Лучше не бывает

May 13, 2013 16:19

Замечательный, очень качественный и жизненный фильм. Интересен своей незаурядностью за счет особенностей главного героя и ненадуманности происходящего.



[Как всегда, системный разбор]Главный герой фильма - яркий обладатель анального, зрительного и орального векторов в нереализованном состоянии, что мы видим по всем его проявлениям, очень точно переданным Джеком Николсоном. Анальный и зрительный вектора частично реализованы в писательстве, в книжках про любовь, но мощное либидо анального вектора предполагает и постоянную сексуальную реализацию, наличие семьи, являющейся его главной ценностью. Всего этого у главного героя Мелвина нет, что делает его клиентом психиатра: его перфекционизм и педантичность приобретают маниакальную форму и выглядят крайне странно для окружающих. Он запирает замок по три раза, моет руки каждый раз новым мылом, в кафе ест собственными пластиковыми приборами, сидит всегда за одним и тем же столиком по утрам в одном и том же кафе, обслуживаемый одной и той же официанткой.

Его нереализованная анальность также проявляется постоянным вербальным садизмом, гомофобией (большая тема) и даже зачатками национализма (сцена с евреями в кафе). Наличие орального вектора, наделяющего своего обладателя вербальным интеллектом (сначала сказал, потом подумал), делает этого человека просто невыносимым, так как садистирует он не просто по-анальному, но еще и по-оральному высмеивает самые больные точки собеседника (оральник всегда проговаривает бессознательные смыслы), при этом намерения могут быть не обязательно плохими, просто он, в отличие от остальных, не фильтрует свою речь, а говорит ВСЕ, что видит, в том числе и то, что другие никогда вслух не скажут. От этого порой становится очень смешно от его слов, даже если они очень обидные для кого-то.



Лучше не бывает 1
Из-за своих сексуальных фрустраций Мелвин испытывает внутри серьезные нехватки, которые наружу проявляются неприязнью - ко всем. Он никого не любит. Что, естественно, вполне взаимно. В кафе, где Мелвин обедает, все сторонятся его, не желая получить в свой адрес ведро помоев из его людоедского рта и стать жертвами его шутовства, и лишь кожно-зрительная официантка Кэролл (Хелен Хант) выносит его шуточки и терпит их, каждый день обслуживая его.

Его сосед-гомосексуалист Саймон ( кожно-зрительный художник) при каждой встрече получает от него по большой порции сарказма и гомофобных издевательств, воспринимая все это близко к сердцу, а вот его анально-кожно-мышечному парню Фрэнку, не подверженному влиянию эмоций, удается приструнить и запугать Мелвина, и только с ним Мелвин становится шелковым за счет анально-зрительной связки, в которой зрение находится в страхе, и поэтому очень хорошо прячется за безэмоциональной маской орального каннибала. Когда Саймон попадает в больницу, Фрэнк без особых разговоров и церемоний вручает Мелвину собаку Саймона, чтоб тот за ней присмотрел. Эту собаку Мелвин, как и всех других, терпеть не мог.



Лучше не бывает 2
Но мы видим, как наедине с этой собакой он на глазах меняется. С ней ему не нужно гавкать и прятаться за своей оральностью, и его зрительный вектор немного выходит наружу - устанавливается эмоциональная связь с собакой. Это, конечно, далеко не потолок развития зрения, но хоть что-то для Мелвина, хоть какое-то эмоциональное питание вместо страха.

Зрение, выходящее наружу, начинает проявлять себя везде: в разговоре с официанткой он впервые интересуется ее сыном, решается помочь в его лечении. У Мелвина начинает устанавливаться эмоциональная связь с ней, но очень осторожно: оральный цербер все еще стоит на страже и он еще болтает без разбору все подряд, отчего Кэролл никак не может понять, что же он от нее хочет. Этакий мутный типок…

Интересный эпизод происходит, когда Саймона выписывают из больницы, угнетенного тем, что вся его жизнь рушится, и Мелвин заходит к нему, чтобы «подбодрить». Он вновь несет всякую околесицу, задевая самые больные точки Саймона, своей оральностью он высмеивает все, что так дорого Саймону, высмеивает всю его боль и, окончательно разозлив того, говорит: «Я только хотел поддержать тебя». Несистемным мышлением это не то, что не понять, но вся ситуация кажется полным бредом. Однако самое интересное - он ведь реально хотел его поддержать по-зрительному, но инструментов зрительных еще не наработал, поэтому говорил чем мог - оральностью.

Все дальнейшие поступки Мелвина, если игнорировать его словесный понос, говорят о развитом зрительном векторе, который начинает реализовываться на более высоком уровне, чем эмоциональная связь с собакой. «Ищите женщину» - говорят… Вот и Мелвин, влюбляясь по-зрительному в Кэролл, начинает меняться ради нее, желание к женщине заставляет его двигаться, реализоваться.



Лучше не бывает 3
И вот он уже везет Саймона к его родителям, пригласив с собой Кэролл. Ооочень системный момент: у Саймона и Кэролл, как у двух кожно-зрительных, сразу появляется эмоциональная связь, они уже в начале этой поездки становятся лучшими подружками. Саймон рассказывал о своем анальном отце, не принимающем эмоциональные особенности своего сына, откуда становится понятным его «гомосексуализм», который по сути - страх, ведь кожно-зрительный мужчина - единственный, не имеющий в корнях права на пищу и на женщину (тоже огромная тема).

Сцена в ресторане между Кэролл и Мелвином просто уморительная: вся его сущность вылезает на этом свидании. Анальный ступор перед женщиной, брезгливость перед использованным пиджаком, оральная бесцеремонность (в приличном ресторане он через весь зал выкрикивает заказ, и говорит как всегда всякую ахинею своей спутнице) и зрительное искреннее намерение понравиться Кэролл. Когда он впервые «рождает» для нее комплимент, видно, что за этими словами есть эмоции, есть реальное чувство, которое потом в ответственный момент он опять прячет, в очередной раз ляпнув глупость и сильно этим оскорбив Кэролл.



Лучше не бывает 4
Кэролл находит утешение со своей кожно-зрительной «подружкой» Саймоном. Вновь почувствовав желание творить благодаря ей, он рисует ее обнаженной, при этом никто из них не испытывает никакого стыда и стеснения и никакого влечения друг к другу. Ничего, кроме эмоциональной близости. Ну, у Мелвина, конечно, на это другой взгляд.

Удрученный неудачей, Мелвин привозит всех домой, а Саймона принимает жить к себе из-за проблем с жильем. Их отношения держатся на зрительной связи, Мелвин начинает учиться проявлять эмоции и становится более «человечным». Мы видим, что отступают его «болезнь» (педантичность, перфекционизм) и  гомофобия, то есть за счет влечения к женщине наполняется анальный вектор.

Во время откровенного разговора Кэролл выкладывает ему все, что думает. Она хочет быть с ним, говорит, что в какие-то моменты он бывает таким чувственным и глубоким (зрение), но порой просто бесит ее, доводит до истерики, бывает невыносимым, когда кривляется (оральность). Ей, истосковавшейся по любви, хочется нормальных ухаживаний мужчины, чувств, нежности, понимания, и в какие-то моменты он даже способен это дать, но его шутовство, его острый язык и отсутствие каких-либо эмоций в эти моменты все портит…



Лучше не бывает 5
Мелвин в какой-то момент, уже не в силах удержать в себе, прорывает свою оральную броню и говорит ей целую речь, связную, глубокую, чувственную, за которой видно, что человек действительно любит, действительно ощущает все это и из этого состояния говорит. Конечно, Кэролл не смогла устоять перед этим.

Ему еще многому предстоит научиться, еще придется поставить оральность на службу зрению, а не наоборот, придется еще больше выходить наружу, но эта работа принесет ему огромное удовольствие, ведь он уже узнал этот вкус - вкус эмоциональной близости с человеком. Он уже выбрал верный путь - путь наибольшей возможной реализации и путь наибольшей радости от жизни.

Потрясающая игра актеров, как здорово Джеку Николсону удалось изобразить эти внутренние качели - еле просвечивающие изнутри зрительные эмоции и оральное шутовство снаружи, и в процессе своего раскрытия удельный вес того и другого постоянно менялся. По-моему, просто гениальная игра.

Рекомендую к просмотру.

Написано с использованием знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Google

зрительный вектор, системное кино, оральный вектор, болтун

Previous post Next post
Up