Татьяна Ушатова: «Сегодняшние дети - это завтрашние родители»

May 02, 2017 13:59

Мне попалось на глаза интервью в журнале «Дело», которое не оставило равнодушной. В силу профессиональной деятельности, я читаю много статей, заметок и интервью, но вот такие всегда прочитываю полностью. Героиня материала - Татьяна Ушатова, директор МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь» Самары, это учреждение для особых детей. Уверена что у людей, которые занимаются такими детишками, за спиной тихо шелестят белые крылья. Работать с особенными ребятами возможно, лишь обнажив сердце, иначе ничего не получится. А если человек к тому же руководит большим центом, где заботятся об особенных детях, где каждый человек - винтик, без которого механизм не сможет функционировать, то здесь нужны не просто знания и доброе сердце, здесь еще нужен талант.



Впрочем, сама Татьяна Ушатова отзывается о своих успехах (недавно она стала дипломантом городского конкурса «Директор года» в номинации «За творчество и стремление к новому») скромно. Утверждая, что в школе, где она проработала около десяти лет, несколько тяжелее: «Руководить не сложно, если делать это с ответственно и уважительно, а не с подхода “я начальник - ты дурак”.

- В центре «Помощь» больше свободы для творчества. У нас специалисты занимаются разными направлениями научно-педагогической деятельности. Я собрала команду высококлассных профессионалов: психологов, педагогов, методистов, логопедов, дефектологов, врачей, которых очень ценю. Здесь работает несколько кандидатов психологических наук. Наши специалисты пишут уникальные программы для Школы раннего развития, по экологической психологии, Школы успешных родителей и ряда других проектов, разрабатывают не имеющие аналогов методики. Я их всегда поддерживаю и стараюсь создать благоприятные условия для работы.

Далее приведу наиболее яркую часть интервью из журнала «Дело»:

- Какие дети занимаются в центре «Помощь»? В чем заключается специфика работы с ними?

- К нам приходят разные дети. Но, конечно, в первую очередь мы занимаемся инвалидами с диагнозами ДЦП, ЗПР, аутизм. Таким детям в обязательном порядке нужны логопед, дефектолог и социальный педагог. Потому что, как правило, в садики они не ходят, но развиваться и социализироваться им нужно. И мы являемся той точкой опоры, которая необходима особенным детям и их родителям. Я считаю, что педагогическая система должна быть направлена не только на детей, но и на родителей. Мы должны понимать, что сегодняшние дети - это завтрашние родители.

Географически мы отвечаем за два района города Октябрьский и Промышленный. Но кто бы к нам ни обратился, из любого района города, мы всегда оказываем методическую и диагностическую помощь. Помогать жителям всех районов города - это политика Галузиной Лилии Викторовны, руководителя Департамента образования Самары. Я очень благодарна нашему мэру, Фурсову Олегу Борисовичу и администрации города за поддержку нашей системы образования.

Основной проблемой является то, что к нам врачи направляют детей уже после установки основательного диагноза, когда, к сожалению, исправить практически ничего невозможно. До трех лет малышам ставят только условный диагноз. Но мы готовы заниматься с проблемными ребятами с более раннего возраста. И наши специалисты сами могут диагностировать аутизм и вовремя скорректировать программу развития ребенка.

Также у нас работает группа кратковременного пребывания. Ее посещают разные дети, которые по разным причинам не ходят в детский сад. Здесь с ними занимаются, готовят к школе.

В записи журнала учета в очереди сейчас стоит 500 человек. Но инвалидов мы принимаем на реабилитацию и обучение вне очереди. В год центр обязан оказать 9000 консультаций населению, но мы стараемся помочь всем, кто в нас нуждается, и поэтому за год мы проводим около 12000 консультаций. Мой обычный рабочий день начинается с консультации родителей и их детей в 8 утра. В том числе и тех, у кого физически здоровые дети, с которыми они не находят взаимопонимания.

- Несколько лет назад в Самаре появилось такое направление, как инклюзивное образование. Ваш центр помогает учителям школ организовывать работу с детьми с особенностями?

- У нас есть медико-психологическая педагогическая комиссия, которая решает, по какой образовательной программе ребенку учиться, нужно ли ему индивидуальное обучение на дому или требуется коррекционное образовательное учреждение. Многие мамы хотят, чтобы их дети учились вместе со всеми. Но они не всегда понимают, что ребенок может просто не потянуть общеобразовательную программу и потерять мотивацию и веру в себя. С некоторыми диагнозами он просто не в состоянии учиться в обычной школе. Хорошо, если интеллект ребенка сохранен. А если мало сохранен?

В любом случае, под каждого особенного ребенка надо писать индивидуальную программу. Причем по всем направлениям и предметам. Это огромная работа.

- В каких значимых проектах участвовали специалисты центра в последние годы?

- Центр оказывает не только помощь разного рода, но и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Департамент образования Самары поставил перед нами задачу: адаптировать детей мигрантов.

Мы написали две очень хорошие программы «Учимся жить в России» и «Солнечный круг». Наш центр - единственный, в котором занимаются дети-мигранты. Педагоги обучают их не только русскому языку, но и учат любить и уважать нашу культуру, давая понять, что мы уважаем и любим их.

Поначалу было сложно объяснить родителям, чьи дети посещают группу кратковременного пребывания, почему мы устраиваем совместные праздники. Надо было адаптировать не только мигрантов к нам, но и нас к ним. К сожалению, у нас в обществе часто встречается бытовая ксенофобия и обилие стереотипов. Но мы этот предрассудок перебороли! И теперь все с удовольствием организовывают совместные чаепития с национальными блюдами, играют в игры народов мира, одеваются в национальные костюмы.

- Редко в каком образовательном учреждении можно увидеть такое количество наград. Наверное, на стенах и в кабинетах не все дипломы выставлены?

- Каждый из наших педагогов - победитель различных профессиональных конкурсов. И не все свои награды они вывешивают, что-то складывают в стол, что-то снимают, потому что появляются новые, и места уже не хватает.

обзор СМИ, #дети

Previous post Next post
Up