Apple сколько угодно, потому что они стали частью этой религии. Даже при том, что конкуренты могут предложить лучший продукт по более низкой цене".
В свою очередь, российский независимый IT-эксперт и консультант нашего блога Николай Изнов, говорит о том, что политика Apple хороша с точки зрения ведения бизнеса "с холодным расчётом" (деньги, как известно, не пахнут) и абсолютно разрушительна как для психического здоровья людей, так и для всей отрасли в целом:
"Мы имеем дело с новой религией XXI века, возникшей уже не вокруг мифических библейских персонажей, а вокруг очень даже материального "божка" под названием iPhone - бруска из стекла, металла, пластика и кучки микросхем. Причём элементы бруска, в большинстве своём, изобретены и произведены вовсе не в стенах "яблочной" компании. За всем этим стоит труд сотен тысяч изобретателей, инженеров, программистов и рабочих из множества стран. Именно поэтому такой продукт вообще трудно считать детищем американского хай-тэка.
Обожествлённый ныне Стив Джобс на самом деле не был крупным инженером-технарём. Более того, как нам известно, он и университетов не кончал. Однако он был изобретательным торговцем с восточными корнями.
И действительно, вряд ли кто может сравниться на базаре с восточными торговцами, способными втюхать вам что угодно по "выгодной цене". Одновременно Джобс смог собрать вокруг себя людей, согласившихся работать на его торговую лавку. Произошло это, как говорится, в нужном месте и в нужное время. Сочетание целого ряда факторов, подкреплённых талантом Джобса как доморощенного маркетолога, позволило Apple сформировать ту самую фан-секту последователей, устремившихся к "светлым далям технологического прогресса".
Меня давно поражает тот факт, что Apple постоянно одаривают званием "ведущей технологической компании" мира. Естественно, таковой Apple величают именно американские "аналитические агентства". Тут уж, как говорится, своя рубаха ближе к телу.
При этом ни у кого из этих "аналитиков" не возникает чувство диссонанса с тем фактом, что в США уже который год звание абсолютного лидера в области потребительской электроники достаётся Samsung. На недавнем оглашении победителей CES 2016 в Нью-Йорке стало известно, что Samsung завоевал, если не ошибаюсь, ведущие позиции в 27 категориях продуктовых линеек, что является абсолютным рекордом.
Многие задаются вопросом: почему Apple имеет такие сверхдоходы по сравнению с конкурентами? Ответ столь же прост, сколь и ужасен: это новая колониальная политика XXI века, но теперь уже в чисто экономической области.
Apple - главный "застрельщик" концепции извлечения максимальной прибыли из дармовой рабочей силы в развивающихся странах.
Если Samsung является социально ответственной компанией, на которую возложена миссия по поддержанию достойного уровня жизни своих работников, а также обширная благотворительная деятельность, то Apple - прямой её антипод. "Деньги - всё, остальное - ничто" - вот их истинный девиз.
Помните громкие журналистские расследования о нещадной эксплуатации труда несовершеннолетних на китайских заводах-партнёрах Aplle? О них предпочли очень бысто забыть, оглушив публику рапортами о "невероятных успехах гениев из Купертино".
Click to view
Простите, но если "гениальность" состоит в том, чтобы эксплуатировать детский труд и бесконечно сталкивать лбами поставщиков комплектующих, заставляя их максимально снижать расценки на продукцию (подчас себе в убыток) ради получения сомнительного звания "официальный поставщик Apple", то это как раз и можно называть техноколониальной эксплуатацией. Уже имеются примеры, когда отдельные компании, добившиеся вожделенных контрактов от Apple, впоследствии разорялись. По-русски говоря, купертиновцы их поматросили и бросили, выжав все соки. То есть на смену временам захватнических колониальных войн и откровенного грабежа пришли времена "более утончённых" схем, мало что меняющих по сути.
На мой взгляд, разорвать этот порочный круг может запрет на использование крупными компаниями чужих компонентов. То есть их надо заставить производить свои устройства абсолютно самостоятельно. Тогда руководству надо будут думать об организации собственного производства, улаживать проблемы с профсоюзами, заботиться о социальной политике и т.д. Всё это заставит отрасль вступить в настоящую конкурентную борьбу. Причём это должно быть поддержано на международном уровне. Вспомните времена расцвета таких компаний как Telefunken, Grundig или Philips. Все эти компании добились успеха, создавая элементную базу своих электронных устройств самостоятельно (за редким исключением). Каждая из них имела собственный неповторимый имидж и продуктовые линейки. Однако впоследствии, ради экономии средств на производстве, началось так почитаемое некоторыми экономистами "международное разделение труда", когда подходящие комплектующие стали закупать у тех, кто предложит подешевле. Стоимость потребительской электроники действительно снизилась. Однако со временем стало понятно, что каждая солидная компания, работающая на этом рынке, начала терять эксклюзивность своей марки. Звучание массовой аудиотехники различных производителей (в сравнимых классах) стало почти невозможно отличить на слух (потому что там начали применять компоненты одних и тех же марок - от ЦАПов до спикеров). Телевизоры ведущих мейджоров почти сравнялись по качеству картинки и без специальных технических тестов разница стала практически незаметна, потому что там используются матрицы, микросхемы и программное обеспечение от 2-3 главных поставщиков.
Особенно пагубно такая практика сказалась на производстве смартфонов. Пластиковые и металлические "брусочки" полностью обезличили индивидуальность производителей, ещё вчера предлагавших самые разнообразные форм-факторы. Теперь никто не хочет рисковать и экспериментировать, "причёсывая" свои продукты одной гребёнкой.
iPhone, на мой взгляд, - это абсолютное воплощение безликости, возведённой в культ, равно как и песни Adel, поставленные на поток одной шведской продюсерской группой. Многие люди этого совершенно не понимают и с готовностью бегут отдавать свои деньги за откровенные поделки, выдаваемые маркетологами за "модные и актуальные".
"Если однажы я вдруг обнаружу, что нахожусь на стороне большинства, то поспешу перейти на другую сторону", - сказал однажды великий американский писатель и журналист Марк Твен. К сожалению, его соотечественники забыли эти мудрые слова", - говорит Николай Изнов.
Что может противопоставить в этой ситуации Samsung (кстати, единственный в мире производитель, способный полностью создать любой смартфон на собственной базе) диктату секты Apple?
Очень хорошо, что в южнокорейской корпорации поняли (хоть и с некоторым запозданием), что нужно уделять внимание не только производству самих гаджетов, но и программной поддержке, которая не менее (а то и более) важна в условиях обострившейся конкуренции. Имея в своём распоряжении платформу TIZEN OS, которая обладает целым рядом преимуществ (лучшее быстродействие, экономичность, стабильность работы) в сравнении с конкурентами в лице Android и iOS, Samsung имеет шанс создать отдельную линейку смартфонов, которые будут отличаться оригинальным дизайном, невиданной доселе вычислительной мощностью, набором эксклюзивных приложений и полной интеграцией с экосистемой IoT (интернет вещей). Аналитики рынка полагают, что в долгосрочной перспективе это должно вывести крупнейший южнокорейский холдинг из периода относительного застоя, когда ему приходилось воевать на два фронта: с одной стороны, "божественным" Apple, в с другой - дешёвыми китайскими "драконами".