2 апреля 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания "Культура как цель существования государства".
Выступая на слушаниях, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин остановился на теме взаимосвязи культуры и нравственности. По словам священнослужителя, "не все, что один из нас или кто-то другой назовет культурой, таковой обязательно является".
"Нельзя не согласиться с необходимостью государственной и общественной поддержки культуры, но эта поддержка должна быть отражением общественного признания, согласия с нравственными идеалами общества", - отметил отец Всеволод. Выступавший предложил придать нравственное измерение разрабатываемому проекту закона "О культуре", предусмотрев в нем механизмы общественного нравственного контроля. Спорные явления в творчестве, по словам отца Всеволода, должны рассматриваться на предмет уместности их государственной поддержки.
В декларации, принятой по итогам слушаний, содержатся требование широкого общественного обсуждения кандидатов при назначении на должность министра культуры.
Секретарь патриаршего Совета по культуре, настоятель Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) поддержал инициативу, заявив, что считает "необходимым создание рабочих групп по выработке стратегии развития культуры". "Мне кажется, мы должны объединить наши усилия с усилиями светских сил", - сказал он.
По мнению другого участника, режиссера Никиты Михалкова, подобных деклараций было уже написано тысячи, но ничего не меняется. "Если бы я был Эрнстом или Кулистиковым, я бы очень радовался, слушая наши обсуждения, потому что я бы знал, что можно сколько угодно говорить, но все равно я буду делать то, что считаю нужным", - сказал он.
Режиссер считает, что без политической воли никакие сдвиги в области культуры невозможны. "Я не вижу никаких экономических рычагов, которые могли бы помочь культуре", - сказал он.
Вместе с тем, сейчас в обществе распространено убеждение, что постороннее вмешательство в дела культуры может быть только уродующим. Так было не всегда (скажем, русская культура XVIII века была почти сплошь государственной в полном смысле слова), но в наши дни воздействие государства или Церкви на культуру ассоциируется либо с цензурой, либо со слащавым и безжизненным «официозом» (уже само это слово характерно).
«Нуждается ли, на ваш взгляд, современная культура в контроле государства или общества? Какие формы такого контроля могут быть приемлемы, а какие - нет?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:
- Если мы посмотрим на русскую историю (да и не только на русскую), мы увидим, что наивысшие достижения культуры приходятся на времена, когда культура была под довольно жестким контролем государства.
Безусловно, культура - живая, и растет она не по приказу сверху. Мы не можем сами придумать новое растение, но мы можем удобрять, подстригать или защищать растения от сорняков, - так и с культурой. Заботиться о ней не только можно, но и нужно.
К сожалению, без государственной поддержки никакие настоящие культурные проекты невозможны. А чтобы влияние государства не было уродующим и губительным, действительно полезно, чтобы должность министра культуры (а я бы добавил еще и министра образования) подвергалась обсуждению. То же самое касается поддержки культурных начинаний - государство должно финансировать специальные фонды, но опять же после широкого общественного обсуждения.
Любая великая культура возникала при серьезной господдержке, я не говорю о древних, которые вырастали сами собой. Но возьмем современную японскую мультипликацию - «аниме» - это серьезный государственный проект. Диснейленд, Голливуд, «Мосфильм» - все это серьезные проекты либо государства, либо крупного бизнеса.
Если же пустить развитие культуры на самотек, выигрывает то государство, которому удается иметь свою культуру, а не принесенную извне, и которое может эту культуру импортировать. Война на культурном поле не менее важна, чем война танками и самолетами - а в современных условиях даже и важнее. И ни о каком суверенитете страны нельзя говорить, пока ее культура - от классической до молодежной - отдана «на откуп» загранице.