Недавно спорил с одним правоведом о региональной политике. Выпили прилично "Жигулевского". Болтая, я понял, что в восприятии этой сферы принятия решений и властных полномочий есть много стереотипов и устаревших мифов. Эпоха сменилась, а в голове у многих - совок или пиво.
Например, многие до сих пор верят или тоскуют по “сильной руке губернатора”, “принятий решений по звонку”, “высокой исполнительности политической воли” и других значимых словосочетаний. Забывая, что власть окружают толпы “ребят-бизнесменов” из 90-х. Зайдите на блог Иванца, он там много про таких писал.
Ну, давайте возьмем из свежих примеров: СВГК использует УФАС и свои связи в медиа, для нагибания губернатора, и склонения его к принятию решений, выгодных им. Но не выгодных мне или любому жителю области, кто платит за газ. Об этом писали “Социальная газета” и “Хронограф”. Остальные газетки либо молчали, либо разносили пресс-релиз и перепечатали 63.ru, которые на подпитке у СВГК и ВПГ.
Можно скептически относиться к “Хронографу”, но приведу самые вкусные куски из их статьи “Стратегия СВГК: Поднять тарифы и обвинить губернатора”.
Предметом спора стало соглашение от 2010 г., будто бы «направленное на перевод крупных потребителей газа» от СВГК к газораспределительным сетям ООО «Газпром межрегионгаз», а также «корректировка схемы газоснабжения и газификации на территории региона», которая была утверждена в 2011 г. ФАС возбудила дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» (п.4 ст.16).
Ход делу дало заявление игрока, который занимает ведущие позиции на рынке транспортировки газа. В 2001 года СВГК была внесена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на региональном рынке свыше 35%. Согласно этому реестру СВГК контролирует свыше 65% рынка по товарной позиции «техническое обслуживание газового оборудования и автоматики». Обычно в антимонопольное ведомство с жалобами обращаются «карлики», которые испытывают давление со стороны монополистов. Изучение деталей происходящего приводит к мысли о том, что обращение СВГК было продиктовано мотивом оказать воздействие на руководство Самарской обл. Общая протяженность газопроводов составляет около 12,8 км. Они находятся в пользовании у СВГК по договорам аренды №4197 от 22 февраля 2005 и №4293 от 5 апреля 2006 года. Однако социально важной отрасли, видимо, не суждено оказаться под контролем одного доминирующего субъекта.
Газопроводы планируется внести в уставный капитал подконтрольного самарскому правительству АО «СамРЭК». СВГК вполне может рассчитывать на поддержку УФАС. В 1992-2011 гг. ведомство возглавлял Петр Торкановский. На протяжении нескольких лет он входил в совет директоров ОАО «Самарагаз» («дочка» СВГК). Его преемником стал Леонид Пак. Сегодня ведомство очень активно судится со структурами правительства Самарской области, отменяя крупнейшие торги и срывая крупные региональные проекты по развитию здравоохранения, строительства и подготовки к ЧМ-2018.
Такая «работа» на руку политическим амбициям деятелей из холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), опорным активом которого является СВГК. В разбирательстве ФАС по заявлению СВГК есть еще одна странность. Соглашение и корректировка схемы газоснабжения были приняты в период, когда губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.) был Владимир Артяков. Однако претензии почему-то направлены к действующему губернатору Николаю Меркушкину. Объяснение этому может быть очень простое. При Артякове ВПГ полностью контролировал политическую и экономическую ситуацию в регионе. С приходом Меркушкина все кардинально изменилось. На этом фоне становится понятно, почему СВГК «выжидало» целых шесть лет. Судя по всему, принятые тогда решения сегодня используются как средство давления на губернатора, который борется с картелями в региональной экономике.
Фактически идет речь о том, что региональные элиты, используя УФАС, пытаются показать губернатору, что их бизнес неприкасаем. Тарифы их нужно принимать автоматически и не рыпаться.
О какой самостоятельности или независимости можно говорить, когда группировка предпринимателей, не стесняясь, пытается влиять на политику губернатора?
Региональная власть всегда ищет компромиссы или вступает в конфликты, т.к. ее окружают куча разных экономических группировок со своими интересами. Порядок и сильная власть этим группировкам не интересна.
А вот высокие тарифы и кошельки граждан вызывают повышенное слюноотделение.