Осторожно- зомби! Я, как человек начинавший именно с 3Д анимации и моделирования, уже сталкивался с этим интересным явлением. 3Д анимация и визуализация всегда стремилась к максимальному реализму. Я бы сказал фото-реализму, если пользоватся терминологией из живописи. И наконец, в начале 2000-ных примерно 3Д визуализация вплотную подошла к картинке практически не оличающейся от живой съемки. Однако тут всплыла интересная психоогическая проблема. Проблема известная ранее в робототехнике и описанная японским исследователем Masahiro Mori еще в 1970 году. Последние фотореалистические мультфильмы, например "Beowulf", "The Adventures of Tintin" или "Mars Needs Moms" просто поддтвердили что это явление сказывается и в массовой культуре и что мы наконец достигли уровня визуализации достаточного, чтобы столкнутся с проблеммой лицом к лицу на практике.
Оказывается, что людям вовсе не нравится, когда искуственно созданные образы слишком уж похожи на людей. Фильм "Mars Needs Moms", кинопроект Земекиса, базировавшийся на тенденции максимального сближения 3Д с живымы сьемками так вообще стал образцом полного финансового провала. Описание реакции выглядит довольно ненаучно и формулируется обычными людьми как "мне как-то не по себе".
То есть на границе естественности и искусственности есть особая зона "провала" графика комфортности восприятия. Зона "зловещей долины" ("Uncanny valley") и это, собственно, и стало научным называнием явления (
вики). Название произошло именно от формы графика, представленного тут и отобажающго зависимость состояния комфорта человека в процессе коммуникации с искусственным образом в завиимости от степени "человекоподобности".
Явление изучается не на примере кино или анимации, ибо там это явление можно все-таки обойти разными путями. В кино мы имеем плоский экран и чисто развлекательное действо. Тут этот фактор не является таким уж важным. Хотя и тут от полной релистичности делается ощутимый шаг назад. Причем Голливуд даже, я б сказал, нахально пользуется этим эффектом создавая свои заведомо ужасные образы в кино именно в зоне "зловещей долины". И определенным образом создает в культуре и в массовом сознании сильно негативный образ робота-андроида, что сильно осложняет работу дизайнеров и психологов в реальной робототехнике.
Наибольшим препятствием это явление стало в коммуникативной робототехнике, с которой я сейчас по работе столкнулся. Там, к сожалению, в отличие от кино, этот психологический эффект почти никак не обойти. Роботов, слишком похожих на людей, все независимые наблюдатели описывают как "creepy" (жутковатых) и они вопринимаются скорее как "зомби". Почти мистический инстинктивный страх перед "человекообразными" неживыми объектами стал серьезным препятствием в деле создания полноценных роботов. Имеется в виду конкретно группа роботов, способных к полноценной коммуникации с людьми. Роботом задействованных на производстве это никик не касается. На данный момент существует несколько объяснений этого, но мне они кажутся дурацкими, кроме, пожалуй, сonflicting perceptual cues- противоречивые сигналы воприятия. То есть наше подсознание опознает человеческий образ, а сознание вывешивает флажок "неживое". Именно поэтому, вследствии противоречивых сигналов, подаваемых на наш центральный процессор, мы имеем на выходе почти мистичекое неприятие. Процессор просто не знает что с этой противоречивой информацией делать, какого рода коммуникация должна быть запущена. Отсюда есть несколько путей, но ни одного пока не придумано практически полезного. Мне тоже предстоит поломать над этим голову.