Собираясь на програму с музыкантом Борисом Бурдаевым, я очень волновалась. Я не припомню, чтобы когда-нибудь, даже во время первого телевизионного эфира, меня так потряхивало. Нет, я была очень хорошо подготовлена и могла бы написать о нашем герое эфира "Войну и мир": я пересмотрела огромное количество видео и текстовых интервью с ним, не говоря уже о том, что я любила и до сих пор люблю его творчество. Но это та персона, которую нужно раскрывать, попав в лад ударами сердца, услышав ту музыку, что играет сейчас у него в душе. Только тогда он начнет разговаривать с тобой, а не отвечать на вопросы. А задача эта осложнялась тем, что с моим соведущим Сашей Гутиным мы пока не были сыграны: всего один эфир вместе. Да, то был клевый эфир с художником Фролом Веселым, но совсем другой типаж героя - по сути, с Фролом мы просто стебались.
После записи программы "Крутой Кипяток" на телеканале "Терра", в центре - музыкант Борис Бурдаев
"Че ты паришься, нормальный он мужик", - это все, что сказал мне на мою рефлексию Гутин. Потом посмотрел на сценарий и добавил: "вступление у тебя, сука, стремное. Портят, вас, журналистов на работе. Если бы я создавал свое СМИ, то ни за что бы не взял туда журналиста с опытом". Зафачив мою подводку, он предложил свой вариант - простой, легкий и не обремененный заезженными оборотами в стиле "рыжеволосый парень с гитарой".
Я настаивала на небольшой репетиции, но Сашка не хотел даже перечитывать сценарий. Еще накануне, во время телефонного разговора, он говорил о какой-то стратегии, которая всенепременно сработает. А услышав, что я посмотрела почти все существующие видео-интервью с героем, закатил глаза. "Вот зачем? Теперь ты волей-неволей будешь повторяться", - все-таки Гутин мастер психологической поддержки.
В телевизионном гриме меня, как правило, не узнает даже мама
Борис оказался очень пунктуальным. Сказал, мол, приеду в 15:00 и приехал ровно в 15:00. Мне казалось, что хотя бы он захочет посмотреть мой шедевральный сценарий, но нет. Вместо этого - сэлфи с ведущим.
"А что у вас за формат", - поинтересовался Борис. "Спик-шоу", - ответила я. "Сдим, пиздим", - ответил Гутин. Потом пришел наш координатор Олег Кузнецов и пригласил в студию.
Мы записывали программу больше часа, раскрыть Борю нам удалось буквально через минут пять. Первые два вопроса прошли немного зажато... Потом мы перестали задавать вопросы, мы начали разговаривать. В эфир ТРК ТЕРРА пошло чуть меньше получаса. Нашей команде показалось, что это немного несправедливо - лишать зрителя такого хорошего интервью в полном объеме. И залили на ютуб полную версию. Вот она:
Click to view
Вынесу особенно яркие моменты в текст:
- Песня и клип о Самаре, которые вышли в 2017 году. Это было сделано за бабки, аккурат перед чемпионатом мира по футболу?
- В смысле за бабки? Это было за мои собственные бабки. Я сделал такой мэйнстримовский гамбургер самарского уже производства, но, тем не менее, он получился всё равно такой "инди". И это хорошо, потому что это отразило как бы и Самару, в том числе. Я посчитал, что песен про Самару мало. Таких, приличных и достойных. Хочется, чтобы у нашего поколения был свой гимн, своя песня.
- А если тебе позвонит кто-то и скажет, Борис, мы хотим, чтобы ты создал и спел песню на коммерческой основе про какой-то другой город. Новокуйбышевск, например, Сызрань, Кинель.
- Спеть "Новокуйбышевск" - это уже рэп какой-то. Не представляю себе, но наверное, можно. Конечно, любой каприз за ваши деньги. Я не дурак, от денег отказываться не буду.
Click to view
"Самара" Бориса Бурдаева попала в тренды ютуба
- Ты помнишь тот момент, когда ты стал популярным, слава на тебя обрушилась. Был какой-то дикий случай вот в этой связи?
- Я помню концерт в Батуми, 30 000 человек на стадионе. Это был 2007 год. И я сначала удивился, потому что там были одни мужчины. Я спросил - а где женщины? Они дома сидят. О'кей. И после того, как концерт закончился, они просто встали и начали заходить на сцену. Видимо, охрана - родственники какие-то, как у них водится. И вот все пошли на сцену все 30 тысяч человек и начали фотографироваться, обнимать, целовать. Меня столько мужчин никогда не целовало в один момент - По братски. В губы, за разные места. И в какой-то момент у меня гитара в одну сторону поплыла, я в другую. Меня начали разрывать. В результате меня выдернула от туда девчонка, турменеджер Катя. Просто за руку взяла и сказала: держи меня крепко, я тебя уведу отсюда. И мы вот так, через людей как-то... Гитару забрал водитель наш. в итоге меня положили на пол в микроавтобус. И я до сих пор помню как каждые несколько минут кто-то подходил и дубасил микроавтобус.
- Допускаешь ли ты, что те самые "Братья Гримм" возродятся? Если да, то каковы условия.
- Я думаю что нет, "Братья Гримм" не возродятся вообще ни в каком варианте. Потому что это очень дорого стоит. И люди не будут за это платить, потому что там очень серьёзная ситуация с авторскими правами. К тому же, дело в том, что у "Братьев Гримм" есть ещё вторая сторона в виде моего брата, а это бесчестный человек, поэтому я с ним общаться вряд ли буду. Есть такое понятие у Дона Корлеоне: если человек бесчестно поступил хоть раз в жизни, то он так поступит ещё раз.
- Но тем не менее, у тебя нет такого, что братья-близнецы...
- Нет, я считаю, что с бесчестным человеком, даже если это твой родственник, общаться не нужно.
- А если он придет и скажет, вот снизошло, брат, был не прав, прости.
- Я думаю, что нет, потому что там вся история крутится возле некоего желания чем-то обладать. В этом мире довольно много жадных и мудаков. Из-за них все проблемы в мире. И когда человек вступает на путь мудачества, то с возрастом от него это не отступает. Люди говорят, вот вы там вдвоем поете. Это была иллюзия. На самом деле не было такого, чтобы два брата пели. Пел я. Костя очень редко пел бэк-вокал. В основном играл на бас-гитаре. После того, как группа распалась, он сговорился с издателем, сговорился с предыдущим менеджером и благодаря этому сговору, они продолжают выпускаться под названием "Братья Гримм", к сожалению, полностью оторвав меня от бизнеса на какое-то время. Это самый глупый поступок - саундмейкера и солиста группы убрать полностью из группы, заменить непонятной копией и пытаться на этом заработать. Но дело в том, что опасное сочетание зависти и жадности создают эффект ловушки для обезьяны. Это когда ты кладешь орех в эту ловушку, делаешь дырку в ней, обезьяна туда засовывает руку, берет орех, а вытащить уже не может, потому что ей жалко отпустить орех.
- А родители что?
- Родителям, конечно, это не нравится. Они переживают. Но ничего не поделаешь. Иногда вот так складывается с родственниками, бывает и хуже. Поэтому я к этому отношусь совершенно нормально и никаких иллюзий не питаю. Я продолжаю свою жизнь и творческий путь, причем довольно неплохо. Во время нашей последней встречи я понял, что у человека произошла какая-то деградация.
- Когда это было?
- Месяца три назад. Он говорит, типа, давай вместе концерт сделаем. Я говорю, давай, конечно. Только ты понимаешь, что надо подготовиться, сделать это очень круто. И с этого момента ты не имеешь права, и я не имею права продавать концерты отдельно. Это первое. Он говорит, нет, мы просто едем под фонограмму выступаем: ты берешь гитару, я беру гитару, без всякой группы, просто по дням города. И деньги зарабатываем. Я все-таки иначе отношусь к тому, чем я занимаюсь, я уважаю свою профессию и никогда не позволю так шквариться.
- Подожди, мне интересно, как это выглядело. Он подошел после всего этого говнища в ваших отношениях?
- Нет, он позвонил. Сначала послал меня на хуй три раза, я выдержал, а потом, видимо, жена там на него насела и он встретился со мной. И как бы это было весело, конечно. Потому что я давно не видел человека и понял, что он совсем с ума сошел от жадности, от страха потерять что-то. Он всегда боится, что я у него что-то отберу. Хотя я этим не занимаюсь. Это страх потерять мнимое первенство, которое у него, якобы, есть. А если человек что-то боится потерять, он рано или поздно это потеряет. Я считаю что это так происходит. Но я ему желаю добра.
Борис и Костя в составе группы "Братья Гримм" были одной из самых популярных групп в стране в 2004-2007 годах. Фото с сайта rock63.ru
- В следующем году в Самаре пройдет "Рок над Волгой". Как ты оценишь сегодняшний рок?
- Смотря какой. Потому что мне очень нравится Борис Борисович Гребенщиков. Это лучшее, что есть в русском роке, на мой взгляд. И что-то, естественно, мне дико не нравится потому что это не моё. Просто я не люблю этот посыл, он не мой. Я не люблю агрессию, когда рок-музыка, например, выступает на танках и бронетранспортерах. Милитаризм и рок-музыка несовместимые вещи. Извините, это как винегрет с молочком. Последствия всем ясны.
- Слушай, но ты называешь прям говнарями, тех, кто любит рок.
- Говнари, говнари. Юная поросль говнарей. Еще вот песню недавно услышал - все мы были говнарями. Я тоже был говнарем. Реально. Ребята, я был бы говнарем, выступал в рок-баре "Подвал" в 2002 году. Но я был таким неоговнарем уже. А настоящих говнорей можно увидеть, в основном, на фестивале "Нашествие". Они, слава богу, стали более приличными, это не простые ребята с периферии, которые Шевчука слушают с 3 лет. Они часто милитари носят. Они добрые. Хорошие. Но то, что на "Нашествии" происходило много лет месилово грязи, дерьма и блевотины - это факт. Я туда ни разу не ездил. Честно говорю, и не собираюсь.
- Слушай, но "Рок над Волгой" будет проходить на "Самара-Арене", это основная площадка. Это поможет сделать фест более цивильным?
- Я очень надеюсь. Дмитрий Игоревич Азаров - молодец. Он, как губернатор, вообще, в доску свой. В отличие от других, залетных. Видно, что он любит свой город, что-то делает на благо Самары. И даже на вид Дмитрий Игоревич человек культурный, интеллигентный. Поэтому мне это нравится. Я считаю, что во власти должны находиться люди не из силовых структур, а именно вот такие, которые развивают культуру, экономику. Понятно, что построили новый стадион и надо его как-то юзать. И это правильно. А "Рок над Волгой" на "Самара Арене" - это гарантия того, что там не будет гряземесилова, которое было на Красном Пахаре. Подруга как-то поехала туда, убежала через три часа. Это страшно. Хотя на фесте были неплохие артисты. Тот же "Рамштайн" приезжал. Кстати, было бы классно, если бы в этот раз хотя бы Radiohead привезли или Depeche Mode. Самара должна выделиться, как культурный город.
- Самарцы грезят о "Металлике".
- Да не надо, не надо "Металлику привозить". Не надо, пожалуйста. Давайте Radiohead пригласим. Правда. Давайте добавим туда немножко независимой, популярной, красивой музыки.
- А тебе не кажется, что не хватает на разогреве каких-то Самарских групп?
- Обязательно. Я считаю, что это обязательно. Не то, что на разогреве. Зачем на разогреве? Ну, давайте всё-таки гордиться своим регионом.
- А если тебе заплатят деньги, ты выступишь на фесте?
- Во-первых, я понимаю, что любое выступление на этом фестивале - это не бесплатно и оно никогда не бывает бесплатно. Но я не буду ломить цену. В том формате, который мы сейчас озвучиваем - да. Если это стадион, если новая администрация постарается сделать культурное мероприятие, а не бескультурное, как это было до этого, вот тогда - да. Я вообще только всеми руками и ногами за, потому что у нас очень много культурных фестивалей: "Метафест", "Волгафест", про Грушинский не могу ничего сказать, но как бы и он есть. Пусть их будет больше.
- Слушай, а если губернатор тебя пригласит, например, советником быть по культуре или молодежной политике?
- Мне кажется, меня не пригласят. Понимаю, что там такие хлебные места, чиновники за них держатся, как за последнее, что у них осталось.
- До этого у нас был Колчин из КВН-СОК. Его пригласили сразу же. А чем ты хуже?
- Приглашайте, приглашайте. Мне кажется, я - не худший вариант. Вы знаете, есть практика сейчас такая. Кажется, в Исландии взяли на госдолжности разных культурных людей. Они сделали эксперимент и у них все резко наладилось.
....Как вы понимаете, это всего лишь фрагменты разговора. Полная версия - на видео выше. Надеюсь, вы тоже получили удовольствие от просмотра.