Мы едем, едем, едем 2015. Ч. 15

Jun 14, 2015 21:35

ПАРТИЗАНСКАЯ ПОЛЯНА (БЕЛЫЕ БЕРЕГА, БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Здесь должна была быть песня "Шумел сурово брянский лес", но ЖЖ теперь музыку играть не умеет ((

Но самое интересное, конечно, в Брянске - это партизаны и все, что с ними связано. В брянских лесах в Великую Отечественную воевало около 60 тысяч партизан, которые были объединены в 139 отрядов, 27 бригад и соединений. Двенадцать из них стали Героями Советского Союза. Самая известная брянская партизанская достопримечательность - это так называемая Партизанская поляна в 15 километрах от Брянска (N053 13.956, E034 35.424) Единственный в нашей стране мемориал-памятник партизанам Великой Отечественной, был открыт в 1969 году.

Если честно, то такого масштаба я не ожидала. Это целый мемориальный комплекс, состоящий из нескольких частей в глубине соснового леса на месте реальной партизанской стоянки.
Начну по порядку. Добраться туда из Брянска можно по Московскому проспекту, а затем по трассе на Орел (М3) до поворота «Партизанская поляна»

Километра через два после поворота нас встретил вот такой указатель.

Мы оставили машинку на импровизированной «стоянке» и потопали по указателю. В принципе, если шлагбаум к памятнику открыт, то можно и проехать, но прекрасным июньским днем оно нам надо? Песчаная просека в сосновом бору, пьянящий хвойный аромат, краснобокая земляника в траве, птичий гомон - красота же! Где-то через километр мы дошли до небольшого монумента, у подножья которого лежали следы той войны

И, если бы не небольшая табличка со стрелкой и надписью «К памятнику» мы бы тут же развернулись обратно. Но, предположив, что в лесу есть что-то еще, как послушные туристы, мы отправились по стрелке дальше. Дорожки ветвились, разбегались в стороны, справа показался забор опытного лесничества 1924 года (!!!)

А мы шли и шли дальше, пытаясь угадать - туда или нет. И, наконец, среди леса показалась небольшая опушка уже с капитальным гранитным памятником военным журналистам.

Кроме памятника на поляне - стенд с той самой газетой, выпускавшейся на этом месте в 41-м-43-м.

Впечатляет!

Здесь должна была быть "Песня военных корреспондентов", но ЖЖ музыку теперь играть не умеет ((

Вернувшись к машине, отправились дальше. Ого! «Партизанская поляна» оказалась огромным по территории мемориальным комплексом!

Стоянка - забита, место для парковки нашли с трудом. На входе - касса с оригинальным подходом к оплате. Чтобы пройти на поляну можно взять билет в музей истории партизанского движения за 60 рублей или идти бесплатно погулять по территории, «только заплатите 100 рублей за фотосъемку». Ну чо, взяли билеты в музей ))

Территория Партизанской поляны на берегу пруда и речки Снежеть довольно внушительная и очень живописная. Часть территории - мемориальная. Часть - историческая.

В исторической части максимально воссоздан быт и жизнь партизан. В лесу под разлапистыми соснами - землянки

На берегу реки реконструирована скипидарная мастерская

Скипидаром, оказывается, кроме медицинских целей, еще смазывали оружие и всякую ездовую технику, а конкретно в этом партизанском соединении на скипидаре еще и пару танков гоняли на диверсии к фашистам! Во как!

Партизанская кухня с колодцем

И оригинальным забором

Сама партизанская поляна с огромными деревянными столами и лавками вокруг костровища

Целая выставка фоток партизанского быта под открытым небом

Здесь должна была быть песня "Партизанская борода", но ЖЖ теперь музыку играть не умеет ((

В мемориальной части комплекса стоит центральный обелиск

Стела-карта партизанского движения

Небанального вида вечный огонь в виде партизанского костра и стена памяти с 8 тысячами фамилий партизан.

Здесь же экспозиция военной техники.

Там муж бродил, я не пошла, поэтому не могу сказать - отличается ли она от подобных выставок в других местах ((

Памятник партизану

А в глубине леса - мраморные стелы в память партизанских бригад им. Кравцова и им. Щорса, которые действовали в этом районе Брянщины.

Зашли, конечно, и в музей истории партизанского движения с фотографиями и документами, партизанскими газетами на бересте, всяким разным оружием и личными вещами партизан.

Отдельным залом в музее - диорама «Взрыв Голубого моста» об одном из эпизодов «рельсовой войны». Тетя-смотрительница выключает свет, включает звуковую дорожку и… Взрывы, стрельба, крики, вспышки - какой там триДэ! Ты там, на Голубом мосту, вместе со своими, и мурашки бегут по спине и затылку!

В общем, я впечатлилась здорово! Теперь о приземленном - все очень цивильно, есть кафе, будки с мороженым, сувенирные магнитики, туалеты-мусорки,

А по лесу там и сям как на территории самой Партизанской поляны, так и на подъезде к ней разбросаны «зеленые» стоянки со столами-стульями. Так что перекусить есть, где хоть свое, хоть покупное ))

А еще на въезде в Брянск со стороны Орла (122 км трассы А141) притормозили у необычного памятника военным водителям.

Тоже целый мемориальный комплекс

Именно отсюда - с Осиновой горки - ушел на фронт сформированный из брянских водителей в первые месяцы войны автобатальон, прошедший от Брянска до Берлина.

На противоположной стороне дороге на постаментах - главные машины той войны: полуторка ГАЗ-АА и ЗиС-5.

И тоже столики-стулья, где можно передохнуть-перекусить

Очень антуражно, правда? А урны какие!!! Останавливаются у памятника, похоже, только туристы (кстати, со стороны Брянска остановка тут запрещена!), зато практически все, кто проезжает мимо - сигналят в память о тех, кому поставлен этот памятник. Трогает прямо аж до слез!

Здесь должна была быть "Песня фронтового шофера", но ЖЖ теперь музыку играть не умеет ((

В планах у нас был еще 300-летний Партизанский дуб в районе Глинного, на котором во время войны функционировал наблюдательный пункт партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам!», но в итоге решили не ехать. Ходу до него по непонятной дороге больше 100 км в одну сторону, а мы все-таки планировали и отдохнуть малесь. Поэтому не торопясь и глазея по сторонам почесали в обратный путь.
В противовес навигатору, пытающемуся отвезти нас через Калугу с крюком в 50 км, поехали через Карачев-Хотынец-Одоев-Белёв. Дорога пустая, народу никого, зато какие пейзажи за окном!

А запахи!

А попутчики! )))

Между Белёвым и Одоевым свернули в сосновый бор на пикник

Красота же!!! )))

А потом долго лежали, подремывая и пялясь в бесконечное небо, пока не были основательно погрызены муравьями )))

Так что поездушка удалась! А «Партизанский дуб» и Дятьково будут в следующий раз! )))