Проблема старения населения в России возникла не вчера, а была осознана руководством страны 15 лет назад. Тогда у нас произошло действительно выдающееся событие - от распределительной советской модели пенсионного обеспечения( что собрали, то и раздали пенсионерам) мы перешли к смешанной , распределительно-страховой пенсионной системе. Предприятие платит страховой взнос за работника в ПФР 22 %. Из них 10 % выплачиваются текущим пенсионерам, как в распределительной модели, а 6% записывается как долг государства перед будущим пенсионером ,но тоже тратится «с колёс» текущим пенсионерам. Называлась такая «долговая расписка» «страховой пенсией». А еще 6% из 22% было накопительной пенсией. Будущий пенсионер, мог перевести её для инвестиций в любой НПФ, мог на случай смерти до пенсионного возраста передать по наследству.
В 2009 году была создана программа софинансирования государством дополнительных пенсионных накоплений, когда на 12 тысяч добровольно внесенных в накопительную часть пенсии гражданином или его работодателем государство добавляло еще 12 тысяч, чтобы создать массовые пенсионные сбережения. Такая описанная система должна была прийти к нам на выручку к 2030 году, обеспечить стабильность и высокий уровень пенсий. Однако для нормального развития пенсионной системы нужно было 2 фактора: стабильность правил игры в этой системе и экономический рост, рост благосостояния граждан, чтобы обеспечивать и индексацию выплат текущим пенсионерам, и рост добровольных пенсионных накоплений.
Команда Путина с этим задачами не справилась. В стране долгосрочная стагнации в экономике, усложненная международными санкциями и снижением инвестиций. А страховую и накопительную составляющие пенсионного механизма власти сами и демонтировали. Сначала временно заморозили накопительную часть пенсии, чтобы за счет денег для пенсионеров решать проблемы Крыма, олимпиады в Сочи, спасения Внешэномбанка. Потом решили не возвращать эти деньги будущим пенсионерам в ближайшее время и объединили накопительную часть пенсии с страховой, превратив живые деньги в «расписку» в рублях. Потом объединенную страховую часть пенсии, эту, самую «расписку», конвертировали из рублей в баллы, по сложной непонятной даже сотрудникам ПФР методике. Государство получило возможность по своему усмотрению, меняя коэффициенты к баллам, изменять свои денежные обязательства перед будущими пенсионерами.
Сейчас мы - свидетели очередной новации. Правящая элита решила просто уменьшить число своих «кредиторов», будущих пенсионеров за счет того, что при заявленном повышении пенсионного возраста миллионы граждан, в первую очередь мужчин, просто не доживут до пенсии при повышении пенсионного возраста. Да и период получения пенсии для тех, кто доживет, резко сократится.
Поскольку в стране нет спроса на работников старше 50 , а тем более 60 лет, то, можно предположить, что миллионы людей предпенсионного возраста будут готовы на любой, в том числе неофициальный заработок, чтобы дожить до новых сроков выхода на пенсию. А там, при расчете долгожданной пенсии, им, конечно, учтут перерывы в официальном трудовом стаже и «порежут» размер пенсии.
Что же будет дальше, если граждане России не сумеют протестными акциями повлиять на решение о повышении пенсионного возраста? Всё уже продумано: предприятия, как и прежде, будут платить 22 % пенсионных страховых взносов от фонда зарплаты. А гражданам введут повышенную ставку подоходного налога, если люди сами добровольно не начнут перечислять на так называемые индивидуальные пенсионные счета от 6 до 10 % своего заработка. Вот тогда пенсионная система России будет руководство страны полностью устраивать. Главное ведь, чтобы им было удобно решать стоящие перед ними задачи.