Бурматов о переработке мусора, которой нет и "чисто конкретных" пацанах, которым это выгодно

Nov 18, 2019 13:01

На минувших выходных побывала на встрече депутата Госдумы РФ Владимира Бурматова с экологическим активом региона. Мероприятие, соорганизаторами которого выступило региональное отделение ОНФ, проходило в зимнем саду самарской губернской думы, что весьма символично. Состав привлеченных к дискуссии людей был разношерстным - от волонтеров до целого министра лесного хозяйства. Встреча шла почти три часа и описывать все я, разумеется, не буду. Вынесу лишь наиболее интересные высказывания депутата. На мой взгляд, они хоть и были жесткие местами, но вполне справедливыми. Бурматов избран от Челябинска, поэтому воздействовать позитивно через присутствующих ЛОМов на электорат он не планировал. И тем интереснее получилась беседа.



Меня интересовал вопрос с выбросами с предприятий - Тольятти, Н-ск и другие города Самарской области. Может быть, стоит как-то поменять законодательство? А то выходит, что заводы по-большому счету находятся под минимальным контролем и под угрозой смешных штрафов.



Бурматов на это вспомнил родной Челябинск. У вас, мол, иногда воняет, а у нас иногда не воняет (здесь зал смеется и аплодирует). Но в целом, конечно, ситуация печальная в обоих случаях.

"Мы сейчас приняли закон о применении сводных расчетов и квотирования выбросов. В чем новшество? Мне абсолютно плевать от кого надуло - надуло-то мне. Какая разница чье дерьмо оказывается у меня в легких? Оно у меня в легких. И поэтому замеры должны проходить в жилых секторах. После того, как в узлах расчетной сетки произошли замеры и там фиксируются превышения, Росприроднадзор на основании этого выдает предприятиям квоты. Совершенно неважно - превысил или не превысил конкретный завод, вот тебе квота, ты не можешь ее превышать. В качестве пилота это будет действовать в 12 городах, но это не мешает в инициативном порядке применять метод в любом регионе России. Просто в 12 городах это будет обязательным. А любой субъект может выйти с инициативой в частном порядке", - рассказал Бурматов.

Далее он предостерег СМИ от упрощения вопроса. Ведь не одни предприятия влияют на качество атмосферного воздуха. "Мы, как правило, глядя на заводские трубы, снимаем с повестки других загрязнителей. Трубы предприятий - это серьезная история, но они хотя бы есть. Они высокие, это предполагает определенный уровень рассеивания. Иногда даже на предприятиях работает очистное оборудование. Оно не всегда современное, не всегда эффективное. Но, тем не менее, иногда оно даже есть. Но, скажем, объемы выбросов автотранспорта, даже для Челябинска - это 34 процента. Москва - 89 процентов. Далее - предприятия ЖКХ. Котельные. Если они работают на угле, это все. Дальше - свалки. Свалка всегда горит. Получается, что проблему которую зачастую упрощают, очень многослойна. И если с ней приходится разбираться, то приходится разбираться со всеми ее составляющими. А с предприятиями решаться все может даже проще. Как? Подписывается трехстороннее соглашение между Росприроднадзором, Самарской областью и предприятиями об экологических компенсационных мерах. Но чтобы предприятия пошли на это, их придется немного поддушить. У меня на округе уже есть с предприятиями такие соглашения", - пояснил Бурматов.



Конечно, большая часть времени была посвящена мусорной реформе. Интересно было послушать, как она реализуется по всей стране. Картина пока не очень радужная, но не безнадежная. Главное - усиленно работать в этом направлении. В первую очередь, самим региональным операторам.

"Никто за регион не будет решать, где будут располагаться объекты переработки. Карта всех полигонов, сортировки, всех мощностей - должна пройти общественные обсуждения. Это без ведома граждан решаться не должно", - подчеркнул Бурматов. и здесь хочется напомнить, что новую терсхему обращения с отходами по Самарской области минЖКХ до сих пор не поместило в открытый доступ. Вопрос: как до нового года она успеет пройти общественные слушания? уверена, будет много замечаний.



"Системы обращения с отходами у нас не было, поэтому это не реформа, - считает Владимир Бурматов. - Невозможно реформировать то, чего нет. А тупое сваливание отходов на полигоны, исчерпавшие свои мощности 20-30 лет назад, это точно не система. В СССР эта система была, сейчас нет. Мы сейчас находимся в состоянии, которое гораздо более примитивное, чем было 40 лет назад. То, что касается ситуации в целом, она никак не может быть признана удовлетворительной, поскольку фундаментально ничего не изменилось: регионы продолжают сваливать мусор на площадки под открытым небом. Переработка находится в зачаточном состоянии. Основным методом обращения с мусором является его складирование на свалках. Я считаю этот путь тупиковым. Регионы просто не хотят этим заниматься, потому что региональные операторы, как правило, социально близки к региональным властям. То есть, они находятся в хоздоговорных отношениях с рядом чиновников. Поэтому для них устанавливаются вкусные тарифы, нормативы накопления, которые дикие, неадекватные и не подтверждаются ни одними расчетами. Просто с потолка взяты цифры, которые в разы превышают то, что реально накапливают граждане. Поэтому никто из операторов не хочет переходить на оплату по факту, по фактическому объему собранного мусора. По этой системе работают многие страны, я это сформулировал, сходил с этим предложением к председателю правительства. Я добился принятия этого, было постановление, чтобы применить этот метод до июля месяца. Но принятие окончательного решения было сорвано и сейчас многие чиновники говорят, что этот метод в России применить невозможно. Но я не понимаю, почему его возможно применить, например, в Эстонии, но невозможно в России. Чем мы отличаемся? Поэтому на мой взгляд, это тупик", - констатировал Бурматов.



"Если говорить более упрощенно, то происходит примерно следующее: к нам обращается минприроды РФ, с тем, чтобы в федеральном бюджете были заложены средства на рекультивацию той или иной свалки. Ну, например, челябинской городской свалки, которая у меня на округе. Стоит это 4 миллиарда, серьезные деньги. Но я-то там давно живу и знаю, что ее должны были рекультивировать в 1992 году. Она исчерпала свои мощности. Но Союз развалился, никто ее рекультивировать не стал, и с 92-го года туда продолжали сваливать мусор. Причем вереницы мусоровозов были абсолютно левые, зарабатывали на этом чисто конкретные пацаны. Но мне непонятно, почему я, как налогоплательщик, должен сейчас прибирать за чисто конкретными пацанами, которые заработали на этом даже не сотни миллионов, а миллиарды рублей. Где они сейчас? Кто все эти прекрасные люди? Я, человек живущий там, не знаю кто на этом зарабатывал. Потому что это были очень туманные персонажи", - рассказывает Владимир Бурматов.

Тем не менее, нельзя сказать, что депутат исключительно критиковал мусорную реформу и ситуацию с экологией в регионах. Скорее, он честно говорил о существующей проблематике и предлагал заняться поиском решений, а также делился своим опытом взаимодействия с госорганами, дабы перевести ситуацию в более позитивное русло. И это призыв к тем, кто действительно должен этим заниматься.



Отдельно Бурматов сказал про губернатора Самарской области Дмитрии Азарове. По его мнению, глава нашего региона - это эффективный менеджер, который работает на благо региона. "Самарский регион показывает интересные практики в теме заботы об экологии, - отметил Владимир Бурматов. - Говорю объективно, что жителям региона повезло с губернатором, я знаю Дмитрия Азарова с 2010 года, мы вместе много работали по нескольким направлениям. Он очень эффективный управленец. Надо идти дальше, реализовывать инвестиционные проекты, в том числе с участием федеральных средств, которые связаны с темой бытовых отходов". При этом он подчеркнул, что федеральный центр будет обращать внимание, в первую очередь, на те регионы, которые уходят от полигонов к переработке отходов.

"Из представленных на федеральном уровне 230 инвестпроектов - всего один проект мусороперерабатывающего завода. Остальное полигоны или линии сортировки. То есть вы сейчас просите у нас денег на рекультивацию свалок, а параллельно просите деньги на новые свалки", - констатирует печальный факт Бурматов.

К слову, он рассеял миф, что все проекты относятся к корпорации Ростех. По информации Бурматова, уже по России работает 83 мусоросортировочных и мусороперерабатывающих завода, из которых Ростех имеет отношение к нескольким, по пальцам можно пересчитать. "Проблема в другом, - считает депутат. - Я сделал запрос в минпромторг и мне пришел ответ, что эти заводы стоят, в среднем, загруженные на 30-40 процентов. Нет сырья. Россия начала ввозить отходы из-за рубежа, отсортированные. Потому что у нас нет достаточного потока раздельно собранных отходов. У нас предприятия вынуждены перерабатывать первичную целлюлозу, потому что у них не хватает макулатуры". Поэтому Бурматов уверен, что нужно заниматься активным внедрением раздельного сбора мусора, а регоператорам не заниматься перекладыванием ответственности за установку контейнеров на муниципалитеты. Нужно переходить на фактическую оплату за вывоз мусора и заняться обновлением контейнерного парка, под это, как говорит Бурматов, уже подготовлена специальная федеральная программа. Правда, по неназванным причинам, она была застопорена на федеральном же уровне. Вместе с тем, если ничего не менять, люди просто перестанут платить и будут правы.

Что касается раздельного сбора, Самарская область в этом плане выглядит лучше, чем многие регионы. Правда, внедрение раздельного сбора, которым занимается в школах региона, например, ГК "ЭкоВоз", носит характер социального проекта, а нужно, чтобы к этому подключалось государство. И тогда это будет более масштабная, системная работа.



Депутат Самарской губернской думы Денис Волков получил благодарность от Госдумы РФ за работу на благо экологии и охраны окружающей среды

На встрече было много волонтеров. И, конечно, они спрашивали советов о том, как внедрить полезные экологические инициативы, существующие пока что только в виде идей. "Вам нужен человек во власти, который будет вас патронировать, - считает Бурматов. -Очень многое, особенно если это касается денег, должно быть правильно оформлено. Кроме того, должна быть система ответственных людей, отвечающих за каждый этап реализации проекта. Без наставников вам точно не справиться". В качестве примера депутат вспомнил, как внедряются полезные инициативы во дворах на его округе. "Это мортал комбат - когда половина за то, чтобы ставить скамейки, другая против. Нам такие страсти в парламенте и не снились. Гражданская война может начаться, если правильно не отмодерировать дискуссию. Одни бабушки пойдут войной на других", - рассказал Бурматов. Здесь, кстати, хочется выразить респект организаторам мероприятия - депутатам губдумы Денису Волкову и Марине Сидухиной, которые пообещали волонтерам помогать в их полезных начинаниях. Зачастую, именно от таких молодых и инициативных исходят идеи, меняющие жизнь.



От губдумы Владимир Бурматов получил картину с символами Самары

К слову, Бурматов поддержал инициативу Волкова о введении для волонтеров региона областных грантов. Надеюсь, идея будет принята и учтена в формировании бюджета на 2020 год.

Спасибо большое еще раз тем, кто организовывал двухдневный визит Владимира Бурматова в Самарскую область. На мой взгляд, мы приняли гостя достойно.

Владимир Бурматов, Тольятти, экология, мусор, Самара

Previous post Next post
Up