Значит так, дарю кому-то идею для бизнеса. А больше всего меня интересует обсудить ее здесь и указать на возможные проблемы.
В этот раз будет про открытие мобильного скутеро-проката в Москве. Подробное описание под катом.
Я за последний год брал скутер на прокат раз 10, конечно ни разу не в Москве. И все время в теплых странах. Но я приезжаю в Москву и не имею там своего автомобиля и мне подумалось, а можно ли в Москве взять скутер на прокат.
Оказалось, что можно, но это стоит дорого (1500-4000 рублей в день), нужен залог (5000-10000 рублей), прокатов мало и модель проката стандартная - то есть приходишь, чтобы забрать скутер, оформляешь бумаги и потом возвращаешь его в то же самое место. Про залог не узнавал, но подозреваю, что бизнесы эти так малы, что залог можно дать только наличными и карту они не примут.
В-общем что нашлось хорошего в прокате скутеров в Москве:
- Они есть!
- И некоторые работают даже по субботам! А некоторые даже до 21 часа!
- Плюсы на этом заканчиваются.
Минусы в принципе уже перечислены выше, поэтому давайте лучше подумаем какой идеальный прокат скутеров нам хотелось бы иметь:
- В шаговой доступности от дома.
- Возможно доставка скутера по адресу к клиенту.
- С быстрым (до 1 минуты) оформлением бумаг при получении скутера.
- Без залога, либо с простым и доступным залогом.
- С возможностью оставить скутер в любом месте по окончанию аренды.
- С таким же быстрым (до 1 минуты) возвратом скутера по окончанию аренды.
- По доступным ценам.
- С гибким ценообразованием (например, почасовые ставки).
- Красивые скутеры (мне нравятся Веспа) в красивых цветах!
Возражения против того, что считается, что в Москве не может быть создан рынок проката скутеров:
- Сезон короткий. Это - правда, сезон будет только 5 месяцев из 12, и здесь возразить нечего. Предпринимателю, который за это возьметься, рекомндуется наладить второй сезонный бизнес на остальные 7 месяцев, возможно, можно добиться синергии, то есть использовать помещения, персонал и даже клиентов. Первое, что приходит на ум - прокат зимнего инвентаря (Лыжи, санки и т.д.)
- Рынка и спроса нет. Его нет, потому что нет адекватного предложения и это будет как раз тот случай, когда предложение создаст спрос.
- Адекватное предложение будет заключаться в том, что прокат скутера позволит экономить время (добираться быстрее, чем пешком, автомобилем или общественным транспортом) и деньги (бензин потребляется меньше чем на своем авто, такси стоит дороже, общественный транспорт тоже не бесплатный).
- В данный момент прокат скутеров интересен только людям, которые ОЧЕНЬ ХОТЯТ покататься на скутере. Если мне надо просто за 3 часа успеть сделать маршрут - магазин, прачечная, родители, знакомый, банк, обменник, ремонт обуви, то я его смогу сделать на скутере, но прежде мне придется потратить 3 часа на получение скутера (добраться до пункта проката, оформление, добраться от последнего пункта маршрута до проката, время на возрат, добраться от пунка проката обратно в последний пункт маршрута).
- Таким образом, скутер, являясь абсолютно массовым рынком (даже права не нужны!), не интересен массам, поскольку не решает свою основную задачу - экономию времени. Надо это изменить!
- В Москве опасно на скутере. Да, опасно, особенно на больших дорогах. Скутер будут в основном брать чтобы решить определенные транспортные задачи в своем районе или максимум Административном Округе.
Удачливому предпринимателю надо будет решить две основные задачи:
- Технология, которая позволяет клиенту оставить скутер в любом месте. Клиент заканчивает поездку, оставляет скутер и отправляет в прокат СМС со своему географическими координатами. Позже прокат собирает все оставленные скутеры на грузовике и отвозит в прокат.
- В будущем и при наличии клиентской базы, возможно также использовать эту же технологию для получения скутера в любом месте. Допустим прокату пришел СМС о том, что скутер оставлен в месте А, а через 30 минут другой клиент хочет взять скутер в месте А плюс 50 метров. Получается, что ему до скутера 50 метров.
- С точки зрения техники необходимо решить проблему старта скутера по магнитной карте - только для авторизованных клиентов.
- Привлечение клиентов. Здесь сложная задача, потому что спрос предстоит создать. Никто в данный момент не думает о скутере как об утилитарном и удобном средстве передвижения.
- Обеспечить доступные цены. Скутер стоит 50-150 тыс. рублей, но его аренда стоит как аренда автомобиля за 600 тыс. рублей. Думаю, что прокатные конторы вынуждены назначать такие цена из-за короткого сезона и низкого спроса. Высокий спрос позволит снизить цены минимум в два раза.
Я ожидаю, что эта идея вызовет много пессимистических откликов, но буду очень рад обсуждению конкретных деталей и этого рынка.