Толстой - Столыпин: повторение пройденного

Jul 05, 2016 11:53




Спектакль Театр.Dос на арт-фестивале “Сад гениев” напомнил, что толстовская тема в России далеко не закрыта.
Пожалуй, главным событиями арт-феста “Сад гениев” в Ясной Поляне, помимо лекции Дмитрия Быкова, стал спектакль Театр.doc “Толстой -Столыпин. Частная переписка”, поставленный по пьесе Ольги Михайловой известным режиссером Владимиром Мирзоевым. Премьера состоялась в 2013 году и только спустя три года его смогли увидеть туляки в зале ДК “Ясная Поляна”.
Как и в прошлый раз, на спектакле Активного театра “Толстого нет”, показанного в рамках фестиваля, маленький зал был полон. Организаторам пришлось ставить дополнительные стулья, настолько велико было число желающих увидеть постановку авангардистского столичного театра.
Сюжет спектакля начинается весьма незатейливо. Провинциальный пензенский адвокат Яншин защищает крестьянку Марию Крюкову, зарубившую топором своего свекра без видимых на то причин. При этом Мария и не собирается помогать своему защитнику, соглашаясь даже на казнь, и тот решается написать письма российскому премьеру Аркадию Столыпину и писателю Льву Толстому, надеясь на то, что их авторитет в России поможет ему честно выполнить свой адвокатский долг.
На сцене разворачиваются диалоги, в которых принимают участие Толстой и Столыпин. Один из них олицетворяет передовую часть власти, пытающуюся удержать страну от развала с помощью частной собственности на землю и справедливого правосудия, а другой - ее критик, моральный авторитет и защитник общинной крестьянской России.
Образ Толстого, которого сыграл Захар Хунгуреев, разрушает привычное представление о великом мыслителе и “матером человечище”. В спектакле он больше похож на юродивого, который по ходу действия “режет правду-матку”, стоит на голове и демонстрирует другие йоговские асаны.
Петр Столыпин (Арман Хачатрян) тоже вовсе не похож на российского премьер-министра, у которого вместо модных штиблет дзюдоистский бандаж на ногах. Он говорит правильные слова о частной собственности на землю, о необходимости наведения правопорядка в России.
Но его спор с Толстым оказывается бессмысленным, поскольку Россия, подобно “Титанику”, все равно тонет. Не случайно в кульминационной сцене спектакля звучит “Раскинулось море широко”, которую поет бесшабашная Мария Крюкова в исполнении Анны Осиповой, а ей подпевают другие герои. Именно под разговоры и споры, метания интеллектуалов тонет Россия, неумолимо приближаясь к катастрофе 1917 года. Не поможет стране даже замена обветшавших декораций в виде старой двери на белую, европейскую. Разрубить этот туго затянувшийся узел может только топор, которым Мария кромсает голову своего свекра.
Причина неудач реформ - бабская сущность России, о которой писал накануне октябрьского переворота Николай Бердяев. В спектакле об этом как раз говорит секретарь Столыпина, который напомнил реформатору о двойственной инь-янской, муже-женской, природе души человеческой. После этого даже мужественный Столыпин надевает женскую юбку и начинает копировать женскую походку.
А мужицкую сущность демонстрирует как раз крестьянка Мария Крюкова, которая рассказывает в конце спектакля, как и почему она убивает своего обидчика свекра, пытающегося овладеть ею вместо бесхарактерного мужа.
Почти двухчасовой спектакль прошел, что называется, на одном дыхании, а в трагическом финале в зале наступила мертвящая тишина, поскольку публика боялась пропустить что-то очень важное.
Постановка Владимира Мирзоева, подписавшего, кстати, в 2010 году обращение российской оппозиции “Путин должен уйти”, политически актуальна и остра. Но, как настоящий художник, он не дает окончательного ответа на вопрос о будущем России, у которой, похоже, вновь не остается выбора пути…
Идея театрального толстовского фестиваля, которую высказал недавно Алексей Дюмин, на самом деле хороша. Потому что Толстой в России, действительно, не только не прочитан, но и недостаточно глубоко показан.
Сергей Владимиров

image Click to view

Previous post Next post
Up