Родом из Мумидола

Oct 24, 2013 15:41

ЧИТАТЕЛЬ НЕДЕЛИ - Анна Буслаева

Практикующий психолог в детской больнице (Научный центр здоровья детей РАМН) и Институте гармоничного развития и адаптации (ИГРА)




Фото: 1) Алексей Чижик (для «БГ»); 2) Наталья Федорова

Наша следующая читательница - Анна Буслаева. Как специалист она оказывает психологическую помощь детям и их родителям. А дома вместе с дочкой зачитывается детскими книжками и придумывает маршруты для новых путешествий всей семьей. О специфике работы психолога в городе и в отделении больницы, терапевтических детских книжках и личном родительском опыте читайте в интервью Анны «Самокату».
Расскажите, пожалуйста, о своем выборе профессии.
Вообще-то сначала я хотела стать биологом, мы со школой часто ездили в экспедиции, меня все это очень увлекало. С точностью сказать, когда во мне зародилась мысль о психологии, не могу. Но я хорошо помню, когда эту мысль впервые озвучила. В десятом классе школы под Новый год у меня был разговор с любимым учителем математики. Он меня спросил о планах на будущее, и я ответила, что буду поступать на факультет психологии. Видимо, это долго во мне бродило, а оформилось только в этот обозначенный момент. Для меня было важно, что учитель в то время меня в этом решении поддержал и напутствовал.

А дальше был факультет психологии МГУ, уже тогда я начала работать волонтером в РДКБ (Российской детской клинической больнице). Потом довольно долго стажировалась в Институте коррекционной педагогики, в лаборатории под руководством Ольги Сергеевны Никольской, в которой занимаются вопросами обучения и развития детей с эмоциональными нарушениями. По окончании университета стала практикующим психологом.

Чем отличается ваша работа в детской больнице от того, что вы делаете в Институте гармоничного развития и адаптации?

Это два разных направления. В ИГРУ ко мне приходят родители, у которых чаще всего есть какой-то конкретный запрос: ребенок плохо ведет себя на уроках, много плачет, чего-то боится, не может наладить отношений со сверстниками и т.д.

В больнице все иначе. Там многие дети лежат по несколько месяцев, жизнь их семьи из-за этого кардинально меняется. Нам важно организовать какую-то деятельность для этого ребенка, расширить его возможности для общения, привлечь к этому родителей.

А в какой момент пациенты больницы попадают к психологу?

Чаще всего их направляет лечащий врач. У нас большой штат сотрудников, которые работают с детьми разных возрастов, оказывают им помощь в трудной жизненной ситуации. Это педагоги, дефектологи, логопеды, специалисты по раннему развитию, психологи и др. специалисты. Мы все работаем командой. Таким образом, дети помимо лечения получают в больнице и другую многопрофильную помощь. Мы проводим занятия в группах и индивидуально, причем не только с ребенком, но и с родителями, с семьей. Уже есть определенный опыт удачной и результативной работы в этом направлении и не хотелось бы, чтобы он был утерян, поэтому я всерьез думаю о написании книги. Тем более, психолог в стационаре - это пока редкий случай в нашей стране, теории на эту тему практически нет.

Книгу вы планируете написать самостоятельно или в соавторстве?

Пока что эта идея не настолько близка к своему воплощению, поэтому не знаю. Но я точно могу сказать, что в соавторстве с коллегами психологами я бы хотела написать книжку для родителей тяжелобольного ребенка. Уже есть подобное издание для родителей детей с онкологическими заболеваниями - «Книга в помощь». И это очень хорошее начинание, которое можно и нужно продолжать. К тому же воспитание ребенка, который тяжело болеет, имеет свою специфику.

Главная идея, которую хотелось бы донести, - это необходимость жить дальше, продолжать заниматься чем-то интересным, при каждой возможности радоваться чему-нибудь вместе с ребенком, а не просто существовать в отделении больницы.

Ведь родители, которые впервые попадают с ребенком в больницу, если это не аденоиды и не вросший ноготь, а реальная угроза для жизни, находятся в очень трудной ситуации. Часто они просто дезориентированы и нуждаются в поддержке и разъяснении самых простых вещей: для чего нужна капельница, как ее ставить, что при этом чувствует ребенок, что делать, если он сопротивляется, как правильно принимать лекарства? Не говоря уже о вопросах более сложных: чего ждать, как жить дальше и т.д. Врачи стараются отвечать, но этого часто бывает недостаточно, в такой момент любая информация по теме может быть значимой. Например, в «Книге в помощь» приводится опыт родителей, чьи дети прошли тяжелое лечение, и это привело к положительному результату. Очень важно бывает вовремя обрести надежду, опереться на чужой опыт.

А что касается врачей и других специалистов больницы, вы оказываете им какую-то психологическую помощь? Ведь при такой непростой работе очень легко эмоционально выгореть…

Безусловно, врачи, которые работают с таким количеством тяжело больных детей, часто нуждаются в помощи не меньше, чем их пациенты. В нашей больнице специально для медперсонала созданы группы психологической разгрузки. Это добровольные занятия для медицинского персонала, которые проводятся два раза в неделю, и желающие всегда находятся. Для нас это относительно новый опыт, но очень важный.

Ваша профессия в воспитании собственного ребенка вам помогает или мешает?

Говорят, многие знания - многие печали. Иногда хочется быть просто мамой, не вдаваться в подробности о том, что конкретно ты сейчас делаешь и какие это будет иметь последствия. Хотя, на мой взгляд, любой хороший родитель рефлексирует. Ведь для того, чтобы сохранять со своим ребенком эмоциональный контакт, нужно быть гибким, думать, взвешивать: где я настою на своем, а где пойду на уступки. Но если ты психолог, эта рефлексия может стать чрезмерной. С другой стороны, есть большие плюсы. Многие вещи, которых, будучи просто мамой, я могла бы испугаться, не вызывают у меня больших затруднений, благодаря моей профессии. Я знаю, как себя повести в той или иной ситуации, что сказать, если ребенок, к примеру, боится делать манту…

А что в такой ситуации нужно сказать?

Все зависит от того, чего именно ребенок боится. В любом случае нужно присоединиться к его переживаниям, расспросить о причинах страха, подумать, что могло бы ему помочь с этим страхом справиться. А не просто отмахнуться «Да ладно! Какая ерунда. Подумаешь манту, никто ее не боится». Найти в такой, казалось бы, рядовой ситуации ресурсы для решения проблемы очень важно. Ведь в жизни много вещей, которые нам неприятны, но они, тем не менее, происходят, и ребенок должен это знать.

Детские и подростковые книги, как правило, содержат модели таких ситуаций. Вы как психолог этим пользуетесь?

Безусловно, мне очень нравится, когда можно говорить с ребенком о конкретной проблеме через литературу, через проживание какой-то истории, потому как обсуждать это напрямую бывает очень сложно. Есть книжки, которые в этом смысле можно с полным правом назвать терапевтичными, и мы с родителями часто оговариваем, что параллельно с занятиями у психолога они должны прочитать с ребенком конкретную книжку и вместе ее обсудить.

Приведите, пожалуйста, примеры таких терапевтичных книжек?

На ум сразу приходит «И не забывай гладить котенка» (Реннауг Клайва, Белсвик Ингер Лисе, издательство «Самокат»). Книга про девочку, которой не хватает внимания родителей, признания того, что она нужна им такая, как есть, и не меньше, чем другие дети в их семье. Эта книжка может здорово поддержать ребенка, если в его семье появился младенец. Все несут в дом подарки и не устают восхищаться маленьким сморщенным существом - новым членом семьи, который затмевает собой все и всех. Старший ребенок может чувствовать себя лишним, ненужным и по этой причине начинает вести себя вызывающе, как девочка Анна в этой книжке.

Или, к примеру, две книги про семью Пендервиков («Пендервики» и «Пендервики на улице Гардем» Джинн Бердселл, издательство «Розовый жираф»). Мне они очень напоминают по своему настроению старую добрую книжку Анне Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». Пендервики - это семья из четырех девочек разных возрастов и папы, который после смерти мамы воспитывает их в одиночку. Книга очень добрая и позитивная, хотя вопросы в ней ставятся непростые. Например,
как относится к тому, что папа собрался повторно жениться? И что важно для того, чтобы в новой семье сложились хорошие отношения? Все это может быть предметом для обсуждения.


Есть хорошая серия книжек-картинок про любовь, про дружбу, отношения (Оскар Бренифье «Что такое чувства», «Что такое жить вместе?» и др., издательство «Клевер Медиа Групп») и даже книга о смерти (Пернилла Стальфельт «Книга о смерти», издательство «Мир детства Медиа»). Безусловно, чтобы рекомендовать какую-либо книгу, нужно смотреть на ребенка. Есть дети тревожные, со страхами, которым книгу про смерть лучше и не показывать. Но если ребенок сам проявляет любопытство, то для того, чтобы он не фиксировался на этих вопросах, обязательно нужно ему на них постараться ответить. И с помощью книг это бывает сделать проще всего.

Как вы с семьей обычно проводите каникулы?

Мы любим интересные поездки. Не так давно были в Финляндии и посетили Мумидол. Собрали детскую компанию и несколькими семьями отправились в путешествие. Дело в том, что я с детства люблю книжки Туве Янссон про муми-троллей. С нетерпением ждала того момента, когда дочка вырастет и ей это тоже станет интересно. Знакомство с муми-троллями произошло у нее лет в шесть. Постепенно мы узнавали об этих персонажах все больше и больше и до того увлеклись, что решили посетить их родину. Там на большом полуострове воссоздан целый мир: домики муми-троллей, место, куда они ходили рыбачить, дракон… Вокруг разгуливают герои из книжек - с ними можно поговорить, поиграть и всячески повеселиться. Дети были в восторге. А вернувшись в Москву, мы с дочкой с большим удовольствием прочитали книгу «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю» (издательство «Самокат»).

В этом году мы также отлично погуляли по Санкт-Петербургу, используя «самокатовские» ралли (Городское ралли. Санкт-Петербург №1, Хельга Патаки). В планах у нас - поездка в Великобританию с непременным посещением Леголенда, визитом в Йорк и прогулками по старинным замкам.

Напоминаем, что героем рубрики можете стать и Вы. Для того, чтобы стать читателем недели нужно прислать нам заявку (samokat.konkurs@gmail.com, тема письма «Читатель недели»). В ней необходимо:


  • Указать ФИО, контактный телефон и город проживания
  • Вкратце рассказать о своей профессии или роде деятельности (если вы коллекционируете фарфоровых опоссумов или лучше всех танцуете кекуок, обязательно упомяните об этом!)
  • Перечислить 5 своих самых любимых книг, в том числе парочку «самокатовских»
  • Прикрепить к письму свою самую прекрасную фотографию

читатель недели

Previous post Next post
Up