May 28, 2009 20:53
Минуту назад открыла для себя писателя Всеволода Гаршина.
Прочитала всего лишь один его крошечный рассказ - "Самый коротенький роман" (сюжет сходен с "Тружениками моря", а эпиграф - перефраз из "Человека, который смеется"). И прониклась такой глубочайшей симпатией к автору - и совсем не по выше означенной причине!
Как будто ответ на вопрос, о котором я размышляю с 14 лет: "Ты честный человек, - сказала девушка. - Значит должен идти в армию". "Да, честные люди подтверждают слово делом", - ответил юноша и пошел. На Русско-Турецкой он заслужил орден и потерял ногу. Возвратился - а у возлюбленной новая любовь. Неловко, да. Он был шафером на их свадьбе. Топиться, правда, не стал, как Жильят. Только ходит по Дворцовой набережной, громыхает деревяшкой, грустит и слушает волны...
Короче, завтра я снова сдаю русскую литературу. Сижу, как на иголках: такой шанс продолжить тему "Гюго+русские писатели", что у меня аж руки трясутся! И это будут мои, только мои мысли! Не хочу лицемерить, повторять затверженные еще со школы характеристики Наташи Ростовой и прочих "диалектик души".
К слову, Гаршин умер чуть больше 30 лет от роду - от "паралича воли". Как бы захлебнулся - невозможностью выразить переполнявшие его мысли.