зловещая долина

Mar 17, 2014 18:22

Осторожно- зомби! Я, как человек начинавший именно с 3Д анимации и моделирования, уже сталкивался с этим интересным явлением. 3Д анимация и визуализация всегда стремилась к максимальному реализму. Я бы сказал фото-реализму, если пользоватся терминологией из живописи. И наконец, в начале 2000-ных примерно 3Д визуализация вплотную подошла к картинке практически не оличающейся от живой съемки. Однако тут всплыла интересная психоогическая проблема. Проблема известная ранее в робототехнике и описанная японским исследователем Masahiro Mori еще в 1970 году. Последние фотореалистические мультфильмы, например "Beowulf", "The Adventures of Tintin" или "Mars Needs Moms" просто поддтвердили что это явление сказывается и в массовой культуре и что мы наконец достигли уровня визуализации достаточного, чтобы столкнутся с проблеммой лицом к лицу на практике.

Оказывается, что людям вовсе не нравится, когда искуственно созданные образы слишком уж похожи на людей. Фильм "Mars Needs Moms", кинопроект Земекиса, базировавшийся на тенденции максимального сближения 3Д с живымы сьемками так вообще стал образцом полного финансового провала. Описание реакции выглядит довольно ненаучно и формулируется обычными людьми как "мне как-то не по себе".
То есть на границе естественности и искусственности есть особая зона "провала" графика комфортности восприятия. Зона "зловещей долины" ("Uncanny valley") и это, собственно, и стало научным называнием явления (вики). Название произошло именно от формы графика, представленного тут и отобажающго зависимость состояния комфорта человека в процессе коммуникации с искусственным образом в завиимости от степени "человекоподобности".

Явление изучается не на примере кино или анимации, ибо там это явление можно все-таки обойти разными путями. В кино мы имеем плоский экран и чисто развлекательное действо. Тут этот фактор не является таким уж важным. Хотя и тут от полной релистичности делается ощутимый шаг назад. Причем Голливуд даже, я б сказал, нахально пользуется этим эффектом создавая свои заведомо ужасные образы в кино именно в зоне "зловещей долины". И определенным образом создает в культуре и в массовом сознании сильно негативный образ робота-андроида, что сильно осложняет работу дизайнеров и психологов в реальной робототехнике.

Наибольшим препятствием это явление стало в коммуникативной робототехнике, с которой я сейчас по работе столкнулся. Там, к сожалению, в отличие от кино, этот психологический эффект почти никак не обойти. Роботов, слишком похожих на людей, все независимые наблюдатели описывают как "creepy" (жутковатых) и они вопринимаются скорее как "зомби". Почти мистический инстинктивный страх перед "человекообразными" неживыми объектами стал серьезным препятствием в деле создания полноценных роботов. Имеется в виду конкретно группа роботов, способных к полноценной коммуникации с людьми. Роботом задействованных на производстве это никик не касается. На данный момент существует несколько объяснений этого, но мне они кажутся дурацкими, кроме, пожалуй, сonflicting perceptual cues- противоречивые сигналы воприятия. То есть наше подсознание опознает человеческий образ, а сознание вывешивает флажок "неживое". Именно поэтому, вследствии противоречивых сигналов, подаваемых на наш центральный процессор, мы имеем на выходе почти мистичекое неприятие. Процессор просто не знает что с этой противоречивой информацией делать, какого рода коммуникация должна быть запущена. Отсюда есть несколько путей, но ни одного пока не придумано практически полезного. Мне тоже предстоит поломать над этим голову.

лытдыбр, телеги

Previous post Next post
Up