КлейнО стратегии. Для малого бизнеса и не только.
Стратегия как искусство
Стратегия сродни искусству. Стратегии нужно учить. Тех, кто способен. И тут тонкость:
Читая "учебники по стратегии", думать, что это и есть стратегия - аналогично тому, как по учебнику, написанному искусствоведом, учиться искусству, т.е. учиться создавать искусство. Стратегия - это тонкая материя. Такая же, как, например, искусство.
Суть искусства стратега - это точно и максимально эффективно отвечать на вопрос "чем я должен заниматься сейчас?"
Отвечать с учетом всего-всего. Не-стратег на этот вопрос отвечает с учетом стереотипов. И страхов. Он - несвободен в своем мышлении. Стратег - свободный ангел. С огненным мечом. И улыбкой, конечно. Сегодня он отвечает: нафиг все мелочи, занимаемся концепцией. Завтра он говорит: нафиг все концепции, вколачиваем этот гвоздь. Подчиненные и соратники его не понимают. Они говорят: "Как же так? Ведь ты противоречишь сам себе!"
В работе руководителя всегда много точек приложения сил. Тот, кто не умеет - размазывается по ним, - тормозит, тем самым, все процессы. Тот, кто умеет - играет на них, как на кнопках трубы, клавишах и прочем, к чему надо прикасаться, извлекая мелодию. Чем выше мастерство - тем больше кнопок... В конечном итоге кнопки исчезают, он просто перебирает пальцами в каком-то поле, а дела делаются быстро и весело.
...
читать дополнительно:
Клейн. О стратегии и политике
http://klein0.livejournal.com/30424.html О "компаниях нового типа"
"Как обычно", а не "новая компания", будет не потому, что человек мало прочитал-обучился, а... потому что позиция у него "и нашим, и вашим"...
Или, другими словами, потому что:
а) не умеет мыслить, т.е. не умеет определить свою "четкую позицию рассмотрения процессов, явлений";
б) не хватает этичности, т.е. его совесть позволяет ему находиться в ситуации "и вашим, и нашим", "сидеть на двух стульях", т.е. ловчить, хитрить.
Формула компании нового типа - это "профессионализм в создании продуктов + умение мыслить + этичность". А это уже совсем другой - принципиально другой! - подход к конструированию современных экономических процессов (экономических организмов) в обществе.
Если не осознавать, что перед тобой нечто уникальное - не встанет вопрос: "в чем же его секрет?". Именно об эти части формулы - "умение мыслить" и, особенно, "этичность" - разбиваются почти все попытки создания "компаний нового типа". И не мудрено! Как может добавить "этичность" в формулу компании человек с обычным сегодняшним мировоззрением? Только в виде фальшивого фасада. Но свинью не превратишь в тигра, нарисовав на ней полоски. То же и с "умением мыслить". Выход? - Учиться, совершенствоваться, преобразовываться.
Этика в бизнесе
"Проблема этики в бизнесе" - это "проблеме этичности как основы, на которой лишь и могут выстраивать тонкие процессы в бизнесе, требующие от талантливого честного человека полной, искренней вовлеченности в процесс"?
Другой подход при построении "компании нового типа"
В чём заключается этот другой подход? Этот другой подход заключается в "совокупности следующих факторов":
1. Нет разделения на "собственников" и "наемных рабочих".
2. Каждый заботится о каждом.
3. Каждый стремиться стать еще лучше, еще сильнее, еще умелее.
4. Тот, кто дальше продвинулся в понимании "этого подхода" - еще более осознанно и мощно выполняет пункты 2 и 3.
Все остальное - 18.000 проявлений - это следствие этих 4-х пунктов.
Пункты 2, 3 и 4 относятся исключительно к сфере "этичности".
В этом суть подхода, который проявляется в бизнесе как "компания нового типа". Понятно, что под ним лежит куда более общий и куда более обширный философский и мировоззренческий бекграунд.
По-другому никак не создать подобную компанию. И понять, как она работает и что там происходит, глядя из "обычного" мировоззрения, из "обычной" философии, из "обычной" этической системы - невозможно.
Одну такую компанию я знаю. Уверен, что других таких нет. Но достаточно лишь одной такой компании, лишь одного прецедента, чтобы сказать: "Это возможно. Это не фантастика. Это делается так-то и так-то". Добавлю лишь, что эта компания является лидером своего сегмента рынка.
Как делится прибыль? - Т.к. нет капиталиста, нет части продукта, который он присваивает (в этом суть "прибыли"), поэтому нет "прибыли". Все, что появляется в качестве прибыли, идет на повышение зарплат менеджмента(пропорционально участию), обучение и поддержку новичков, развитие компании. В любом случае все, что выше установленных зарплат, делится пропорционально участию с учетом интересов развития компании.
Кто заботится о деле? - О деле в целом заботятся топ-менеджеры, т.е. наиболее осознанные, продвинутые, сильные, умелые члены коллектива. Все остальные учатся заботиться о деле в целом, и поэтому практикуют это на своем участке фронта, все время стремясь расширить его - развивают свои знания, умения, долю ответстенности за весь процесс.
Иногда интересы дела требуют принятия жёстких (возможно, жестоких) решений. - Да. Эти решения принимают топ-менеджеры, если под "жестким решением" понимается решение уволить человека. Примеров других "жестких" решений при таком "другом" подходе - припомнить (представить себе) не могу.
Мануал стремящегося к стратегическому мышлению
1. "Стратегия сродни искусству" означает, что позиция "стратегическое мышление доступно каждому" является ошибочной.
2. Стратегия не зависит от масштаба действия, проекта, процесса. Просто, так ("то, что покрупнее - это стратегия; поменьше - тактика; а еще меньше - оперативные решения") - не-стратеги, т.е. те, кто не обладают стратегическим мышлением, учат не-стратегов. Чему учат? - Стратегии!
3. Стратегии нужно учить. Тех, кто способен. Повторю: Того, у кого есть способности к стратегическому мышлению.
4. Стратег должен, одновременно, "создавать определенность", т.е. принимать решения (тем самым, переводя неопределенность в определенность), и "создавать неопределенность", т.е. стимулировать сотрудников и всю компанию к поиску, развитию, созданию нового (тем самым внося поток неопределенности в определенность, размеренность). Тогда такие цели, как "выживание организации" и "достижение ею своих целей" - могут стать реальностью.
Как стать стратегом?
Ответ:
Научиться стратегии. Развить имеющуюся у тебя способность к стратегическому мышлению.
Тебе сюда:
НАДПРОФ
http://www.nadprof.ru особенно в раздел "Библиотека НАДПРОФ / Беседы и Лекции по Менеджменту"
http://www.nadprof.ru/library/lectures/index.shtml особенно:
1.
Учиться быть стратегом СТРАТЕГИЯ: Что такое стратегия? Основные принципы и виды стратегии Лекция №54: Принцип проведения развивающих мероприятий, или Почему нельзя вывешивать расписание на стене во время занятий? 2.
Как ставить цели в проектах? Цели являются РЕЗУЛЬТАТОМ Цель - контакт! Об упайе во время мозгового штурма ("упайя" - санскрит.: "искусные средства", менеджмент)
Американец Пляшите точнее Девиз мастеров эквилибрного жанра 3.
Вторая Логика и стратегия Алмазный проруб, или Зачем нужно помещать себя в плотное событийное поле? Разгон потока - одна из главных задач менеджера Без упайи никуда - поэтому НадПроф Что такое НадПрофессиональные знания? Шаттл Война или Любовь? 4.
Инфантильность. И взрослость Воля 5.
Лекция №58: Приемы и технологии организации процессов, греко-римское командообразование, выступления команд Лекция №59: Диссипативные структуры, автоволна, мужской фольклор, бег к просветлению, Ахиллес, школа мышления - а также все остальное в этом разделе, а потом на всем сайте НадПроф.
Всем привет!
Кл.