Опубликовали мою новую статью на сайте Дикое Поле: Боевой пляс - миф или правда?
Тема когда-то очень горячая, ныне по больше части спекулятивная. Поэтому я и попытался разобраться в щекочущем вопросе, и расставить все точки над i.
Пока что вопрос до конца не закрыт, исследование темы продолжается.
М.Диденко Боевой пляс - миф или правда?
И.В.Болдырев. Казаки перед выходом на службу 1875-1876
О возможности применения элементов восточнославянского пляса в бою массово стали говорить с начала 90-ых - начала распространения так называемых «русских стилей». Хотя, еще в статье «Гопак и совесть» (Техника - молодежи, 1989 год) И. Лебедев сделал предположение о том, что танец козаков - «это шифр, код славянского у-шу».
Это логичное, понятное предположение - танцевальные элементы - это практически удары ногами. Добавим акробатику и физическую форму, которая необходима для качественного пляса. К тому же танцевали воины с оружием в руках, что тоже является еще одним указанием. Естественно, что такая идея не могла не быть реализованной, и в 1994 году увидела свет книга Владимира Пилата «Боевой гопак». Хотя, на официальном сайте Пилата утверждается, что работа по возрождению стиля началась в 1985 году.
Инициативы такого рода встречали и сопротивление, критику. Например, широко известные в узких кругах статьи Г. Панченко о «реаниматорах». Отчасти такая критика была, по всей видимости, вызвана налетом фантастичности, которой уже тогда грешили многие представители русских стилей, отчасти из-за неприятия самой возможности существования такого направления. В то время многие люди были воспитаны восточными боевиками о единоборствах, и даже подумать не могли, что может быть что-либо лучше восточного (или что вообще может существовать что-либо кроме восточного).
Со временем название «боевой гопак» стало именем нарицательным, обрело негативный оттенок. «Карате в шароварах» - так это стало называться на форумах в Сети. Считалось, что это те же восточные единоборства или кикбоксинг, только в другой одежде и с другой идеологией.
Возможно, роль сыграло то обстоятельство, что боевой гопак Пилата (равно как и все русские стили) ничем не проявил себя в спортивных соревнованиях.
Может, повлияло еще то, что практикам и любителям боевых искусств показалось невероятным, что с помощью танцевальных элементов можно биться. Например, резкий присед с выбрасыванием ноги в колено стоящего противника. Теоретически возможно, а на практике?
Непонятно было и главное - как это все тренировать? Совместить знание пляса с опытом в восточных единоборствах? Взять танцевальный элемент с выбрасыванием ноги и, скажем, нарабатывать его по тайбоксерскому «мешку»? Но это и будет пресловутым «новоделом», изобретением велосипеда.
Были и попытки биться, как бы танцуя русскую народную пляску, но в основном они все заканчивались неудачей. То есть, адепт русского стиля танцевал в спарринге.
В итоге некоторые представители русских стилей, говоря о своих направлениях, стали утверждать, что «боевой пляс» является боевым не столько в плане применения танцевальных элементов в бою, сколько в плане входа в измененное состояние сознания («боевое состояние»). Ну и также танец - это хорошая подготовка, это наработка этнической двигательной культуры, а танцевальные элементы помогают лучшему изучению именно боевых элементов.
Тема применения пляски в бою стала спекулятивной.
Но практика показывает, что главное - это методика. Нюансы, до которых, наверное, очень трудно (если вообще возможно) дойти самому. При этом нужно прекрасное знание анатомии, нужен именно тренерский взгляд. Нужна традиция - передача знаний из поколения в поколение. И такое тоже встречается (пусть и очень редко).
При таком подходе танцевальный элемент является а) собственно танцевальным элементом б) инструментом для оздоровления в) способом наработки ударов (ногами). Элементы пляса действительно начинают становиться боевыми. Понятно, что при этом они несколько видоизменяются, но суть остается прежней. Но повторимся - здесь важны нюансы. Как разворачивать корпус и таз при ударе, как натягивать «струны», как разрабатывать суставы и многое другое. Опыт пляса и знание спортивных единоборств здесь не помогут. Здесь невозможно изобрести что-то заново, нужно просто знать, получив знания от учителя.
Проблема в том, что занятия по такому направлению очень трудны - труднее средней тренировки по восточному единоборству. Но предки плясали с детства, и для них эти движения были привычны, а воины могли уделять плясу все свое свободное время.
Направление, в котором нам посчастливилось найти такие занятия, является, скорее, оздоровительным с вкраплениями боевых элементов. Это не группа по изучению боевого пляса, это вообще не группа по рукопашному бою. Она не относится к какой-либо организации, поэтому данный материал целесообразно рассматривать только с исследовательской точки зрения.
Хотелось бы обратить внимание на главное - для того, чтобы пляска стала боевой, мало знать все элементы в отдельности, и уметь их отлично выполнять. Необходима методика, глубинное понимание сути и взаимосвязи всех элементов, а также, как подчеркивалось выше, есть детали, без которых это не будет «работать». Разумеется, боец не танцует во время драки. Просто он использует в своих тренировках немного видоизмененные танцевальные элементы. Например, при помощи дерева (неотъемлемого элемента славянской традиции) танцевальное выпрыгивание с выпрямлением ноги превращается в реальный удар ногой - на тренировке боец отталкивается ногой от дерева.
Подытоживая: использование восточнославянского пляса в бою реально, но необходима особая методика тренировок.
http://dikoepole.com/2014/06/17/boevoi-plyas/