Вокруг Эльбруса за 9 дней часть 1

Sep 25, 2015 15:23

В конце июля я ходил в 11 - дневный горной поход 2 категории сложности вокруг Эльбруса. Этот маршрут более сложный, чем восхождение на сам Эльбрус из-за продолжительного автономного прибывания на больших высотах и разнообразия технических и тактических приёмов, применяемых при прохождении большого количества перевалов различной сложности. Поход проходил в составе группы тк "МГТУ им. Баумана". Маршрут состоял из 2 тренировочных дней в УТС (Учебно - тренировочном лагере), 8 ходовых и двух запасных (впоследствии был использован 1 запасной день). Общая протяженность походной части - 109 км. Маршрут Эльбрусской кругосветки захватывает территорию сразу 2-х горных республик: Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Высота перевалов варьировалась на высоте около 3000 м. Всего было пройдено 7 перевалов разной сложности, из них 1 - некатегеорийный, 4 имеют сложности "1А" и 3 сложности - "1Б". Самый высокий перевал в походе - пер. Ирик (1Б, 3550м).
К походу я готовился почти пол года - пройдя школу горного туризма при турклубе МГТУ им. Баумана. Записаться туда может любой желающий. Школа стартует в январе - феврале, занятия проводятся каждую неделю, по средам. Организаторы школы читают лекции по необходимым для похода дисциплинам (Снаряжение, питание, медицина, перевалы, районы, опасности и пр.), а 2 раза в месяц, по выходным проводят выходы, как правило в подмосковье (Зарубания, орентирования, узлы, страховка, спас. работы, медицина и пр.). Таким образом, при должном старании (посещая лекции и выходы), любой желающий, не имея до этого опыта в туризме, может подготовиться к горному походу сразу 2 к.с. Подробнее про ШГТ по ссылке.
От себя скажу - это было незабываемо и очень насыщенно. Советую всем, кто хочет испытать себя и по - настоящему насыщенно погулять по горам. Стольник километров для Кавказа это не мало :)

Осторожно, под катом 100 фото!

Маршрут похода. Высокое разрешение по ссылке.

Как я уже написал во вступлении, к походу я готовился заранее. Это относилось и к постпенной покупке снаряжения. Список не маленький. Поход планировался легкоходным - поэтому было строгое ограничение по весу личного снаряжения - не более 8,5 кг. К этому числу добавляется еще часть общественного снаряжения (Веревки, ледобуры, палатки, тенты, аптечка, все для готовки, ремнабор и пр...) + групповая раскладка по еде. В сумме - около 17 кг. для мужчин и 11 кг. для женщин. Снаряжение необходимо покупать макисально легкое. Вес выше нормы сильно сказывается на скорости передвижения даже для опытного походника. Для подготовки вещей к походу пришлось купить даже безмен (точные электронные весы с крючком), с которым каждый из участников ходил по магазинам и взвешивал снарягу, занося в таблицу каждый грамм. Часть снаряжения я одолжил у товарищей по турклубу  - еще один повод не ходить в одиночку :)

И вот наступила искомая дата - 17 июля, отправление сразу нескольких команд на Кавказ (две - в поход 2 к.с. и одна в единичку). В моей команде (под руководством Игоря Болотина) числилось 12 человек, из них 2 планировали принять участие только в тренировочном сборе.
Ехать до Нальчика предстояло два дня. Заняться было чем - например разделять и упаковывать еду на каждый день этапа.

А в перерывах разделывать рыбку :)

День 1
В 5 утра поезд прибыл в Нальчик. Сбрасываем лишние вещи (которые не едут в поход) и садимся в ПАЗик, который довезет нас до тренировочной базы в ущелье Адыл - Су (~20 км от Эльбруса).

УТС (подготовительный этап)
Сама тренировочная база была закрыта на ремонт, наша команда встала неподалеку - в приюте "Очаг".

Кроме походников сюда приезжают и просто отдохнуть. На одном из водопадных порогов мы встртили группу художников.

В первый день никаких тренировок не было - вместо этого был организован радиальный выход в ресторан, в нескольких км от базы, за Хичанами (национальным блюдом карачаевцев и балкарцев - лепешка из тонкого теста с картофельно-сырной или мясной начинкой с зеленью). По - дороге мы встретили лавинную гаубицу. Пушка оказалась в отличном состоянии - все рычаги крутились, а конструкция орудия разворачивалась с легкой подачи руки.

Вернувшись к вечеру и поужинав, все собрались ко сну - отбой в походе предстоял не позже 8 часов вечера, а подъем в 4 утра (пару раз даже в 3).
День 2 - тренировочный. Двумя командами, которые идут в поход 2 к.с. отправляемся на близлежайший ледник - Кашкаташ.

С половины подъма на ледник открылся вид на восточную вершину Эльбруса.

Тренировка на леднике.

Витя страхует.

Отрабатываем спасение из трещины.

Большинство из нас в этот день впервые примерили кошки. Это гениальное изобретение в альпинистском снаряжении, появившиееся всего пол века назад, в 1959, позволяющее передвигаться по льду практически под любым градусом - даже вертикально. Надевается поверх ботинок.

Заканчиваем с тренировками - пора в горы! На фото 2 наши команды, идущие в поход 2 к.с.: под руководством Игоря Бололина и Коли Неровного.

I этап похода.
21 июля (День 3) : пос. Верхний Баксан - оз. Сынтранкёль.
Подъем в 4:00 утра. Завтракаем, собираем лагерь по рюкзакам и держим путь в Верхний Баксан, где начнется наше восхождение на высоту.
В 6:50 - прибываем к месту статрта, а в 7:15, намазавшись кремом от загара стартуем.
Кстати, почти у каждого участника похода есть своя должность (Руководитель, медик, рем. мастер, финансист, фотографи, эколог и пр...). Я был летописцем (фиксировал все события на маршруте). Эти данные будут использованы для защиты отчета о походе, которая состоится ближе к зиме.

В этот день нам предстояло совершить самый большой подъем за весь поход - аж на 1700 метров (с 1500 м. до 3200 м.)
По - дороге делаем несколько привалов (с 8:00 до 8:20, с 9:20 до 9:35 и с 10:25 до 10:45).

Подъем по сыпучему склону.

Долина реки Сылтрансу.

11:40 - 13:00 Горячий обед.

Василиса набирает воду из ручья. Воды на всем маршруте прtдостаточно - десятки, а то и сотни горных ручейков, а в случае их отсутствия можно растопить снег.

За холмом наша цель на сегодня - горное озеро Сылтранкёль.

По - дороге сделали еще два привала (с 13:50 до 14:05 и с 15:00 до 15:15)
На очередном привале встретили трех олдовых туристов из Питера. Сказали, что за плечами у них более 30 горных походов.

У мужиков все схвачено. Пока двое играют в шаматы - третий дежурит.

А вот и озеро Сынтранкель! Полный размер.

Ваня, озеро и горы.

Позади долгий подъем по травянистой долине. Кстати, травянистые склоны - это единственная растительность, которая встречалась во время похода. На всем маршруте не было ни одного дерева.

В 15:45 начинаем ставить бивуак. На переход от Верхнего Баксана до о. Сылнтранкёль у нас в сумме ушло около 7 часов, в результате чего мы заслужили полудневку на озере.

Я кое- кто даже решил искупаться :) Водичка бодрящая.

Вокруг лагеря бегают горные козлы.

Наше присутсвие их ни чуточки не смутило.

В 17:20 - ужин, в 20:00 - отбой.

22 июля (день 4): пер. Сылтран - ледник. Мкяра западный.
В 4:00 - подъем дежурных, в 4:20 - всех остальных. Впоследствии это время будет основным для общего подъема во время похода. В 6:10 выдвигаемся в сторону перевала Сылтран.

Высунувшись из палатки, я уперся в непроглядный туман - над озером нависло облако. За час, оно немного отсупило и опустилось ниже.

В 7:00 Мы оказались на некатегорийном перевале Сылтран (высота - 3440 м). Полный размер. Кстати, о категориях. Определяется они методом экспертной оценки по совокупности классификационных признаков, характеризующих степень доступности перевала: высота над уровнем моря; крутизна склонов и характер их поверхности; технические приёмы, применяемые при прохождении перевала; условия ночлегов и т. д. Принято выделять 3 категории трудности, каждая из которых делится на полукатегории А и Б. Перевалы 1А категории трудности считаются самыми простыми, 3Б категории трудности - самыми сложными. Перевалы, сложность которых ниже 1А, принято классифицировать как некатегорийные (н/к). Перевалы, сложность которых может возрастать на полукатегорию в зависимости от погодных и других условий (снегопад, внезапное обледенение склонов и проч.), принято дополнительно классифицировать «звёздочкой» (например, 2А*).

Для тех, кто любит приключения или увлекается чем- то вроде геокешинга - на каждом перевале есть тур (искуственно сложенная горка из камней), внутри которой лежит сосуд. Это может быть банка от аскорбинки, бутылка или любая другая герметичная емкость. В емкости лежит записка от предыдущей группы туристов, прошедших перевал. Как правило записка пишется примерно по такому шаблону:
1) Название группы (организации) + ФИО руководителя + номер маршрутной книжки (если таковая имеется).
2) Дата и время прохождения
3) Погодные условия и настроение группы
4) Откуда группа держит путь
5) Куда группа держит путь
6) Пожелание следующей группе

Мы сняли записку турклуба "Абрис" от 12 июля.

8:05 - Спускаемся в долину реки Субан.

Сыпучие каменистые склоны коварны - за несколько недель до нашего похода, здесь насмерть разбилась девочка.

Долина реки Мукал.

В 8:40 бродим реку по камням.

Не обошлось без падения. Кстати, еще одна причина вставать пораньше - уровень воды в горных реках по утрам относительно мал, а к полудню с таянием ледников, заметно повышается.

8:50 - 9:10; 10:30 - 10:45 - Привалы.

11:45 - 12:00 - Привал рядом с водопадом реки Мкяра.

Долина реки Мкяра.

К 12:15 мы прибыли к цели - небольшому плато перед ледником перевала Ирик. Таким образом у нас получилась еще одна полноценная дневка.

Однако погода резко испортилась, сменившись с теплого солнца сначала на дождь, затем на ливень, а на десерт и вовсе на град, заставив всех попрятаться по палаткам. Мокрые туристы выползали только по команде ужин (18:00), и то не на долго. Вскоре пространство вокруг заволокло непроглядным туманом, а к 20:00 лагерь уже пустовал.

23 июля (день 5): Перевал Ирик.
4:00 - Подъем.
6:10 - выход из лагеря. К счастью погода наладилась - в этот день нам предстояло пройти перевал сразу "1Б" каттегории сложности.

К 8:00 мы вышли к началу ледника Ирик, а в 8:50, надев кошки и системы начали первый подъем в связках по леднику.

На ледниках самая большая опасность - провалиться в закрытую трещину, которую не видно сверху. Пролететь можно знатно, для этого и ходят в связках. Одна связка состоит, как правило, из 2 - 3 человек.

К 10:30 - вся команда поднялась на перевал Ирик. Высота над уровнем моря - 3815 м. Категория сложности - "1Б".

Панорама. Полный размер.

На перевале сняли традиционную записку. Каждая группа/ турклуб оформляет ее по - своему. В данном случае записка была оставлена компанией туристов из Белоруссии.

11:05 - начинаем спуск по сыпухе с перевала Ирик.

12:10 - 12:53 - привал с видом на восточную вершину Эльбруса.

Спускаемся в долину реки Ирикчат.

14:50 - 15:10 - Привал.

16:00 - Ставим бивуак.
17:00 - Ужин
18:00 - Отбой. На предстоящий день планировался длинный переход, поэтому подъем запланировали на 3 часа утра.

Лошадки. Их в горах много, впрочем как и следов их пребывания. Кстати, за отсуствием дров, костер можно делать из "лошадиных лепешек". И это не шутка, они отлично горят!

24 июля (день 6): пер. Ирикчат - ур. Джилсу.
Подъем ранний - в 3:00 дежурные, в 3:15 - все остальные. В этот день предстоял длинный переход через ледовое плато Джикаугенкёз, взятие заброски в ур. Джилсу (запаса продовольствия на второй этап похода) и еще несколько км. подъема по д.р. Кызылкол.
В 4:55 выдвигаемся с места бивуака.

На подъеме на пер. Ирикчат делаем привал (6:30 - 6:45).

В 7:05 оказываемся на седловине перевала. Перевал имеет высоту 3667 м и категорию - 1А.

На перевале застали альпинистов, планировавших восхождение на Эльбрус по леднику Ирик (один из популярных маршрутов).

А мы надеваем кошки, системы и в связках спускаемся к ледяному озеру Джикаугенкёз.
В 8:04 начинаем движение.

Иван и Леша.

Откртыая трещина в леднике. Глубина таких разломов может достигать десятки метров.

Окончив спуск с перевала делаем привал (9:00 - 9:15) и выстегиваемся из связок.
Весь ледник пронизан множеством больших и маленьких канавок, по которым текут стремительным потоком ручейки.

Большинство перешагиваются, реже перепрыгвиваются.

Потоки уходят в закрома ледника.

11:25 - 11:40 - привал на моренных отложениях. Морена - скопление обломков горных пород, образуемое передвижением ледников.

Минуя более 5 км по ледовому озеру спускаемся в урочище Бирджаль и делаем холодный обед (12:40 - 13:30) . Полный размер.

Весь окружающий ландафт покрыт мелким вулканическим шлаком. Как на Марсе.

Спускаемся в долину Джилсу. По - дороге делаем привал (14:45 - 15:00).

Долина Джилсу. Полный размер.

Лошадиное пастбище.

А овец и барашков еще больше!

Долина реки Малка.

К 16:20 подходим к "народному" курорту Джилы-Су, где нас ждет заброска (запас продовольствия на второй этап похода). Издалека казалось, что разноцветные квадратики, это деревня или по карйней мере рынок, оказалось - большая стоянка авомобилей и кемпинг. Построек в Джил-Су всего несколько: отель (белое здание справа), магазин и кафе (слева внизу). Цены в кафе приемлемые. Порция хычанов обошлась в 80 рублей.

Чем же популярен курорт? - ваннами, из которых бьет настоящий минеральный нарзан. Ощущение, будто купаешься в минералке.

Пить Нарзан, из-за его свойств, следует с осторожностью - не более 0,5 л. за один прием пищи, иначе можно вызвать симптомы диареи.

Рядом шумит водопад Султан. Влево уходит р. Малка, вправо - р. Кызылкол.

Вокруг красивые ландшафты с массой вариантов радиальных маршрутов.
Наш дальнейший путь предстоит вдоль левого берега р. Кызылкол, где запланировани поставить бивуак.
17:40 - начинаем движение.

Окружающие склоны заполнены стадами коров, лошадей и овец.

Водопой у реки Кызылкол.

18:20 - Ставим бивуак.
19:30 - Ужин. Воду взяли выше по течению реки из одного из Нарзановых источников. Брать из реки побоялись.
21:00 - Отбой.

Впереди II этап похода. Продолжение следует...