Вокзал Северо-Западных железных дорог на новом проспекте Николая II, 1910 год. И все вокзалы СПб.

Feb 05, 2014 13:36

Вчерашняя загадка разгадана. Всем спасибо! Это проект нового вокзала Северо-Западных железных дорог на новом проспекте Николая II. К сожалению, и вокзал, и проспект остались в альтернативном Петербурге 1910 года, как и все остальные планы по глобальной реконструкции и развитию города того периода.

«Проект преобразования Петербурга» подготовили знаменитый архитектор высочайшего двора, профессор Леонтий Николаевич Бенуа, инженер путей сообщения Фёдор Егорович Енакиев и архитектор, художник, гражданский инженер Мариан Марианович Перетяткович. В загадке был лишь маленький фрагмент «перспективного вида (с аэроплана) на новый проспект Императора Николая II по направлению к новому вокзалу Северо-Западных железных дорог».



Осторожно, рисунок огромный (4,5 метра), но очень красивый и подробный. Открывается нажатием.

Основой проекта Енакиева было создание проспекта Императора Николая II на месте засыпанного Крюкова канала от набережной Невы до набережной Фонтанки. Ещё одним ключевым решением проекта был «перенос железнодорожного вокзала северо-западных дорог из-за Обводного канала ближе к центру города, к Троицкому собору». Я бы сказал, что не перенос, а постройка вокзала, объединяющего функции Балтийского и Варшавского вокзалов. Но в силу дороговизны, как всегда, планы остались только планами. Через 25 лет чуть менее печальная судьба постигнет «Генеральный план Ленинграда 1935 года» (и новый вариант проекта генерального плана города 1938 - 1939 годов). Но это уже совсем другая история.

Вернёмся к нашей загадке. Что это вокзал было понятно всем и сразу. Я осознанно включил в кадрированный рисунок лишь маленький кусочек Троицкого собора. Но почти сразу oksa-sun узнала собор и начала придумывать разные варианты названия. Затем Троице-Измаиловский собор узнал perfect-drugg. Ну а уже с Бориной «подсказки» и  со второго захода (сначала вспомнил «Проект вокзала Ленинград-Центральный» 1929 года архитектора Игоря Георгиевича Явейна) vince-spb докопался-таки до истины и добрался до одного из упоминаний об этом вокзале. И нашёл общую схему, правильно ориентированную относительно сторон света. Молодцы! Искренне рад, что думали и искали.

Хочется отметить, что перебрали мы с моими уважаемыми читателями многие проекты Петербургских/Ленинградских вокзалов:

1. Упомянутый уже «Проект вокзала Ленинград-Центральный» 1929 года архитектора Явейна



2. И проект Николаевского (Московского) вокзала 1912 года упомянутого уже великого Бенуа:


3. И «Проект перестройки Николаевского вокзала в Петербурге» 1912 архитектора И. А. Фомина:



4. И некоторую похожесть современного Ладожского вокзала (2001 - 2003), построенного по проекту сына архитектора Игоря Явейна, архитектора Никиты Явейна на упомянутый выше проект Ивана Александровича Фомина (1912):





5. Вспомнили и Витебский вокзал и снесённый Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка:





6. И проект Финляндского вокзала второй половины 1940-х вспомнили:





7. И, конечно же, вспомнили Балтийский и Варшавский вокзалы, куда уж без них:





Вверху ж как раз он, Варшавский. Эта картинка должна была стать подсказкой, но до неё дело не дошло.

8. И даже Центральный метровокзал вспомнили из планов тех же лет (1910 - 1912). Правда картинка нам досталась московская:



Ещё раз спасибо всем за участие и интересные идеи, дорогие мои afterdark2, nukerman, voovkaa, unis, your_anima, id77, aresgradivus, dolce_duo, astafiev, aaleks_13, ks_ana и Серёга.

А приз, красивую книжку почти про Николаевский вокзал и с интересными картинками, пожалуй, отдадим девушке oksa-sun, правда ж, джентельмены perfect-drugg и vince-spb?






фотографии, загадка, блогеры

Previous post Next post
Up