Делюсь музыкальными впечатлениями прошлой недели.
Музыку Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» исполнял Российский национальный оркестр. Композиция состоит из 27 частей. В таком полном объеме ее исполняют очень редко и неудивительно, что я тоже большую часть слушала впервые.
Самые известные номера известны всем: это «Песня Сольвейг» и «Танец горных троллей». Меня поразило очень тонкое и трогательное исполнение партии Сольвейг (Инга Кальна). Поразительно, как можно спеть столь заигранную вещь так глубоко и проникновенно.
Кстати, имя Пер Гюнт встречается в норвежских сказках, у меня была такая книжка в детстве, но там он положительный герой, храбрый охотник, побеждающий троллей и прочую нечисть. У Ибсена Пер Гюнт совсем не похож на своего мифологического тезку, скорее, является его пародией.
Но кроме музыки там был текст, который от автора читал Лановой. Поначалу было непривычно, мне казалось, что текст - это лишнее, ведь музыкой и так все сказано. Но в итоге все получилось очень органично. Лановой - прекрасный драматический актер. Он читал очень выразительно и вместе с тем сдержанно, эмоционально, но без пафоса. И очень искренне воспринимал музыку, с моего ряда это было особенно заметно.
Пьесу я не перечитывала со времен филфака, но помню, что было много персонажей и много символики, один Пуговичных дел мастер чего стоил (кстати, в "Матрице" Мастер ключей мне его напомнил). Текст на сцене сократили, уменьшили количество персонажей, что разумно. А сюжет вкратце такой:
Пер Гюнт - деревенский парень, единственный сын Осе, считает себя избранным, которому уготована великая судьба, будучи при этом обычным слабым человеком и махровым эгоистом. Отправляясь на свадьбу бывшей подружки, встречает прекрасную Сольвейг, он восхищен ее ангельской внешностью и добротой, но не готов остаться. Дальше следуют совсем нелогичные действия. Пер крадет со свадьбы Ингрид, соблазняет, увозит в горы, а потом там же и бросает. Развлекается с тремя пастушками в хижине, а встретив дочь Горного короля, представляется принцем и собирается на ней жениться. Правда, вовремя понимает, что оставшись с троллями, он уже никогда не увидит мир как человек и сбегает. Но на дороге стоит кое-кто пострашнее троллей - Великая Кривая (судьба или смерть), от которой несчастного спасают молитвы матери и Сольвейг.
Мать Пера Гюнта умирает, сам он отправляется в дальние странствия, где поочередно становится то торговцем, то пророком, то археологом, но ждут его только лишения и крах всех иллюзий, в том числе и любви (одна из его возлюбленных забирает у него все деньги и драгоценности и оставляет умирать в пустыне).
Ему удается спастись и сесть на корабль до родного дома, но, в заключение всех несчастий, корабль его терпит крушение, и по сути это настоящее чистилище. К Перу Гюнту приходят призраки всех его грехов: нерожденные или брошенные дети, обманутые женщины, несостоявшиеся великие свершения. И никто, включая его самого, не может сказать ни слова в его защиту.
А Сольвейг все эти годы ждет любимого в лесной избушке. И лишь она примет Пера Гюнта, когда его оставит весь мир.
P.S. Сорри за сентиментальность в последнем абзаце. ;)