Освоение архитектурного наследия: новая классика, сбыча мечт и легендарная люстра.
Feb 26, 2015 14:14
О существовании этого дома я узнал, наверное, летом 2012 года. Тогда строительство только начиналось, дом существовал только в виде чертежей и проектов, а вот побывать в нём мне хотелось уже тогда. Неудивительно, ибо улица Победы, улица Фрунзе, Московский проспект да и весь Московский район - одно из моих любимых мест в городе. Территорию, ограниченную Варшавской, Благодатной, Алтайской улицами и проспектом Юрия Гагарина, можно назвать «золотым прямоугольником» района.
Являясь ценителем неоклассической архитектуры, «сталинского ампира», я очень хотел увидеть, что же построят в наше время в таком «знаковом» месте. Почему знаковом? Потому что в нескольких сотнях метров отсюда находится Дом советов постройки Ноя Троцкого - несбывшийся новый центр Ленинграда. Того Ленинграда, который начали строить в середине 1930-х годов.
Замковый камень с головой льва над входной группой. Победы, 5.
Разрабатывался проект дома по заказу компании LEGENDA архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнёры». Для нового дома был выбран неоклассический стиль, как единственно верный и гармонично вписывающийся в существующую застройку, дополняющий её. Район практически полностью состоит из домов 30-х - 50-х годов постройки. Домов с парадными фасадами «освоенного архитектурного наследия», которые утопают в зелени больших удобных дворов.
Почему дома вокруг Московского проспекта выстроены в неоклассическом стиле, точнее даже в классицизированной эклектике? Как и где появился неоклассический стиль, сколько раз и когда к нему обращались и что такое «ампир»? На сколько частей можно визуально разделить фасад дома-легенды? Почему в нём на две квартиры меньше, чем задумывалось? Есть ли в квартирах комнаты для прислуги? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить с предысториями и уточнениями. В общем, в своём классическом занудном стиле.
1940-1953, шестиэтажный дом с башней. Архитекторы Симонов Г. А., Рубаненко Б. Р., Васильковский В. С.
Для того чтобы разобраться с неоклассицизмом, давайте разберёмся с классицизмом. Тут всё не так просто - наше и европейское трактование расходятся во временных рамках и названиях стилей, поэтому позвольте «ускоренный курс архитектуры за 12 секунд». Специалистам в этом вопросе рекомендую пропустить следующие несколько абзацев. Итак, «классицизм»: французское classicisme от латинского classicus - образцовый. Художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре вообще и архитектуре в частности XVII - XIX веков. Есть там тонкости с Людовиками, но мы же договорились, что рассматриваем всё в общих чертах? Главной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логичности, ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и чёткость объёмной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Ордер - это тип архитектурной композиции, имеющей некий определённый порядок и пропорции, ибо опять же латинское ordo - строй, порядок. И тут вспоминается немецкое «Ordnung», кстати. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Ну и началось: архитекторы уже наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом -триумфальные арки, колонны. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Стиль «ампир» является завершающим, высшим этапом классицизма: произошло перерождение классицизма в насаждающийся самим Наполеоном официальный имперский стиль. «Ампир» от французского empire, «империя», получил распространение во многих европейских государствах, и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. Российский ампир разделился на московский и петербургский, причем, не столько территориальным признаком они различались, сколько степенью отрыва от классицизма - московский стоял к нему ближе, то есть Петербургский был прям ампир-ампир. Столица же, как иначе. Самым известным представителем петербургского ампира считается архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля нам хорошо известны работы архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова.
Итак, ампир это обязательное наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также использование античных изобразительных образов и образцов скульптуры: грифонов, сфинксов, львиных лап, щитов, знамён, шлемов и тому подобного. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Ордер же.
Пример орнамента в стиле ампир. Ампира много не бывает, да.
Жили-жили у нас классицизм с ампиром, да и переросли в середине XIX века в эклектику. Я вообще склонен любой архитектурный стиль называть эклектикой, ибо нет ничего чистого - всегда можно найти заимствование из другого стиля, подражание, аллюзию или прямое копирование. И правила миром эклектика до самого конца XIX века, когда мир вдруг осознал, что пора нам что-то новое, современное строить, «модерновое». Модерн мы рассматривать тоже не будем, ибо тогда совсем не вернёмся к тому, с чего начали. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом - в модерн наигрались. «Открытие заново» ценностей классицистического зодчества произошло в начале второго десятилетия XX века. Были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект - "экспозиция" лучших произведений модерна и неоклассицизма.
И тут-то бы всему развиваться и развиваться, ан нет. 1914, первая мировая, 1917, революция, гражданская, конструктивизм, индустриализация. Дома-коммуны, фабрики-кухни вместо кухонь, новое общество, новый человек, новая архитектура. И тут, внезапно, начало 1930-х и резкая, в масштабе всей страны, смена приоритетов. Советским архитекторам объясняют, что фантазиям о социалистических городах с массовым жильем для рабочих пришел конец. И объясняет это лично Сталин. Среди специалистов бытует мнение, что Сталину было не до архитектуры. Это не так. Он попросту руководил всем, что тогда происходило. И руководил очень жёстко. Все самые важные события в архитектурной жизни страны, такие как идея генеральных планов развития городов, в первую очередь - Москвы и Ленинграда, и всеобщая смена стиля, инициированы им. Решение о смене архитектурного стиля ошеломило всех внезапной высочайшей рекомендацией использовать «как новые, так и лучшие приемы классической архитектуры» (постановление Совета строительства от 28 февраля 1932 года).
«Знаменосцы мира», художник Алексей Соколов, 1951 год, НИМРАХ.
Приказ Сталина касался и нового подхода к подбору участков для нового строительства. Теперь строить следовало, в первую очередь, вдоль главных магистралей города, создавая торжественные кулисы. В условиях всё ещё дикой нищеты населения и дефицита стройматериалов, приказ строить дорого и красиво означал также и конец любых планов проектирования цивилизованного массового жилья для населения. Постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций от 23 апреля 1932 г. касалось всей художественной жизни страны. Сталин выстраивал систему управления советской культурой по тому же образцу, что и управление всеми остальными областями жизни. Архитектура тоже попала «под раздачу»: новый Союз советских архитекторов был официально создан в июле 1932 года.
Нужно было ж ещё и подгонять форму под содержание, и содержание под форму. И тут на помощь приходят идеология и терминология. Термин «соцреализм» также был придуман лично Сталиным, но, конечно, вовсе не в качестве некоего художественного метода. Сталину нужен был только термин, лишенный самостоятельного смысла, который можно было наполнять любым содержанием и ассоциировать в зависимости от ситуации с любым художественным направлением. Соцреализм был придуман в первую очередь как способ укрощения литераторов, но оказался универсальным трюком, пригодным для применения во всех областях культуры именно из-за полного отсутствия конкретного содержания.
Прекрасный дом на Московском проспекте, 202 архитекторов Русакова М. Е., Фромзеля В. М., инженера-конструктора Максимова Н., 1953. Нравится он мне очень, вот и решил я его здесь привести.
Так, достаточно теории в этом направлении, я думаю. Хотя, это одна из моих любимых тем, теоретическая подкованность у меня по этому вопросу на неплохом уровне, поэтому рассказывать про становление очередного этапа неоклассики в архитектуре я могу очень долго.
Позволю себе процитировать тут Евгения Герасимова: «Вообще неоклассика - это разновидность традиционной архитектуры, она представляет собой переосмысление классической архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Раз в столетие к ней обращались великие архитекторы - Палладио, Росси, Иван Фомин - и вдыхали в нее новую жизнь. Возможно, это произойдет и в наше время. Конечно, работая с неоклассикой, архитектор неизбежно рискует столкнуться с мнением, что нельзя дважды войти в одну реку, что все создаваемое сегодня - это имитация и подделка. Но тогда и работы Кваренги следует считать подделкой под Палладио, а дома Ивана Фомина - имитацией творений Кваренги. Важен баланс реминисценций и современности.» И тут все пошли спрашивать у поисковиков, что же такое «реминисценсия». Что ж, оторвитесь от моих скучных букв и прочитайте.
У Евгения Герасимова и его команды огромный опыт проектирования и строительства в Петербурге: и первый российский кондоминиум на Бухарестской, и дома на Суворовском и Каменноостровском проспектах, жилые дома на Невском проспекте, жилые комплексы на Крестовском и Каменном островах, Еврейский Санкт-Петербургский общинный дом, деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза» и только что открытый вместо Ленэкспо выставочный комплекс «Экспофорум» в Шушарах Пулковских. Перечислять и любоваться этим всем можно довольно долго. И да, я с удовольствием приму приглашение отправиться в гости в архитектурную мастерскую, мы предварительно уже договорились об этом с Евгением Львовичем.
Победы, 5. Дом в неоклассическом стиле, характерном для архитектора Евгения Герасимова.
Давайте вернёмся опять к основам, и попробуем рассмотреть дом снаружи. Любой дом, отвечающий классическим законам построения. Первым, кстати, построенным в мотивах классики домом после господства конструктивизма был жилой дом на Моховой, 4 в Москве авторства Ивана Владиславовича Жолтовского. Фасад семиэтажного здания с крупными окнами декорирован гигантским архитектурным ордером, воспроизводящим формы палаццо Капитаньо в Виченце, одного из известных творений итальянского зодчего Андреа Палладио. XVI век, да-да. Решение фасада можно рассматривать как своеобразную творческую декларацию его автора, тончайшего знатока классики архитектуры, которую он считал вневременной ценностью.
Фрагмент дома на Моховой, 4 в Москве авторства Ивана Жолтовского, постройка 1931-1935 годов.
Дом не только вызвал многочисленные подражания, но и способствовал распространению увлечения архитектурой итальянского Ренессанса, дань которому отдали многие зодчие советского времени. Однако, Иван Александрович Фомин упрекал Жолтовского за толстые колонны фасада дома на Моховой, полагая, что для сооружения такой высоты логичнее использовать сдвоенные колонны, как это делал он сам. Фомин - патриот классической архитектуры, понимавший ордер «как элемент порядка и дисциплины», в начале XX века был, кстати, настроен против «кондитерского модерна». Ох, люблю я отвлекаться. Хотя цитированием таких классиков, как Фомин и Жолтовский, увлекаться совершенно не зазорно. В том числе и в самой архитектуре, а не только в разговорах о ней. Я не зря упомянул и Жолтовского, и Фомина. Посмотрим на дом снизу доверху, обратив внимание на форму окон на верхних этажах, на парность колонн и послушаем автора проекта:
Победы, 5. Дом-легенда. 2012-2014. Проект.
Евгений Львович Герасимов, архитектор, о доме с улицы: «Вот она неоклассика. Цоколь - первые два этажа рустованные. Потом основная масса дома. А вот у соседнего дома явно не хватает завершения, хотя дом построен по тем же принципам (речь идёт о доме Победы, 7; прим. автора). То же основание, тяжёлая нижняя часть. Убывание кверху, убывание декора, облегчение облицовки, уменьшение её толщины. Соответственно, от ручной заколки камни на первых двух этажах, этакая скала, до машинной обработки и шлифовки уже сверху. Все эти орнаменты вырезаны на 3d-станках по специальным программам. Все скульптурные группы скульптора Влада Моначинского - бронзовые доспехи в литье. Дорические колонны первого этажа, пилястры - всё так, как и должно быть. Посмотрите на массу замковых камней. Вот этот, главный <с головой льва, мы его в самом начале видели; прим. автора>, 500 килограммов весит. Розетки на 3-7 этажах из камня. Пилястры с дорическими капителями на 8-11, и дальше уже упрощённый ордер а ля Иван Фомин на верхнем ярусе. И завершается, как и должно быть, по четырём углам обелисками. Снизу их не видно, но видно издалека, с Московского проспекта.»
С ночной подсветкой он смотрится очень интересно. Классические неоклассические дома на Московском проспекте с ночной подсветкой тоже смотрятся здорово, кстати.
«Подсветка выявляет вот эту ярусность, убывание ярусов. Как чешуйки у шишки: нижние более ороговевшие, потом они становятся мельче, сочнее, зеленее. В этом „палладианство“, в этом идея Жолтовского, в этом суть неоклассики. Неоклассика допускает всё, любое рисование, любые мотивы, любые приёмы, но если это всё основывается на строгой последовательной эстетической концепции, то всё получается.»
Один из первоначальных проектов. Люстру в холле пока не видно.
Василий Геннадьевич Селиванов, заказчик, о местоположении дома: «Улица Победы - маленькая и самая тихая улица в парадной части Московского проспекта. Это та ключевая диагональная ось, которая должна была привести на нынюшнюю площадь Конституции. И аналогичная ей диагональная ось - улица Краснопутиловская. Это единственная бульварная улица. Она красивая даже в это время (февраль 2015, прим. автора), а летом здесь очень тихо и зелено. И иметь маленький кусочек, фронт, выходящий не куда-то во дворы, а именно на красные линии - очень хорошо. И обеспечить вот такую вот ритмичность застройки получилось. Посмотрите на дома - не очень длинные по фасаду, чёткие. При этом дом „лёгкий“ не смотря на свой размер. Дом „читается“ с трёх расстояний: с дальней, со средней и близкой. И со всех трёх дистанций он очень интересно работает.»
«Читаем» дом с ближней дистанции в лучах заходящего солнца и только что включенной подсветки. Улица Победы, 5, архитектор Евгений Леонидович Герасимов. Фотография oksa_sun
«Читаем» дом со средней дистанции. Фотография akozmin-7
«При этом подсветку для этого дома мы называем вторым фасадом. Днём дом смотрится в одних ощущениях, в одних пропорциях. Вечером можно идти по бульвару, по улице Победы, сюда и смотреть, как он по-другому работает. Как начинают работать „цветочки“ <декоративные розетки на фасаде, прим. автора>. Когда „свечки“ теней над этими „цветочками“ выступают. Каждый "цветочек" - пятьдесят на пятьдесят сантиметров, полуметровые.»
Евгений Львович Герасимов и Василий Геннадьевич Селиванов.
Ещё минутка архитектурной теории - рустика, допустимы варианты рустик, рустовка. Произошло от латинского rusticus- «деревенский», в свою очередь от латинского rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный». Это не что иное, как облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустованная часть фасада доходного дома на Адмиралтейской набережной, 1880-е годы, архитектор А. В. Иванов.
Такой способ облицовки, но ещё без обрамления камней гладкими рантами, стали впервые употреблять римляне для архитектурных частей, которые должны были производить впечатление массивности и прочности - например, цоколь и низ более или менее значительного сооружения. В городских условиях Древнего Рима рустика имела чисто практическое значение, являлась эффективной изоляцией от влаги и шума первых этажей зданий, а также являлась отбойником от ударов проезжавших по узким римским улицам телег.
Рустованная цокольная часть, декоративные замковые камни не выделяются. Московский, 202, фотография 1954 года.
Облицовка рустикой выполняется и при отделке фасада штукатуркой с воспроизведением руста, имитацией разбивкой стены на прямоугольники или на полосы. Этакая псевдорустовка. А теперь перемотаем немного вверх и найдём рустовку на нашем доме. Не забудьте перемотать обратно.
Про архитектуру-то уже порядком подустали читать, правда? Давайте немного разбавлю интересными фактами. И, на этот раз, даже не о планах реконструкции Ленинграда, а об одном замечательном Ленинградце. Практически напротив дома-героя всего моего повествования находится дом номер 4 по улице Победы. В этом доме с 1964 года жил писатель-фантаст Борис Натанович Стругацкий (1933-2012). Здесь же, по его словам, происходило действие повести «За миллиард лет до конца света»:
Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Каждый раз, перечитывая «За миллиард лет до конца света», пытаюсь «привязать» повествование к какому-либо реальному месту в Ленинграде. В тексте есть упоминания: а) «...пойти на Московский... но... тащиться туда далеко»; б) адрес на бланке стола заказов - "Улица Героев..." (так раньше называлось начало Ленинского проспекта, кажется); в) номер телефона Малянова, упоминаемый в тексте, - 93-98-07, а это, по-моему, Московский район до перехода на семизначные номера. Похоже, что место действия - район площади Конституции... А существовал ли на самом деле двор (дом, квартира), описанный в романе?
Ответ: Всё очень просто. Действие повести происходит в том самом доме, где я живу с 1964 года. Угол Победы и Варшавской. Большинство названий улиц-площадей (но не все!) в повести выдуманы.
Это был первый кооперативный дом в Ленинграде, где паевой взнос требовалось внести полностью при постройке дома, поэтому в середине 60-х этот дом в народе называли «домом еврейских миллионеров», так как большинство жителей его в то время составляли состоятельные еврейские семьи. В разное время в нем жили преподаватели и профессоры Ленинградских ВУЗов, Вагановского училища и Консерватории, артисты балета. Самые известные жители это, конечно, Борис Стругацкий и Ирина Понаровская.
Космоснимок Ленинграда, 1966 год.
На космоснимке Ленинграда 1966 года, представленном выше, Московский проспект расположен не вертикально, в отличие от реального пложения дел. Но прекрасно виден пустырь на месте дома 5 по улице Победы. И описанный выше угловой дом Победы, 4 тоже уже 3 года как построен. Ну а безыменную площадь, получившую 12 августа 2014 имя Братьев Стругацких, прекрасно видно и здесь, и на фотографии 1959 года. Площадь действительно была безыменянной, упоминаясь на планах как «северная круглая». Она появится на фотографии чуть позже, а мы пока посмотрим на Генеральный план Ленинграда 1948 года и Генеральне планы Ленинграда 1956 и 1959 годов.
Генеральный план Ленинграда 1948 года.
По планам 1948 года улица Победы всё ещё должна пересечь Варшавскую и дойти до Площади Конституции, продолжившись за ней.
Генеральный план 1956 года.
И по плану 1956 года на продолжение улицы Победы всё ещё надеятся. Зато нынешний Новоизмайловский теперь заканчивается у Площади Конституции и не продолжается на юг. Да и продолжение Победы после Конституции стало заметно короче. Однако, вспомним спутниковый снимок 1966 года - улица Победы, как и сейчас, заканчивается у Варшавской. Планам по продолжению, вынашеваемым на протяжении почти 30 лет, так и не суждено было сбыться. С тех пор никто и не собирался её продлять.
Генеральный план 1959 года.
Окончательное решение отказаться от продления улицы Победы мы видим в Генеральном плане 1959 года. Но тут есть «внезапное» продолжение улицы Гастелло. И мы видим опять здесь Южный Обводный канал. А вот про него мы говорить в этот раз не будем, ибо тогда мой рассказ затянется ещё на неопределённое время. Посмотрим же на круглую безымянную площадь и «Домик с Башенкой».
1959 год, фотограф Р. Мезелева.
1959 год, фотограф John William Reps. Разница в качестве фотографий чувствуется, да?
Мой рассказ был бы не полным без моего любимого проекта 1951-го года - взгляд на эту же площадь с обратной стороны. Эту картинку я привожу в пример при любом удобном и неудобном случае:
«Дом с башенкой» в итоге получил не совсем такое завершение, а площадь Братьев Стругацких не получила две венчающие башни.
Вернёмся к дому. Точнее - войдём внутрь. Нехарактерная для жилого дома конструкция входной группы тут вполне себе оправдана техническим заданием и удобством для жильцов и посетителей. Именно заказчик просил карусельные двери, поскольку это более удобно в эксплуатации, чем традиционные распашные: не нужен отдельный тамбур с «грязной зоной», высокие показатели шумо- и теплоизоляции. Исполнители согласились: карусельные двери смотрятся современно и сразу на входе в дом задают определённое «настроение». Дополняют и поддерживают это «настроение» и классическая осевая композиция холла, и 7-метровые потолки, и полы и стены в натуральном камне, массивные дубовые двери и внушительная дубовая стойка администраторов, и, конечно, обилие неоклассической геральдики. В общую картину прекрасно вписываются и классический орнамент «меандр» на фризе, и кессонированные потолки. На полу - полированный гранит и мрамор разных пород. Естественный камень на стенах - травертин. Угол открытия дверей подбирали чуть ли не вручную, ибо необходимо было достичь визуальной гармонии во всём.
И кессоны, и колонны, и фриз с меандром, и люстра.
Кстати, о потолке. Как и в предыдущем абзаце, процитируем автора проекта: «Венчает всё это великолепие уникальная люстра, буквально спасённая коллекционерами из ДК им. Первой Пятилетки. Историческое здание советской эпохи было разрушено ради второй сцены Мариинского театра, но шикарная люстра из бронзы и хрусталя сохранилась, и, совершенно случайно, когда мы только приступали к проектированию, появилась информация о её существовании. И это сразу стало одной из легенд дома.»
Первые наброски холла со стойкой администрации, колоннами и люстрой.
Тайны, интриги, расследования. Дадим слово знающим людям: «Существует информация, что в 2005 году, при демонтаже ДК имени Первой Пятилетки, чтобы построить на его месте вторую сцену Мариинского театра, люстра была то ли выкуплена, то ли еще каким-то образом извлечена из ДК частным коллекционером бронзы. У него и была впоследствии, в 2011 году, перекуплена компанией. Евгений Герасимов, архитектор, узнал о том, что она сохранилась, вышел на коллекционера и да, вот как-то так. Люстра производства 40-50-х годов XX века. Здание самого ДК было закончено в 1930-м году, но вот этот гомункул там появился уже позже, лет через двадцать, когда помпезность „разрешили“.» Действительно, после 1949 года ДК был «облагорожен» в свете новых веяний, и из конструктивизма превратился в неоклассицизм как внешне, так и внутри.
Люстра из дворца в момент нахождения её в ДК имениПервой Пятилетки, 1990-е годы. Обратите внимание на пропорции люстры и сравните их с пропорциями нынешней.
В 80-е годы красавицу-люстру урезали в полтора раза, срезав как раз половину «юбки» и уменьшив ее длину на метр где-то. Вероятно, это было произведено в связи с попыткой реконструкции.
Люстра на реконструкции и восстановлении.
Для «Победы, 5» ее было решено восстановить в первоначальном виде, 3 на 3 метра, по эскизам и чертежам 50-х годов. Поэтому там далеко не все части оригинальные. Большая часть хрусталя - это современные фрагменты, изготовленные заново, либо же аналогичные или очень похожие элементы с различных люстр нужного периода. «Люстра была очень покоцаной, это правда. Я в реставрационной мастерской когда была - видела фрагменты. Там, например, бронзовые детали каркаса некоторые в буквальном смысле из лома восстанавливали. Мастерская называется „Русский модерн“, находится она на Чугунной улице. Они занимаются как раз подобными объектами - реставрацией люстр и светильников, а также созданием их с нуля по эскизам заказчиков. Они выступают как подрядчики почти по всем нашим Петербургским музеям и объектам культуры, а также берут частные заказы и работают с несколькими компаниями, как в России, так и за рубежом.» Огромное спасибо grustn_ziablik за столь интересную и уникальную информацию. Авторы и мастера-изготовители первоначальной версии люстры, к сожалению, до сих пор не установлены.
Реставраторам удалось полностью восстановить состояние резного латунного поддона, от которого отходит новая латунная проволока, держащая вручную заполированные хрустальные «ладошки», выплавленные, предположительно, на заводе Ленинградского оптического стекла. По периметру люстра украшена ажурными листочками в стиле модерн, хотя изготовлена она была во второй половине 40-х. Своим богатым убранством она обязана французской моде, которая стала основоположником именно латунной, а не бронзовой выплавки люстр, украшенных листьями и выпуклыми золочёными полудугами. Большие хрустальные люстры, их ещё называли «конгрессные», изготавливались для освещения больших помещений и требовали высоких потолков.
В середине декабря 2014 года люстра обрела новый дом. Люстра была аккуратно разобрана и по частям перевезена в холл Победы, 5 для очень аккуратной сборки прямо на месте. Вашему вниманию предлагаю фотографии компании LEGENDA, не публиковавшиеся ранее:
Про историю ДК имени Первой Пятилетки и кого «видела» и «слышала» эта люстра в первой жизни можно почитать у komen_dant.
Люстра - сердце этого дома. И именно она привлекала меня больше всего. А фотографии несуществующих пока интерьеров и рассказ про технические новинки, как мне видится, не мой конёк. Зато это прекрасно получилось у моих коллег, которые отлично показали и описали все технические решения, использованные в этом доме: [восемь постов с картинками и буквами]
Именно про эти окна я спросил, выдержит ли Pilkington малолетнего велосипедиста, прилетевшего в стекло. Ответили - выдержит.
Коснулись ребята и обзора свободных планировок квартир, дающих полную свободу дизайнерам и будущим владельцам. Рассказали и про особенности технической начинки: 120 камер по всему дому с возможностью проецирования на любое устройство, внутренняя единая система управления, пассажирские, грузовые и автомобильные лифты. Весь блогерский пул поместился в первый автомобильный лифт в нашем городе и с удовольствием на нём покатался. Что ещё нужно блогеру для счастья?
Кого не видно выходящими, видно на контрольном мониторе стоящими.
Я же, как примкнувший к блогерам и отвергнутый социумом, выделился, и на автомобильном лифте мне удалось прокатиться в сопровождении Дмитрия Боголюбова, руководителя службы по связям с общественностью компании LEGENDA.
Спасибо Оксане oksa_sun за самую бесполезную фотографию в этом рассказе.
Да, я не мог удержаться от вопроса о наличии комнаты для прислуги и/или домработницы. Ответом мне было упоминание так называемой «технической зоны», которую можно использовать и для этих целей. Но ведь далеко не все мечтают о совместном проживание сторонних людей на их жилплощади. Почему возник вопрос у меня? Всё очень просто - вот выдержка из пояснительной записки к заданию на проектирование Первого дома Ленсовета на Карповке, 1931 год, Ленинград:
И если вы всё же дочитали до сюда, то я вами искренне восхищён. Спасибо, что пробирались через дебри сложносочинённых предложений, странного интонирования, «шумных» фотографий, неуместных скриншотов и бесконечных списков через запятую. Я попытался рассказать вам о неоклассической архитектуре в рамках одного повествования, сравнивая дома на Победы, 5 с признанными шедеврами этого стиля середины XX века. Замечу, что всё вышесказанное является моим личным мнением и может не совпадать с моим же мнением, например, завтра. И не потому, что я отказываюсь от своих слов, а потому что вдруг я новую книгу прочитаю, которая изменит моё мнение.
Николай Варфоломеевич Баранов, автор нового поступления в мою книжную коллекцию. В 1938-1950 - главный архитектор Ленинграда. Учился у Л. А. Ильина, В. А. Щуко. В октябре 1943 года предложил партийным властям блокированного Ленинграда возвратить 20 площадям и улицам города их исторические дореволюционные названия.
Спасибо моим друзьям за приглашение и отличную компанию. Ещё одна моя мечта сбылась - я полюбовался люстрой чуть дольше и чуть подробнее, чем сделал это в декабре 2014, когда дом был сдан. И банальность напоследок - мысль материальна, помните об этом всегда. И бойтесь своих желаний. Или желайте только очень хорошо подумав. Сбычи мечт!
P. S. Пока верстался номер, вышло интервью Василия Селиванова в «Коммерсанте». Там и про 7-ми метровый потолок, и про «когнитивный диссонанс», и про мракобесие на КАДе. Советую.