"ЗДРАВСТВУЙ, ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ!" (с)
Раз сегодня такая дата, то и я по этому поводу что-то напишу.
Довелось нам этой весной скататься на проводившуюся в московском манеже выставку, посвященную Цою. Узнала я, к слову, про нее совсем случайно, благодаря
bodhishatva, который (между прочим, аж из целой Уфы) похвастался, что сходил, посмотрел и впечатлился. И какбэ из Уфы до Манежа гораздо дальше, чем мне, поэтому ломанулись мы туда быстро-быстро в последний день ее работы - 15 апреля. Хотя, как оказалось, продлили ее аккурат до цоевского юбилея )
Небольшое отступление. Вообще Цой первый раз попал в мою жизнь в 86-м, когда к нам в класс из тогда еще Югославии вернулась бывшая одноклассница (родители ее провели там 5 лет) - продвинутая и вся такая на стиле и роке. На субботник, на котором мы с ней убирали медпункт какой-то автобазы, она притащила маленький кассетник с Наутилосовской «Разлукой» и Цоевским депрессовым «45» с Алюминиевыми огурцами, Моими друзьями и прочим Транквилизатором. На фоне бодрых маршев и сюжетных баллад Нау, Цоя с его полудетскими завываниями хотелось заткнуть на фиг. Что я и сделала ) Потом в моей жизни были Машина времени, Алиса, ДДТ, Бригада, с песнями «про тесто» и остальным. Аквариум - нет, не пошел - тоска какая-то, зато стали понятны корни цоевского завывания )) А потом случилась АССА.
Однокласснице (которая из Югославии) достали билет на премьеру фильма в Москве. Премьера проходила два дня, и на ней играли получасовые сеты группы, задействованные в фильме (Аквариум, Кино, Браво и пр.). Вернувшись с этого мероприятия с записями и еще большим воодушевлением (та, блин жеж были времена - школьница могла себе позволить финансово и безопасно скататься со Львова в Москву на премьеру фильма!!), она продудела мне все уши, поделилась стопкой записей, и на фильм, который наконец-то доехал до нас, я пошла уже подготовленной. И вот это море огней зажигалок на последних кадрах и титрах Ассы впечатлило меня уже всерьез. Ну, не могут же их всех так завести и вдохновить эти, будь они трижды прокляты, Огурцы!! Так, через эту одноклассницу, ко мне попал альбом «Группа крови», который я считаю вершиной Цоевского музыкального творчества, а «Легенду» - лучшей его песней. Сестра же моя стала фанаткой Цоя сразу и бесповоротно.
Я уже рассказывала, что именно она первая побывала на рок-концерте (цоевском «поминальнике» в Лужниках), и именно с ее подачи мы с ней заполняли безвременье 90-х рок-музыкой. Наверное, именно это и сохранило нас во всех смыслах.
Вернемся к выставке ))
Билеты в будний день с утра по 800 рублей, покупка только он-лайн (без комиссии), по сеансам, разнесенным по времени на 15 минут (во избежание скопления народу). Народу, кстати, несмотря на будний день, много. Причем, в основном, молодежь возраста 20±, с упоением фоткавшая видео- и аудиокассеты, и прочую бобинную технику ))
За уплаченные деньги вам полагается бесплатный аудиогид с наушниками (наушники и технику санитарно обрабатывают плюс выдают допом антисептические салфетки и наушниковые одноразовые «бахилы»). В аудогиде играет соответствующая разделу выставки цоевская музыка, озвучивается происходящее на экранах и можно послушать интервью музыкантов, режиссеров и самого музыканта.
Выставочных залов 12, каждый из которых интересно оформлен и содержит определенный музейный интерактив.
Правда, тематика залов временами удивляет.
Ладно, там зал музыки - к слову, один из самых понравившихся - где очень четко прослеживается динамика развития цоевского творчества, от пресловутых подростковых «Огурцов» до «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».
Зацените, кстати, статью из «Уха» 85-го года - подпишусь тремя руками)))
Хотя самой музыки могло бы быть и побольше (доступно по одной песне с каждого альбома, причем «Бошетунмай можно послушать только с одной точки, шаг вправо-влево и все пропадает), да и рассказов о песнях тоже могло бы быть и побольше (по факту - только про ту самую одну песню с альбома).
Или концептуальный зал «Иглы» с оригинальным дизайном и подчеркнуто-выпуклым образом героя-одиночки.
Это все ясно и понятно. Но зал «Камчатки», в котором только кучи угля и фрагменты фильмов на стене?? И всё?? Вы серьезно?? Сама Питерская «Камчатка» сейчас гораздо лучше выглядит!
Отдельный и довольно большой зал выделен под зарубежные поездки - фотки, фотки, интервью, билет в Диснейленд. Хотя, можно предположить, что это определенный реверанс в сторону Стингрей, выделившей довольно значительное количество экспонатов для выставки.
И огромнейший просто зал под художественное, гмммм, творчество Цоя. С аллюзиями и отступлениями в сторону Уорхолла и прочего современного искусства (тут должен быть диалог про музей Гуггенхайма и экспонат «Туалет не работает» из «О чем говорят мужчины» Квартета И))) - ну, такое…
Последний же зал - типа «зал памяти», представляющий, стилизацию «стен Цоя» на белом картоне - ваааще ни о чем.
И еще не понравился главный «посыл» выставки. Про забубенный совок и росток свободы, пробившийся сквозь асфальт, общую серость и ужасы психушки. К слову, выставка так и не объясняет ничего непонимающей современной молодежи - кой ляд Виктор косил от армии в психушке - этот факт просто подается как данность. Это что - было модно, нужно, необходимо? Почему именно в психушке (кстати, а как он потом права получил, с «белым билетом» - это я уже с современных позиций задумалась)? А про общую серость - а как же Кинчев, Шевчук, Летов, тот же БГ, Майк и остальные? Они тоже серость? Как-то одно с другим плохо вяжется.
И еще один интересный момент, о котором я до этого момента не знала.
Речь о том самом знаменитом "запретном" приказе министерства культуры 82 (??) года, в котором перечислялись рок-группы, лишенные права выступления на концертных площадках страны. И тут упс… Вот так. Теперь аж самой интересно, а был ли мальчик вообще??
Зато понравились цельные луки-образы Цоя разных периодов на манекенах
И оригинал его аксессуаров
А ещё надолго зависла над его записной телефонной книгой. Столько знакомых фамилий!!
Почти три часа шастали. Познавательно, занимательно, ностальгически, с попыткой анализа и местами спорно.
Наверное, так и должно выглядеть подобное мероприятие. А то, если со всем соглашаться, так и критическое мышление потерять недолго ))
Тока сувениры в этом вашем манеже жуть какие дорогие!! Каталог выставки - 3900!!! В общем, мне денег хватило только на носки )))
Посидели потом с бутерами и термосом на лавочке в Александровском саду - "веснаааа, скоро вырастет трава", прогулялись по Красной площади, заглянули в ГУМ (две трети магазинов закрыты «по техническим причинам», но свет горит и продавцы внутри что-то ходят-делают, а знаменитое мороженое сейчас на вкус фигня-фигней), да и стартовали домой. Плюс еще от этой поездки - надо все-таки в Москву выбираться изредка, а то лежит в загашниках желание некоторые локации посетить, муж вон даже в Мавзолее, к примеру, ни разу не был!! )) Ехать туда сейчас часа 2 - 2 с половиной, да все никак - то лень, то эпидемия, то остальное всякое.
Ну, и как же без музыки!
Click to view
Пы.Сы. Выше - классический пример того, как можно испортить песню, слушая ее ж@пой.
Как-то так ))