Блогеры vs СМИ: кто победит?

Mar 04, 2018 20:40

Как блогер, ушедший в свое время из журналистики, я испытала это на себе - пренебрежение. Какое-то время многие недальновидные руководители СМИ, отдельные журналисты, политтехнологи и другие личности, которые работают с информацией, недооценивали блогеров. Они изо всех сил пытались сделать определение «блогер» уничижительным. Блог-туры проводились отдельно от СМИ и не предусматривали финансирование - «этожеблогер» должен работать за еду. Или за право посмотреть на какую-то выдающуюся, на взгляд организатора, личность. А уж количество желчных комментариев от представителей второй древнейшей, которые так и не решились на самостоятельность, просто зашкаливало. «А вы от, так называемых, блогеров не устали?», - вопрошали редакторы, что примечательно, на своих страничках в сооцсетях. «Когда-нибудь и это пройдет», - тешили себя надеждой те, кто еще два года назад не хотел признать очевидного. Блоги - это не временное явление, и уж тем более не локальное. Это естественный результат технической эволюции потребления контена. Интернет-СМИ придется учиться сосуществовать с блогерами, а блогерам учиться генерировать качественный контент.




Эту тему обсуждали на прошедшем в Калининграде медиафоруме «Правда и справедливость» в рамках работы тематической площадки «Интернет-СМИ», а также на форсайт-сессии. Спикеры - эксперты федерального уровня - сошлись во мнении, что Интернет не убьет газеты и журналы, но «печатке» придется перестраиваться. Как, в общем-то, и классическим Интернет-СМИ - информационным сайтам.

На стороне печатных СМИ выступала представительница министерства по печати и массовым коммуникациям (начальник отдела периодической печати) Светлана Дзюбинская. Она рассказала о том, как поддерживают печатные издания в регионах. Я прибалдела от сумм, если честно. Самарские, вы в курсе, что такая поддержка существует? Пробовали получить грант? Настоятельно советую попробовать (будь крутым или сдохни, пытаясь).



"Печатный продукт сейчас приносит основную часть доходов издателям. При этом привлекать новою аудиторию, благодаря развитию - необходимо. Выживут те, у кого будет качественный высокопрофессиональный контент", - уверена Светлана.

Мне лично не близка позиция Дзюбинской. Не потому, что она говорит неправильные вещи о необходимости развития. Нет. Мне показалось, что она рассматривает информполе как поле битвы, где каждый рвет волосы на груди за читателя. Мне же более близка позиция главного редактора Russia Beyond, старшего преподавателя факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Всеволода Пули. Он как раз говорил о том, что следует сфокусироваться на том, как СМИ и блогерам сосущесвовать вместе.



Всеволод Пуля и после работы площадок продолжал консультировать журналистов, было видно, что он делает это далеко не для галочки

"Основная ценность сми - это не тираж печатного издания, не официальный статус, не некая независимость от влияния платформ, которой некоторые издания бравируют. Наша ценность - это аудитория и взаимоотношения с ней. Если мы изменим фокус дискуссии и точку приложения сил редакции - не на борьбу за будущее печатных сми, не на борьбу за статус, отличный от блогеров - а на борьбу за свое сообщество читателей и выстраивание взаимоотношений с читателями, то это позволит нам пройти через любые кризисы и эволюцию технологий. Потому что те вещи, на которых основано развитие сообщества, они выше чем любые технологии и выше, чем любая законодательная. На мой взгляд, отношение СМИ и аудитории строятся также, как и отношения в паре. Они основываются на трех вещах: доверии, эмпатии и умении удивлять", - считает Всеволод Пуля. По его мнению, те, кто сможет генерировать такой контент переживут любой кризис.

Он также подчеркнул, что близится время, когда персонализация алгоритмов и фильтрация контентов поднимутся на такой уровень, что мы не сможем понимать как они работают. Нам просто не нужно будет фокусироваться на том, чтобы написать новость так, чтобы она попала я яндекс-новости на первую строчку, или снять видеоролик так, чтобы фейсбук показал его как можно большему количеству людей. Журналисты просто будут фокусироваться на контенте, который будет вызывать доверие, эмпатию и удивлять.

Глава Союза журналистов Владимир Соловьев высказал некоторые опасения, о которых говорят его коллеги. Он, конечно, очень интеллигентно оперировал понятием "фейк-ньюс", но если перевести с профессионального на народный язык, вопрос звучал так - Всеволод, Интернет - это же большая помойка. Как там раскопать что-то ценное?

"Нужны инструменты фильтрации, - считает Всеволод. - И те СМИ, которые смогут предложить инструменты фильтрации, не будут заваливать читателя потоком контента, а наоборот будут говорить ему - постой, подожди, вот все, что тебе нужно знать на данный момент, час, за сегодняшние сутки, те СМИ победят. И есть инструменты, которые позволяют эффективно сделать это. Например, есть такой мощный инструмент, который не все используют, как емейл-рассылка. Это отобранный, структурированный контент с редакционной иерархией, с правильно расставленными акцентами".

Что касается фейков, то здесь Всеволод предложил бороться против них медиаграмотностью и с помощью социального программирования. Они идут рука об руку. Социальное программирование - это эволюция медиаграмотности. Это деятельность журналиста, направленная на то, чтобы создать более здоровое общество. Которое будет информировано о, например, возможных банковских мошенничествах, проблемах вызванных изменением законодательства. Это программирование людей на существование в здоровом гражданском обществе.



Смежную позицию выражал директор по медийной экосистеме соцсети "вконтакте" Сергей Паранько (на фото выше). Хотя, разумеется, он больше отражал интересы блогеров, нежели СМИ. Сергей подчеркнул, что Интернет-журналисты и блогеры, должны не делиться по принципу "СМИ - не СМИ", а становиться, в первую очередь, специалистами по медийной коммуникации. Попутно он отметил, что в СПБГУ уже переименовали кафедру периодической печати в кафедру цифровой медиакоммуникации.



Во время работы площадок, и Сергей, и Всеволод дали очень много советов по продвижению своих материалов и подачи контента.

"Важно понимать где именно находится ваша аудитория и как с ней контактировать, - подчеркнул Сергей. - Ваша ценность как специалиста как раз и заключается в той аудитории, которая вам верит в рамках того сообщества, которое вы построили. Да, ящику нужно гнаться за рейтингом, потому что они фигачат контент на огромную широкую аудиторию. А соцсети помогают быть собой, вы можете работать со своей аудиторией. И тут нужно понимать, что охват не решает. Решает точечный контакт с вашей аудиторией. Не нужно расстраиваться, что ваш материал не обирает больше сто тысяч, он и не должен, потому что этот материал реально желает прочитать три тысячи. И вот с ними вам и нужно работать".

image Click to view



Всеволод Пуля много говорил о продвижении и способах подачи контента. Записала короткое видео на последнюю тему.

image Click to view



Резюмируя все услышанное в рамках направления "Интернет-СМИ", могу сказать следующее - и печать, и Интернет будут жить. А вот читатель становится более разборчивым, поэтому помимо развития технического нам предстоит еще и контентная революция. Кто-то раньше поймет это, кто-то позже.







СМИ, блогосфера, медиафорумонф

Previous post Next post
Up