Давненько не писал в ЖЖ. Заглажу вину, расскажу о своей гоночной жизни
В последние выходные августа мы с моим другом Сашей Стоматовым решили отправиться в Финляндию на Тур Хельсинки, который проводится каждый год и собирает велосипедистов со всей страны, а также близлежащих государств (например России). Маршрут протяженностью 140км обещал быть увлекательным, а также стать самой продолжительной и массовой гонкой в которой мне доводилось участвовать
Сразу прошу прощения за качество фотографий, все снималось на iPhone 5s (не самая плохая в общем-то камера) и на ходу
Вернемся в утро субботы, когда я с велосипедным кейсом в одной руке, колесами в другой и рюкзаком за спиной вышел из подъезда. Тогда я еще не знал, что могу опоздать на рейс. Смог. МКАД перекрыли на 20 минут, которых мне в последствии не хватило для погрузки велосипеда в багаж. Самолет еще не улетел, но стоя на стойке регистрации я понял, что "пролетел". У Москвы были свои планы, о которых я не знал. Аэрофлот выручил и за "чисто символическую плату" я вечером приземлился в Хельсинки
Если посмотреть на карту, то весь берег изрезан бухточками и заливами с бесчисленным количеством островов
Добрался до гостиницы, которая находилась буквально в нескольких шагах от велодрома (место старта и финиша гонки). Бьюсь об заклад, что Саша очень обрадовался моему стуку в дверь. Его велосипед уже стоял собранный, осталось собрать мой и можно было отправляться на ужин. Планы по дневному осмотру достопримечательностей столицы Финляднии успешно провалились
Полчаса на сборку велосипеда и два красавца уже не давали нормально пройти в дверь. После этого решено было отправиться на ужин в центр (надо же посмотреть что за город такой). Пешочком дошли до велодрома, а оттуда минут 15 пытались поймать такси (никто не останавливался. В итоге добрались до центральной площади и остановились в итальянской забегаловки Vapiano с интересным подходом к обслуживанию клиентов: на входе дается карточка, которая прикладывается у того или иного отдела ресторана (например паста или пиццерия), на нее начисляется стоимость блюда, а после расплачиваешься на выходе из заведения. Никаких официантов, полное самообслуживание, но еду готовят прямо при тебе
Пролетает ночь и настает час Х. Пора собираться в дорогу, быстренько завтракать (оттягивали момент как могли, чтобы не проголодаться во время гонки). Старт в 11:00 по местному времени, но на велодроме надо было быть к 10:00
Сам велодром был построен в период с 1938 по 1940 к летним Олимпийским Играм 1940 года в Хельсинки. Протяженность бетонного трека - 400м. Наша гонка позаимствовала лучшие традиции весенних классик. Финиш, как и в Париж-Рубэ, на велодроме, куда группа залетает после небольшой петли по городу. Круг получается неполный, всего 200м, но надо отдать должное организаторам за блестящую идею!
Всего собралось около 2 000 участников, мой номер был 2309, Сашин - 2312. В настолько массовом мероприятии я еще никогда не участвовал. Стартовый городок был до отказа заполнен велосипедистами, которые продолжали и продолжали стекаться на велотрек.
При онлайн регистрации мы немного ошиблись и зарегистрировались в простую группу, но перед стартом узнали, что есть и гонцы. На старт выставляли исходя из предполагаемой средней скорости движения. Еще до начала гонки мы обратили внимание на команду ребят из Выборга в форме Velosport, которым тренер давал напутствия перед гонкой. От них-то и узнали, что можно объехать простых смертных по тротуару и встать к братьям по оружию. Именно это мы и сделали
Традиционная беготня в туалет за минуту до старта и наша группа первой ушла на дистанцию. По городу скорость ограничивала машина сопровождения. Лично я подобные моменты не очень люблю, находишься в постоянном напряжении (эффект гармошки в действии) и люди то и дело давят на тормоза. Из положительных моментов, некоторые успевали сделать пит-стоп и вернуться в группу. Так мы проползли около 11км, за это время я успел сделать пару снимков группы и познакомиться с Виталием Корниловым из Латвии. Парень гоняется за Alpha Baltic - Unitymarathons.com и разделка одна из его сильных сторон (судя
по профилю на их сайте)
Саша все время держался рядом, за что я испытываю неимоверное уважение. Третья серьезная гонка в его карьере (и какая гонка!), а так отлично сидит в группе. Вспоминая себя, у меня так не особо получалось
Вот мы выходим за город и тут группа начинает растягиваться, при удобной возможности стараюсь подъехать поближе к голове. Следует отметить, что раньше я только по телевизору видел как гонщики играючи объезжают островки безопасности, ездят по кольцам (Сергей Курдюков называет их на итальянский манер ротондами), а потом играючи вливаются в группу. Здесь же мне пришлось испытать это все на себе. Народ ничего не показывает, об островках можно узнать только разметке и резкой суете перед собственным носом. Был момент, когда я выехал за бортик и потом с некоторым усилием смог влиться обратно в группу через образовавшийся просвет в ограждении. Вывод - если есть возможность, лучше не выезжать за разделительную или бортики, вернуться в нужном месте может оказаться проблемой
На одном из холмистых поворотов я сумел пересесть почти в самую голову и как раз вовремя. Пелотон начал биться по интересам. Пока я перекладывался, поехал отрыв (ребята из команды Velosport) и темп резко взвинтился. За Сашей я уже не следил, как оказалось потом, он немного затерялся и ехал самостоятельно во второй (или третьей) пачке. Началась скоростная работа, постоянная дерготня и голову из-под руля уже было не высунуть.
Нам перекрывали только попутную полосу, а встречку останавливали (но не всегда заранее). Это обстоятельство порой сильно напрягало, особенно в левых холмистых поворотах, когда народ жмется к краю дороги и откуда ни возьмись появляется машина (пусть и частично на обочине). Спасибо братьям по оружию хотя бы за то, что кричали "Auto-auto-auto!" и мы успевали прижаться вправо. Это был единственный жест доброй воли со стороны участников гонки, ни о каких ямах и прочих препятствиях, как это обычно принято, никто не предупреждал. Пару раз я крепко влетел в дорожные пробоины, хотя в целом качество асфальта очень достойное.
Мои надежды посмотреть местные красоты сами собой растаяли. В памяти остался только запах колодок и какого-то барака со скотом :-) Мы все время шли в районе 50 км/ч и я только пару раз за все время смог оглядеться по сторонам, в основном это было в левых или правых равнинных поворотах (обычно на 90 гр.). Минутка покоя наступила тогда, когда вперед вышла команда латышей (о которых я писал выше) и тянула на протяжении добрых 20км сменяя друг друга. Здесь я вживую увидел что такое настоящая командная работа, а не жалкое подобие того, что происходит на наших гонках. Ребята честно работали над добором отрыва, отдавая смены друг другу и перемещаясь в пачку для отдыха.
После того, как первый отрыв добрали, началась дерготня, с постоянными отъездами по несколько человек. Я тоже поучаствовал раза 3-4, но как только никакой командной работы не получалось, все максимум 2 смены и на этом энтузиазм участников заканчивался. Потом мне это дело надоело и я просто переместился в голову стараясь далеко не просаживаться.
Пару слов о технике. На гонку я поставил Zipp 404 Firecrest Tubular, которые только-только приехали из штатов. Обычно я не рискую ставить новые колеса/оборудование не прикатав на тренировках дома. Здесь пришлось отступить от принципов и ехать на них (уж больно велик был соблазн попробовать). До этого у меня не было опыта езды на высокопрофильных колесах кроме одной разделки в далеком 2009 году. Белгород я ехал на заемных Mavic Cosmic Carbon Ultimate (Почта России как нарочно привезла зиппы аккурат к завершению многодневки) с профилем 40мм и плоскими карбоновыми спицами. Тогда я был поражен тем, насколько легко эти колеса ускорялись и спринтовали в гору. Здесь я был поражен невероятной любовью 404 к высокой скорости. В чем это выражается? Надо ехать 50 км/ч - это не проблема, только крути педали и наслаждайся характерным "ширканьем" воздуха. Прострел до 60 км/ч? Только сильнее жми и они тебя поддержат в твоем порыве. Недаром их называют speed weaponry. Из того, к чему пришлось привыкать во время гонки (именно поэтому надо прикатывать дома) - это скоростные повороты, где велосипед вместо наклона пытается "распрямиться". Важно прочувствовать этот момент, а также небольшие подергивания руля при сильных боковых порывах. В остальном - колеса просто сказка. Если и покупать, то только лучшее и не размениваться на мелочи.
Тем временем мы уже на подлете к Хельсинки и нервозность в пелотоне только усиливается, опять начинаются островки безопасности, кольца с брусчаткой и бесконечные повороты. В какой-то момент группа настолько резко свернула без тормозов, что я еле успел вписаться. При первой же возможности стараюсь уходить на обгон и перемещаться поближе к голове. Опять начинается "гармошка" и народ постоянно накатывает сзади.
Начинаются финальные километры, организаторы решили сделать круг почета вокруг велодрома и отгородили нам одну полосу на прилегающих улочках, отделив ее столбиками (в Сашиной группе такой столбик кто-то снес). Просунуться вперед уже нет никакой возможности, справа столбики, слева отбойник. Залетаем на тихую улочку и пошло резкое ускорение, где мы пересекаем трамвайные пути и тут же из большой реки гонщиков вливаемся в узенький ручеек, который стремительно врывается на велодром. Все происходит настолько быстро, что не успеваешь понять что происходит и только лишь стараешься протиснуться в узкие створки ограждения велокольца.
Вот так внезапно и красиво закончилась гонка, прямо как на Париж-Рубэ, где частенько чумазые гонцы отматывают последние метры эпичной гонки. Слава богу погода нас порадовала просветами солнца и сухостью на дорогах. Пересекаю финишную черту и останавливаю секундомер на отметке 3ч 33 минуты и 28 секунд. 140 километров пронеслись так стремительно, что средняя скорость составила 39.5 км/ч с учетом нейтральных километров в самом начале. Если вычесть этот участок, то мы неслись со средней скоростью 43.5 км/ч.
Итог - я приехал 49 из 18хх участников (на деле людей почему-то оказалось меньше, чем заявилось). В своей группе я 3 или 4 (так и не понял как они проводят деление). На финише на встречали изотоником, бананами и пловом (за что отдельное спасибо)
Сашина группа приехала только через 20 минут и, завидев его в створе, я бросив еду побежал делать исторический кадр
После мы еще повалялись на стадионе наблюдая как тянется бесконечная вереница велосипедистов из створа к финишной черте.
Гонка получилась поистине фантастической, ни на что не похожей (по крайней мере из моего опыта) и с огромным зарядом позитива. Болельщики были на каждом повороте, даже в глухих деревеньках, коих мы проехали бесчисленное множество. Невероятно!
Сама карта маршрута и профиль моей работы на
Strava