.. в "школе", похожей на секту. Законно ли это? (спойлер - нет).
Слышали про Вальдорфскую педагогику, которую создал немецкий оккультист, эзотерик Рудольф Штейнер? По всему миру более тысячи таких школ, с так называемой альтернативной системой обучения, даже в Самаре есть подобная, муниципальная к слову, но речь не о ней.
В садово-дачном массиве Татьянка, на Сухой Самарке, скрытый от любопытных глаз, расположен двухэтажный деревянный дом.
Как будет установлено позже, здесь осуществляет свою деятельность благотворительный фонд "Солнечная река". Но к этому мы еще вернемся.
Здесь обучается 75 детей разных возрастов по "альтернативной" методике обучения, "Вальдорфской программе". Дети здесь учатся НЕ факультативно, НЕ дополнительно, а в альтернативу детскому саду и школе, ходят в свой первый (и последующие) класс. При этом лицензии на образовательную деятельность тут нет. Да, есть такое в нашем законодательстве, в школу можно не ходить, учиться, как и где угодно, просто сдавать аттестацию по предметам в школе.
Кто же обучает 75 детей? Кто их кормит, а главное, чем? Кто проверяет продукты питания? Есть ли у преподавателей соответствующее образование, а у поваров хотя бы мед. книжки? Это лишь первые вопросы, которые должны прийти в голову любому родителю!
На наши вопросы согласилась ответить г-жа Сташкевич Ольга Валерьевна, представившаяся членом педагогической коллегии этого деревянного дома.
Фото
https://vk.com/waldorf_solar_river "Мы существуем более 11 лет. У нас родительская инициатива. Мы решили учить своих детей не в школе, а сами. Закон это позволяет. Мы сами покупаем продукты, сами готовим, сами кормим, сами обучаем. Родители добираются до нас сами, кто на машине, кто общественным транспортом. Дети занимаются по Вальдорфской программе, но никакого отношения к муниципальной Вальдорфской школе мы не имеем. Организации юридической у нас нет, мы не школа, поэтому требования санитарных и противопожарных норм на нас не распространяются, документы мы никакие не оформляем".
Однако Ольга Валерьевна лукавит.
Фактически родители не учат детей и не осуществляют приготовление пищи. Это делают только те, кто "работает" здесь на "постоянной" основе. Да, возможно у них тоже есть дети, которые также здесь учатся, и это позволяет им говорить, что "своих детей мы кормим и обучаем сами" , но по факту, большая (основная) часть родителей привозят сюда своих детей как в обычный сад или школу, а потом просто забирают их.
Учат детей посторонние люди, на постоянной основе. То же самое с питанием. Большая часть родителей не принимает участие в приготовлении пищи для детей как это представила Ольга Валерьевна. Никакого контроля со стороны надзорных органов, санэпидстанции, роспотребнадзора, пожарных нет.
Далее мы выяснили, что организационно-правовая форма у всего этого все-таки есть. Несмотря на заверения Ольги Валерьевны, здесь фактически осуществляет свою деятельность благотворительный фонд "Солнечная река", учредителем которого наш лукавый член педагогической коллегии, Ольга Валерьевна Сташкевич и является.
Логотип Благотворительного фонда полностью соответствует логотипу, изображенному на всех столбах, указателях, ведущих к деревянному дому, а также изображенному на самом доме. На нем также размещена надпись большими буквами «Солнечная река» - название фонда. Печать благотворительного фонда также содержит указанный логотип.
На сайте фонда
http://sunnyriver.ru/ Вы можете найти отчет о деятельности благотворительного фонда, в том числе в виде фотографий. На них - наш деревянный дом и обучающиеся в нем дети. А вот и их страница в ВК Солнечная река - Семейная Вальдорфская Инициатива
https://vk.com/waldorf_solar_river с аналогичными фото
Указанным благотворительным фондом организована массовая доставка детей к дому. И в тот момент, когда мы разговаривали со Сташкевич, такой автобус прибыл за детьми. Уведомление о перевозке детей подписано директором фонда, Лысовой Н. В. При нас дети выходили из дома и садились в автобус. На автобусе отсутствовали какие-либо обозначения, в том числе название или цифра маршрута.
Согласно данным ФНС, фонд был учрежден в 2018 году. По данным спарк - интерфакс и контур-фокус, все организации, которые ранее учреждала г-жа Сташкевич ликвидированы налоговой.
И чему же учат в этом деревянном доме?
Как сказала Ольга Валерьевна, дети обучаются по «вальдорфской программе». Так что же это?
Вальдорфская педагогика берет свое начало из трудов известного немецкого эзотерика и
оккультиста Рудольфа Штайнера, создателя учения под названием Антропософия. Понимание мира Рудольфа Штайнера через оккультную философию привело к созданию вальдорфской школы педагогики. Штайнер написал много книг, посвященных оккультизму а с 1903 по 1908 г издавал в Берлине журнал «Люцифер».
Вся вальдорфская педагогика основывается на его религиозно-мистическом учении.
В младших классах отсутствуют оценки. Преподавание ведётся преимущественно без учебников.
В ряде городов, в том числе и в Самаре, имеются официальные Вальдорфские школы, программы которых формально очищены от оккультных, религиозных учений. Но как сказала Сташкевич, какого-либо отношения к официальной Вальдорфской школе они с их деревянным домом, не имеют.
По факту, мы не знаем по какой программе они обучают детей.
Если дети обучаются по неизвестной и не утвержденной программе, как они получат аттестат и смогут ли поступить потом в университеты?
Сташкевич рассказала, что все родители заключают договор с официальной классической школой - общеобразовательной школой 10 города Самара. Обычная школа проводит аттестацию детей, а впоследствии выдает им аттестат об образовании.
Какая-то сомнительная схема, которую необходимо проверить. Так ли это на самом деле, только предстоит установить.
Юридический аспект прокомментировал адвокат Палаты адвокатов Самарской области Антон Владимирович Гуськов:
"По сути мы видим нелегальную частную школу. Люди искусственно создали условия, при которых на них не распространяются обязательные для образовательных учреждений требования. Полагаю, это сделано потому, что никто в минобре не выдаст лицензию благотворительному фонду, расположенному в деревянном доме, не отвечающему требованиям безопасности".
Еще одним немаловажным аспектом является духовная составляющая. Логотип благотворительного фонда в виде знаков солнца и рук, отсылает нас к оккультным учениям Рудольфа Штайнера.
Поговорить с кем-либо из родителей на эту тему нам не удалось, поскольку они вели себя агрессивно.
Сташкевич рассказала, что прокуратура проверяла их на предмет отношения к тоталитарным сектам и ничего не нашла. Однако представить документ за подписью прокурора Сташкевич не смогла. Поверить на слово Ольге Валерьевне мы не можем, поскольку ранее сказанное ею по факту не соответствовало действительности.
Увиденное повергло нас в шок. Безусловно, ответственность за своего ребёнка несет родитель. Но ответственность в отношении 75 детей, которые обучаются в непонятном деревянном доме, непонятной благотворительной организацией без лицензии на образовательную деятельность, без заключения Роспотребнадзора и МЧС должно нести и Государство.
Беда, которая может случиться с детьми, это лишь вопрос времени.
Просим все заинтересованные службы провести проверки на предмет законности образовательной деятельности благотворительного фонда "Солнечная река".
Мы же будем следить за развитием событий.
P. S. или откуда ноги растут.
Созданию и развитию Вальдорфской школы в Самаре помогали вальдорфские педагоги: Юрген Теберат (Австрия), Колин Янг (США), Марианна Горге (Англия).
Проект творческой группы педагогов Самарской вальдорфской школы получил грант и лауреатство фонда Сороса «Культурная инициатива».
Дальнейшая финансовая поддержка школы также складывалась из грантов, полученных от европейских Фондов, поддерживающих образовательные проекты («Друзья искусства воспитания Рудольфа Штейнера», «Мале штифтунг», «Софтвера АГ» Германия, «Иона» Голландия), финансово помогала партнёрская школа из Штутгарта
Michael Bauer Schule.
Что касается Сташкевич, она согласно сайта является тьютором* Открытого университета Великобритании. (Тью́тор (англ. tutor - наставник)
Полагаем что Федеральной службе безопасности следует внимательно присмотреться к подобного рода заведениям, получающим поддержку из иностранных фондов,
а в особенности к тем, кто работает вне правового поля маскируя свою деятельность.
А вы бы отдали ребенка в такую «школу»?