«Терминатор 2: Судный день» стал для публики фильмом-ностальгией, для киноистории - целой эпохой и одним из лучших фантастических боевиков, для Шварценеггера - визитной карточкой, а для Кэмерона - главной кинолентой его фильмографии. И вот, спустя 20 лет после чудовищного события в киновселенной (в 1997 году вся военная мощь США якобы обрушилась на Россию), на экраны снова выходит сиквел из сиквелов - «Терминатор 2: Судный день», но уже в 3D-формате. Так сказать, старое в новом. «Идем со мной, если хочешь жить», - протягивая руку, говорит T-800 в облике железного Арни. Зритель должен задаться вопросом, готов ли он вновь пойти с Терминатором, но уже надев 3D-очки. Способен ли формат прибавить глубины и объема классике о надежде, семье, судьбе и страхах? Выход легендарного блокбастера в 3D - как борьба нового киборга со старым: тот же сюжет, но слегка под другим соусом.
Авторский триллер Джеймса Кэмерона - тогда еще мало кому известного помощника автора трэша Роджера Кормана - стал на удивление хитом, однако его мощное продолжение является настоящим киноаттракционом с погонями, перестрелками, взрывами, схватками и крутыми CGI-эффектами, за что фильм взял две статуэтки «Оскар» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший грим». В 1991 году
«Терминатор 2» - самый дорогой блокбастер в истории мирового кинематографа.
За судьбу человечества отвечает дерзкий подросток Джон Коннор, чья мать, Сара Коннор, находится в психлечебнице. За мальчишкой охотится совершенная боевая машина, а охраняет его железный Арни. На сей раз Шварц исполняет роль героя, а не убийцы, как в мрачном ретро-экшене «Терминатор». Он убежден в мессианском предназначении Джона, обязанного возглавить сопротивление против машин, восставших из пепла ядерного огня и подчиненных искусственному интеллекту «Скайнет». Словом, остатки человечества расплачиваются за свои грехи.
Сиквел появился аж семь лет спустя, за которые Джеймс Кэмерон успел снять «Чужих» и «Бездну». Бюджет подрос, технологии шагнули вперед, тут-то режиссер и разгулялся. Второй фильм развивает мысли, заложенные еще Стэнли Кубриком в его космической опере «Космическая одиссея 2001 года», а позже изображенные в «Бегущем по лезвию» и «Матрице», - борьба создателя и создания. Достаточно одного емкого образа - вооруженные машины, топчущие человеческие черепа. «Терминатор 2» не паразитирует на первом фильме, а продолжает историю о неминуемом Апокалипсисе. События эпичны, опасны, но уже сентиментальнее в сравнении с жутким оригиналом, который, скорее, гнетущий, антиутопический, более реалистичный саспенс-триллер с легким налетом романтики, а не лихо закрученный боевик с виртуозными трюками. Снова киборги из будущего среди людей, скрывающихся и дрожащих от страха. Как ни крути, а «Терминатор» острее - все же человеку биться с роботом труднее, чем роботу с роботом. Будет справедливым сравнение кэмероновской дилогии с балабановскими «Братьями», где «Брат» - хмурая драма, а «Брат 2» - попсовый боевик с кучей цитатных эпизодов. Хотя обе картины самобытны и самодостаточны.
Арнольд Шварценеггер, за плечами которого значатся убойные боевики «Хищник» и «Вспомнить все», слегка постарел, но не растерял былой мощи и убедительности. Робот-гигант решителен и безэмоционален. Компанию ему составляют волевая бой-баба и наглый пацан. Правда, теперь публика созерцает не злобный жутик, а драму об отношениях матери и сына, ребенка и робота. Кэмерон приправляет рассказ юмором и добавляет морали, поэтому не удивительно, что фильм заканчивается слезами, пальцем вверх и монологом о надежде: «Если робот, Терминатор, смог осознать ценность человеческой жизни, возможно, мы тоже способны на это». Мол, нельзя человека заменять машинами, иначе всем - конец, что радикально отличает сиквел от предшественника, пропитанного траурностью, агрессией и неизбежностью надвигающейся бури. Кэмерон придает больше человечности и фильму, и несокрушимому киборгу. Терминатор, который выглядит как куча металлолома с оголенным металлическим черепом, лишенным плоти, шутит: «Мне нужен отпуск». Пропала холодность, массивность, монументальность и беспощадность машины-убийцы. Взять хотя бы очки, которые киборг надевает не чтобы прикрыть поврежденный глаз, а для крутости. Картина и робот стали душевнее, человечнее, а вместо абсолютного нигилизма появилась надежда.
Разумеется, в памяти зрителя навсегда останется жестокий киборг из жидкого металла T-1000, способный менять форму. Эдакая многоликая и безликая масса. Визуальные эффекты невероятно изобретательны: руки киборга принимают вид острого лезвия, иглы и крюков, или тело, просачивающееся сквозь решетки. В финале неубиваемый организм превращается в лед и разбивается на мелкие осколки после меткого выстрела Шварца, произносящего знаменитую фразу: «Аста ла виста, бэйби!», но немного погодя Т-1000, как ртуть, собирается воедино. Однако нельзя забывать, что фантастика всегда говорит о действительности. Образ полицейского, в которого перевоплощается Т-1000, - метафора. Подобно фантастике «Чужие» и «Аватар», «Терминатор 2» - мост между старым и новым, прошлым и будущим - выступает против глобальной войны и боевой мощи, олицетворением которой является «Скайнет». Вот и стихийный злодей в форме служителя закона (надпись на полицейской машине «Защитить и служить» звучит иронично) - парадокс и заявление автора.
Вместе с тем оба фильма ведут разговор о судьбе и воле. Можно ли изменить будущее или оно предопределено? Тема выбора сильна во второй картине. Терминатор рожден убивать, но, выясняется, машина может помиловать, и даже пожертвовать собой, утопившись в раскаленном металле. Спаситель умирает за наши грехи. И чем дольше Терминатор находится рядом с Джоном и Сарой, тем больше робот познает людей. Пацан учит его улыбаться и дает несколько детских, но мудрых советов, а когда киборг целится в человека, Джон наивно кричит: «Неужели ты не понял, что людей нельзя убивать?» «Терминатор 2» - кино о метафизике. А действительно, почему нельзя убивать? Что отличает человека от машины?
Худо-бедно ребенок перевоспитывает терпеливого Терминатора. Робот становится для Джона не только игрушкой и приятелем, а отцом, которого у мальчика никогда не было. Ожидающая смерти Сара видит, что ее сын подружился с Терминатором - образом, казалось бы, совершенного зла. И внезапно мировоззрение матери меняется: «Он никогда не покинет его, никогда не сделает ему больно, никогда не закричит на него, не напьется, не ударит его. И он умрет, чтобы защитить его». Сара, превращающаяся из боевика-параноика в «мать всего будущего», видит в Терминаторе идеал защитника. Дело еще в том, что и Терминатор перевоспитывает Джона, убеждая, что тот ответственен за будущее человечества. Приходит понимание, что ценность жизни не в легких деньгах и игровых автоматах, а в спасении жизней. Мальчик впервые сталкивается с обязательством.
Кино - искусство иносказательное, поэтому в «Терминаторе 2», ставшем навеки символом поп-культуры, заложен призыв к метафизике (или религии). Кэмерон заявляет, что необходимо отказаться от войны как фактора бытия. Было бы желание повоевать, а повод всегда найдется. То есть фильм явно антимилитаристский, хотя восхитительная музыка Брэда Фиделя воинственная, но траурная, а вместо минималистичного техно первой картины - симфонический оркестр, металлические удары и грузный грохот. Если «Терминатор» с его нуаровской эстетикой, а сюжетом и духом, созвучным со слэшером «Хэллоуин», до сих пор пугающий и атмосферный, то «Терминатор 2» можно встретить с неким задором, детской увлеченностью, благодаря размаху событий и появлению детского персонажа. Кэмерон сделал главным героем подростка, поэтому фильм легковеснее, воодушевленнее. Впрочем, сколько бы лет не прошло, обе картины остаются классикой. Содержание то же, а вот изображение в обновленной версии стало ярче, четче и сочнее, словно блокбастер снят сегодня, а не 26 лет назад, и Шварц бодр и свеж, будто только-только сошел с заводского конвейера. Уж лучше так, чем бесконечные сиквелы и перезагрузки, потому что хороший и всегда жизненный попкорновый «Т-2» 3D-форматом не испортишь.
Via