Россия готова к возвращению Путина в Кремль, а кому то это не надо !

Aug 29, 2011 04:24

Владимир Путин много говорит о праймериз «Единой России». В действительности в главных российских праймериз участвует он сам.

Особенность этих главных праймериз в том, что они непубличны. Мы можем лишь догадываться об их ходе, а наверняка узнаем лишь результат.

Это закрытые праймериз внутри правящей элиты, в которых соревнуются Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Не хочу сказать, что за кулисами они поливают друг друга грязью. Наверняка нет. Они просто демонстрируют друг другу и узкому кругу лиц, мнение которых что-то значит, свои публичные политические достижения.

Мерилом этих достижений являются рейтинги. Российская правящая элита одержима ими. В отсутствие реальной политической конкуренции считается, что не победа, а процент проголосовавших «за» определяет степень легитимности. Это, безусловно, болезненная зацикленность.

Согласно данным последнего опроса Левада-центра, выдвижение Путина на президентских выборах в 2012 году может дать правящей элите больше очков, чем выдвижение Медведева. Принципиально за другого кандидата в случае выдвижения Путина будет голосовать 21% опрошенных. В случае выдвижения Медведева - 30%. Стабильный электорат Путина и Медведева составляет соответственно 39% и 28%.

В этих цифрах нет ровно ничего удивительного, и кандидатуру Медведева можно было бы выдвигать все равно, если бы не одержимость рейтингами.

Кое-что поменялось в атмосфере, царящей вокруг этих главных праймериз. В начале июля я уезжал на три недели из страны, которая ждала, когда же Медведев заявит о своих президентских амбициях. Я вернулся в страну, которая морально готова к президенту Путину.

Изменился тон рассуждений политических комментаторов. Одни, чтобы отстоять тезис о неизбежности модернизации, выработали формулу «если президентом будет Путин, то это будет другой Путин, не тот, что был до 2008 года».

Другие, более эмоциональные, сетуют на то, что «их обманули, а они поверили». Якобы заранее было ясно, что Путин вернется, но либерально настроенных граждан заставляли надеяться на то, что власть меняется.

Их, как мне кажется, никто не обманывал. Им бы хотелось, чтобы Медведев выиграл борьбу на праймериз внутри элиты без их активного участия. Хотелось стоять и ждать, пока он «покажет себя, докажет, что он президент». Их нет среди тех 28%, которые поддержат Медведева в случае выдвижения. Они - среди тех 28%, которые сделают это «в зависимости от обстоятельств». Они - среди 30% принципиально голосующих против Медведева.

Существует ведь такая позиция: Медведев - «меньшее зло». Мы все равно проголосуем против кандидата власти, но пусть уж лучше этим кандидатом будет Медведев, а не Путин. Чтобы наше поражение не выглядело столь уж удручающим. Чтобы не сильно горевать.

Цифры, опубликованные Левада-центром, берутся ровно из этой установки, а не из того, что «россияне разочаровались в медведевском либерализме, медведевской модернизации». Если в стране и была (и есть) движущая сила, способная поддержать перемены в правящей элите, то она не заявила о себе достаточно громко, чтобы элита ее услышала.

«Железный» электорат Медведева не прирастает и не сокращается с 2008 года - все те же 27-28%. Год назад 40% заявляли, что поддержат его «в зависимости от обстоятельств». Сейчас эта доля сократилась на 12% - и на те же 12% приросла доля принципиальных противников Медведева.

От этих 12%, быть может, и зависела перспектива трансформации внутри правящей элиты. Зависела от аванса, кредита доверия, который мог бы получить с их стороны Медведев. Он его не получил. Его «железный» электорат остался стабильным. Изменения невозможны без долгосрочного кредита доверия.

Стоит изучить цифры еще раз, чтобы увидеть, что «железный» электорат Путина с 2008 года сократился на треть - с 58% до 39%. Несмотря ни на что. Несмотря на медийную и публичную активность. Дело в общей усталости от правящей элиты, лицом которой Путин остается уже больше десяти лет. Дело в общем ощущении, что она - в ее нынешнем виде - исчерпала свой потенциал, не способна решать проблемы. Таков контекст, в котором движущая сила перемен должна была заявлять о себе. И она не заявила. Сложенные на груди руки - не заявка.

Мы не знаем ничего наверняка о ходе главных праймериз страны. Но это не значит, что они проходят без нашего участия.

Станислав Минин

Независимая газета
Previous post Next post
Up