ЧИТАТЕЛЬ НЕДЕЛИ - Маша Третьякова
Порой (да почти всегда!) к нам в рубрику приходят такие письма, что просто диву даешься - как много вокруг прекрасных, талантливых людей, которые к тому же любят и ценят хорошие детские книги. Мы, впрочем, в этом и не сомневались, а просто захотели явить этих людей миру, стали их разыскивать и брать интервью…
Вот и на этот раз у нас в гостях - Маша Третьякова. Редактор «Классного журнала» и обозреватель детской литературы. А говорили мы с ней о лиграх и медузах-яичницах в детских журналах, двух Машиных коллекциях (маяков и изданий сказки «Снежная королева»), а еще о театре и, конечно, самых лучших на свете книжках…
Маша, расскажи, пожалуйста, когда и почему ты решила связать свою жизнь с детскими книгами и журналами?
Сложный вопрос... Наверное, когда выбрала норвежскую детскую литературу в качестве темы для дипломной работы на журфаке. Я перед этим много думала и поняла, что ни в чём так хорошо не разбираюсь, как в детских книгах. Потому что продолжала читать их всегда, даже когда в университете были огромные списки обязательной литературы (её я, конечно, тоже читала). Вот и пошла по пути наименьшего сопротивления.
А почему для учебы ты выбрала именно журфак?
С точными науками у меня всегда были проблемы, в эту сторону даже нечего было думать, зато все детство я сочиняла бесконечные сказки. В прямом смысле бесконечные - мне никогда не хватало терпения довести очередную историю до конца. Ещё я выпускала дома газеты, а в десять лет попросила родителей подарить мне на Новый год диктофон и брала у всех вокруг интервью. В старших классах все как-то колебались, рассматривали по несколько вариантов для поступления. У меня ничего такого не было. В девятом классе я пришла в Школу Юного Журналиста при журфаке МГУ, влюбилась в атмосферу, в здание и поняла, что в ближайшее время я отсюда не уйду. Так и получилось.
Можешь рассказать о своей работе в «Классном журнале». Чем именно ты там занимаешься?
Я редактор, помогаю планировать номера, это довольно сложно, т.к. журнал еженедельный и приходится каждую неделю придумывать что-то новое, но основная моя работа - это писать. Я сочиняю небольшие тексты для детей на абсолютно разные темы. Из самого интересного: я писала про бешеный огурец, рыбу-тряпку, медузу-яичницу, чупакабру, а сегодня вот буду писать про лигров. Знаешь, кто это?
Неа, а кто?
Смесь льва и тигра. Самые большие в мире кошки! У меня в голове куча ненужной информации из-за этого…
Почему ненужной?
Ну а как мне всё это в жизни в пригодится? На самом деле, многое вытесняется, иначе бы у меня голова взорвалась. То есть то, о чем я писала полгода назад, теперь я уже и не вспомню и ничего об этом интересного не расскажу. Как Шерлок Холмс, который не знал, что Луна вращается вокруг Земли, потому что это была для него лишняя информация.
У тебя ведь наверняка был опыт работы в редакции взрослых изданий. На портале «Я родитель», например. Хотя сфера смежная, но все-таки. Чем отличаются люди, работающие в детской журналистике о тех, кто работает во взрослой?
На «Я родителе» я работала внештатно, так что ни с кем там практически не общалась, кроме главного редактора. До «Классного журнала» я работала в рекламном отделе книжного издательства. Не могу сказать, что отличаются именно люди, скорее, атмосфера. У нас она какая-то совсем домашняя, потому как редакция очень маленькая. Ну и в дни сдачи у нас очень весёлые диалоги случаются, которых уж точно нет во взрослых редакциях: «Какая свинья тебе больше нравится?», «У меня летающая корова пропала!» и т.д.
Почему ты начала коллекционировать маяки? В этом есть какая-то символика для тебя?
Да! Маяк - это же так романтично! Стоит одиноко на берегу моря, светит чему-то там в темноте. Символ надежды. Я всегда любила море и все, что с ним связано. Первый маяк я купила лет шесть или семь назад. Теперь стараюсь привозить их из каждой поездки. А четыре года назад у меня появился любимый спектакль «Алые паруса». Там маяк тоже играет значительную роль. Так что всё вообще переплелось…
А «самокатовские» маяки у тебя есть? (имеются в виду книги «Маяк и звёзды» Анники и Пера Тор и «Маяк на Омаровых рифах» Джеймса Крюса - прим.ред.)
Анника Тор, конечно! Я её обожаю! А «Омаровых рифов» нет. Столько раз смотрела на эту книжку, но почему-то всегда откладывала покупку :(
Помнишь историю своего знакомства с «Самокатом»?
Если я не ошибаюсь, это случилось, когда подруга дала мне почитать «Собаку Пёс» Пеннака. Много лет назад, в общем. Но я тогда никакого внимания на издательства не обращала. А потом выяснилось, что большая часть книг, которые я покупала, были как раз «самокатовскими». В них оказалось то, что я всегда искала - интересный сюжет и проблема, над которой можно подумать. Мне очень нравится, что это не просто проходные истории, а что-то что цепляет! Очень хочу, чтобы у меня появились свои дети, и я могла бы вместе с ними читать и обсуждать любимые книги. Кстати! Могу совершенно точно сказать, когда я в «Самокат» окончательно влюбилась. Когда открыла для себя Аннику Тор. Это такое чудо, такой клад, современная классика! По глубине сюжета, по уровню написания ничего подобного я больше не встречала! За неё «Самокату» огромнейшее спасибо. И за Марию Парр ещё.
Здорово. А сколько ты хочешь детей, если не секрет?
Поскольку у меня есть младший брат, и я знаю, какое это счастье, когда он есть, то один ребёнок для меня вообще не вариант. Минимум двоих, а лучше троих. Много детей, много котов, много театра и детских книг - моя идеальная жизнь.
Если театр, то какой?
С огромным удовольствием я скажу: лучший театр в Москве - это РАМТ! Если это интервью будут читать родители, я очень советую им привести детей в этот театр, там спектакли чем-то похожи на «самокатовские» книжки. В них всегда есть, над чем подумать, и они все очень добрые и светлые, даже когда грустные. Ну и для взрослых там много интересного. Ах, РАМТ… это место, которое всегда дает мне вдохновение! Сегодня, кстати, туда пойду.
На какой спектакль?
«Лада, или Радость» по Тимуру Кибирову. Официально заявляю: это самый радостный спектакль в мире! В нем заключён какой-то чистый, кристальный восторг. В каком бы состоянии ты не пришел, выходя, не сможешь спрятать улыбку, даже если постараешься! Так что всем, кому грустно, плохо, серо и холодно, на «Ладу»! Мне кажется, этот спектакль можно выписывать как антидепрессант.
Ты упомянула о вдохновении. Оно вообще тебя часто посещает? И можно ли, по-твоему, его как-нибудь призвать и удержать?
Если бы я знала, как его призвать и удержать, то давно бы сделала бы что-нибудь гениально-вдохновенное и у меня бы брали интервью каждый день. Этот вопрос стоит для меня очень остро, т.к. пишу я каждый день, но далеко не всегда мне в голову приходят замечательные идеи, которые тут же готовы красиво сложиться в слова. Но журнал должен выходить, независимо от моего вдохновения. Поэтому для себя у меня рецепт один - открывать файл и начинать писать. Часто текст сам ведет тебя и рождает новые мысли. А бывает, что нет. На этот случай у нас есть другие редакторы, которые могут все исправить и переписать J
Ты коллекционируешь издания «Снежной королевы». Можешь вспомнить, с какой именно книги все началось?
Пока коллекция у меня совсем маленькая, с маяками не сравнится. Всего четыре или пять книжек. Началась, наверное, со старенького сборника Андерсена, который лежит где-то у родителей. Просто, я считаю, что «Снежная королева» - самая прекрасная и правильная сказка. Несколько лет назад я делала обзоры детских книг для одного журнала, и однажды мне попалась книга с иллюстрациями Мисс Клары. Эта художница работала в смешанной технике - там и листья, и пуговицы, и кусочки газеты, и ткани. Редактору журнала эта книга пришлась не по вкусу, а мне понравилась. Вот ее мне и вручили. Потом появилось чудесное издание с иллюстрациями моего любимого художника П.Дж.Линча. Про него даже говорить не стоит, он восхитительный! Я собираю все, что он делает. И еще бриллиант - «Снежная королева» с иллюстрациями Димы Ребуса, совсем недавно вышла. Совершенно неклассический подход, картинки как будто из голливудского фильма, но смотрится восхитительно! Еще у меня есть книжка с иллюстрациями Павла Татарникова, но она мне нравится гораздо меньше.
Напоследок расскажи, пожалуйста, о последней прочитанной книжке.
Последнее, что я прочитала, вернее, перечитала - это «Сестра печали» Вадима Шефнера. Я много лет назад брала её в библиотеке и с тех пор очень люблю. В тот период мне было очень грустно, и один мальчик посоветовал прочитать эту повесть. Не скажу, что мне стало веселее, но у меня появилась еще одна любимая книга. Поэтому для меня было большой радостью узнать, что её переиздали. Сразу пошла и купила. Очень здорово, что «Самокат» сделал такую «военную» серию. Теперь мечтаю, чтобы какой-нибудь хороший режиссёр поставил «Сестру печали» в театре. Мне кажется, там для этого есть огромный драматический потенциал.
Мечтаете оказаться на месте Маши? Жмите
сюда.