КЫРГЫЗИЯ Ч. 2. ГУЛЯЕМ. ЧОЛПОН-АТА.
В целом Чолпон-Ата мало отличается от любого другого нашего курортного города при море - те же пансионаты/гостиницы/турбазы, те же сувенирные лавки, кафе и мелкие магазины с разным-всяким вдоль главной улицы города, слабо функционирующие в несезон. При этом северный берег Иссык-Куля считается гораздо цивилизованней и продвинутей в плане сервиса, чем южный, а Чолпон-Ата и поселок Бостери в 10-ти километрах от нее - столицей пляжного Иссык-Куля.
Но нам к курортным прелестям приобщиться не удалось. Больше всего я страдала от невозможности прокатится на огромном колесе обозрения высотой 76 метров, стоящем прямо на Бостерском пляже - ууух там, наверное, с него виды!!!
Дорога до Чолпон-Аты - очень хорошая, отремонтированная к Всемирным играм кочевников, которые проходили здесь в 2014, 2016 и 2018 - своеобразный фестиваль национальных видов спорта стран Азии. К ним же между Чолпон-Атой и Бостери построен огромный стадион и ипподром, работающий в перерывах между Играми.
Напротив Госрезиденции - большой супермаркет местного ритейла, в котором Хенесси и текила не прячутся в шкаф за кассиром, а спокойно себе стоит в торговом зале.
Менять рубли на сомы можно в банке (курсы, как и у нас - разные и зависят от банка, обмен только с паспортом, по выходным банки не работают, в будни - до 16-17 часов), либо в обменниках на главной улице (курсы ваще разные, паспорт не нужен, работают до 19-20 часов без выходных или как получится))). Расплатится во многих магазинах Чолпон-Аты можно как картой, так и наличными. Автостанция и стоянка такси - у музея и супермаркета напротив Госрезиденции, маршрутка по 10 наших рублей, оплата при входе, старшим и женщинам принято уступать место, прямо настойчиво так уступать (мужики вообще практически не садятся). Такси тоже довольно недорого. Причем, что неимоверно удивило - таксист не просто здоровается с пассажирами, выйдя из машины, а еще и поручкается! И оставит свой телефон - соберетесь обратно, позвоните, я вас заберу ))
Ну, что, пойдем гулять с нами по Чолпон-Ате в несезон?
Если гулять по центральному проспекту в сторону Кара-ой, то можно увидеть фонтан с памятником самой Чолпон и кружащимися вокруг нее ласточками.
Если гулять в ту сторону дальше, то можно дойти до т.н. старого базара («Новый» - в Бостери) напротив местного госреестра - ничего особо впечатляющего, цены на местные орехи-фрукты, дороже, чем в Бишкеке, купили только вяленой икры по сто рублей.
А совсем на окраине города на въезде в Чолпон-Ату стоит т.н. Мавзолей. Экзотично, но не более - никакого мавзолея по сути тут нет, а построен он в 2009 году.
Но самое интересное в этом районе Чолпон-Аты - это музей-заповедник Саймалы Таш. Добраться до этого уникального места можно и пешком (свернуть в сторону гор на улице Акматбай-Ата за базаром и топать к горам, ориентируясь на то, чтобы заброшенный военный аэропорт оставался у вас с левой стороны).
Указателей, увы, нет - в качестве них только местная пацанва )) Мы доехали до входа в музей на такси за 150 наших рублей, а обратно как раз решили вернуться пешком, плутая в бесконечных узких улочках типично восточного города.
Закономерный вопрос - а зачем сюда так долго добираться? Дело в том, что здесь находится одно из крупнейших собраний наскальных петроглифов (рисунков древних людей)!
На огромной территории этого музея под открытым небом на площади длиной 4 километра и шириной 2 км лежат десятки тысяч камней (валунов), вынесенных селевыми потоками из горных ущелий хребта Кунгей Ала-Тау.
И среди этого огромного каменного поля находится около 5000 камней с петроглифами, которые считаются культурным и историческим наследием Кыргызстана.
Возраст петроглифов - начиная со второго тысячелетия до нашей эры до 8-10 веков нашей эры.
Темы рисунков - разнообразные сцены жизни местного населения, от охоты до жертвоприношений и изображения животных. Верблюд вот )
При чем очень много маралов и архаров - горных баранов с витыми рогами
Помимо привычно выбитых на серых валунах петроглифов, подобные которым мы видали в Карелии на берегу Белого моря (и опять же когда у меня руки до описания той поездки дойдут?!), здесь есть и петроглифы совершенно уникальные, появившиеся именно благодаря местному климату. Под яркими солнечными лучами поверхность некоторых камней за многие тысячелетия покрылась т.н. «пустынным загаром» - налетом блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Вот на этих «загарных камнях» древние художники и выбивали свои рисунки.
Неповторимый местный скифский звериный стиль и голову-солнце всадников-кочевников с петроглифов Чолпон-Аты, согласитесь, очень узнаваемы!
А еще на территории Саймалы Таша есть целые поляны балбалов - каменных истуканов. Я, увидев их первый раз, решила, что они ставятся на могилах, но оказывается, нет - как нам объяснили позже в музее, это просто памятный знак в честь убитого врага, как правило, с его лицом.
Работает заповедник официально ежедневно с 9 до 18 часов, билеты по 80 наших рублей. Но несезон и окраинное расположение музея, поэтому касса закрыта, никого нет, а забор - исключительно со стороны города и главного входа. С других сторон - заброшенный военный аэродром и дачи, куда народ катается сквозь это каменное поле на своих автомобилях.
Да и в целом территория необустроенная абсолютно. На кассе есть схема маршрутов, но на самой местности маршруты не маркированы, а сами камни с петроглифами никак не обозначены - только у одного видали палку с флажком и табличкой неподалеку.
То есть, если соберетесь туда - учтите, что воды-еды там нет никакой, пространство абсолютно открытое, что в дождь, что в солнце.
Обязательно берите с собой воду и что-нибудь, чтобы прикрыть голову. Несмотря на наличие головного убора и мало-мальски закрытую одежду в очередной раз обгорела я именно на петроглифах за ту трехчасовую прогулку.
Территория этого каменного заповедника - огромная, скакать по камням в поисках рисунков можно очень долго.
Ну и просто любоваться видами и окрестными красотами
Цветущими краснокнижными тюльпанами
И заснеженными склонами Ала-Тау. Кстати, вот там за этой горой всего в 60 километрах - бывшая столица Казахстана Алма-Ата.
Изначально мы собирались добраться сначала до нее, а потом по прямой доехать до Иссык-Куля. Но, карта и реальная природа - это, оказывается, две большие разницы ))) Дороги через перевал нет, и до Алма-Аты с Чолпон-Аты в реальности - 450 километров в объезд гор!
А в самой Чолпон-Ате в один из дождливых дней мы зашли в местный исторический музей (с 9 до 17, кроме субботы и воскресенья).
Билеты по 80 наших рублей + 50 рублей за фотосъемку + за 100 рублей экскурсовод нам провела предельно информативную интересную экскурсию. Вот честно - деньги тут экономить не надо, несмотря на подписи под экспонатами, живой рассказ про увиденное оказался гораздо нагляднее
История Иссык-Куля и Кыргызии, местные нравы и обычаи,
быт и природа, культура кочевников и семейные традиции,
Например, огромные сакские (саки - местное племя скифов кочевников) бронзовые котлы 3-го века. до н.э., поднятые со дна Иссык-Куля.
Место народного эпоса «Манаса» (самого объемного эпоса в мире!) в жизни кыргызов тогда и сейчас. Оказывается, акыны, исполняющие Манаса (манасчи) очень чтятся в стране и пользуются авторитетом и всякими государственными привилегиями (например, доплатами к пенсии). Я думаю, именно их мы и слышали на главной площади Бишкека 7 апреля - День народной революции.
О, а вот такую игру - калах (разновидность нард) я в детстве жуть как любила! Оказывается правила игры в нее тоже описываются в Манасе!
А еще несколько залов, посвященных местным промыслам и рукоделью - тканым коврам с местными узорами,
Пологов юрт, одежды. Эти кожаные штаны 19-го века меня жуть как впечатлили! Вот это качество! И не скажешь, что им столько лет - надевай и будь модным хипстером ))
Некоторые ковры можно купить, кроме того, при музее работает сувенирный магазин с книгами (лучший выбор из всех мест, что видали) и классическими сувенирами (ассортимент, правда, бедноват).
А еще меня удивила такая технология плетения из нитей и соломки.
Камни с нитками по аналогии с нашими коклюшками сложным образом переплетаются между собой, на выходе образуя целые картины!
Кстати, а кто изображен на центральной картине? ))