Рыба гниет с головы - 2, или распил СамГУ

Mar 20, 2017 05:55

Первая наша публикация вызвала горячий отклик в сети, но в невиртуальной реальности Самарского университета информационные волны взметнулись до небес: в "аэрокосмической песочнице" поднялась настоящая песчаная буря. И дело, конечно, не в том, что "злобный пасквиль" порочит идиллическую действительность и непорочное, в белых одеждах, руководство вуза, а в том, что маленькая наша стрелочка (не разящее копье, оно, надеемся, еще впереди) попала в цель, зацепила за живое. Видимо, колет "чистые и честные" глаза руководства даже такая сдержанная правда, а острое шило уже трудно утаивать в дырявом, хоть и "космическом" мешке.
В полученных нами откликах (спасибо огромное всем неравнодушным, независимо от высказанной позиции) доминируют два тезиса: "все не так плохо" и "факты на стол". По поводу "все не так плохо" скажем: это смотря у кого. Если в вашем зарплатном квитке цифра с шестью нулями, как у верхушки нашего беспорочного руководства (пусть, кстати, квиточки-то представят общественности), или с пятью, как у "допущенных к столу" приближенных, то у вас, безусловно, все просто отлично: солидные семи- и шестизначные цифры говорят не только о том, что вы очень умны (как же, как же: кто умный - тот не бедный, кто бедный - тот неумный!), но и что ваша жизненная позиция одобрена обществом (!) и руководством. Допускаем также, что все относительно неплохо и у части сотрудников и студентов Аэрокоса, для которых просто ничего не изменилось к худшему. Хотя, по большому счету, дело даже не в деньгах: за Державу обидно!
Гораздо серьезнее второй тезис - о фактах, которые требуют выложить на стол. Конечно, факты будут, господа. Мы очень на это надеемся. Они уже фигурируют в "неприятных вопросах", возникших у следственных органов к руководству вуза, они уже фиксируются в материалах работы КРУ, которая была начата немедленно после визита в Самару Министра образования и её общения в том числе с руководством Самарского университета. Не возьмем на себя смелость раскрывать конкретное содержание этого общения, но сошлемся на "просочившийся" из надежных источников и ставший широко известным факт: достижения Самарского университета после объединения были оценены как "наискромнейшие" и, более того, породили третий извечный русский вопрос: "где деньги?" Да-да, где же они, эти замечательные миллиарды (ну или почти миллиарды), выделенные на объединение. На кого же пролился этот золотой дождь? Одно знаем точно - не на СамГУ.
А ведь как все начиналось! Какие апокалиптические прогнозы сыпались на коллектив СамГУ в случае отказа от объединения (либо активных протестов против него). Да и политика тогдашнего министра образования г-на Ливанова эти прогнозы подтверждала (кстати, "снизу" сообщают, что самая большая сковородка для него уже разогревается!) И ведь пошли на это, скрепя сердце, потому что думали, что спасаем лучший в Самаре вуз от неизбежной гибели (но помним, помним, как перекрестилась на Совете одна дама на маковку университетской церкви и попросила прощения у Бога, прежде чем поднять руку "за"). Да и обещания были даны немалые, стоит лишь посмотреть согласительную документацию и вспомнить сладкие речи самого г-на Шахматова. И что же?! А ничего. И можно только выдернуть у себя клок-другой волос, да пожалеть, что в тот злосчастный день голосования не вспыхнула на стене зала заседаний Совета огненная надпись, как на пиру Валтасара, из трех страшных, но вполне понятных слов: РАЗГРОМ, РАЗДЕЛ, РАСПИЛ!
Воистину уникальна судьба Самарского государственного университета. Ведь это единственный ВУЗ России, который закрывали дважды: в 1927 и в 2015. Но если большевики закрыли, а потом все-таки опять открыли, да еще и подняли на небывалую высоту, то господа демократы, а вернее либералы, избрали более изощренный способ ликвидации - убийство вуза с целью его оптимизации. А ведь никто не забыл, что до "разгрома" СамГУ был успешным вузом, зарабатывающим на свое существование даже в условиях дикого рынка, и много чего было достигнуто важного и даже великого. Но самое обидное в том, что почти сразу после рокового слияния новое руководство Минобра одним из первых своих указов запретило все объединения как крайне вредные и бессмысленные. Как же ловко нас одурачили, как виртуозно нас слили! Браво, господа реформаторы!
Однако, хватит пессимизма: снявши голову по волосам не плачут. Нужно жить дальше, а значит - бороться. Есть за что. Мы стали вузом федерального уровня. Это открывает новые возможности и налагает принципиально новые обязательства, прежде всего на руководство. Нужно совсем не иметь мозгов, чтобы полагать, что новый национальный исследовательский университет - это такой большой, надутый федеральными денежными вливаниями Аэрокос, и он будет успешно развиваться за счет инженерно-космических поделок, которые, к тому же, с печальной регулярностью падают или вовсе не взлетают. Мы прекрасно понимаем значение и самолетов, и ракет (у нас по-настоящему широкое мышление): не спорим, все это суперважно. Но ведь это всего лишь прикладные отрасли, а от нового вуза ждут большой фундаментальной науки, в том числе гуманитарной! Г-н Шахматов не хочет (а скорее, не может) понять, что он руководит совсем новым вузом, намного превышающим инженерно-прикладной уровень бывшего Аэрокоса. И этим драматическим фактом объясняется близорукая и губительная ректорская политика. Но, к сожалению, не только этим.
Руководство университета больно не только мировоззренческой близорукостью, оно поражено гораздо более тяжким недугом - неистребимой тягой к наживе и поклонением золотому тельцу, в жертву которому приносится все, что не приносит прибыли. А если прибыль все-таки есть, то она должна оседать, конечно же, в строго определенных руках (чьих именно - вполне понятно). "Сотрудничество" - вот слово, которого нет в лексиконе руководителей авиапесочницы. Отнять и поделить - вот основа их управленческой (а попросту жлобской) позиции: "Нам тут на черную икру не хватает, а вы там на 7 тыс. держитесь!" Финансово "озабоченное" руководство считает, что идеальным было бы разогнать весь бывший СамГУ, а на освободившиеся площади посадить коммерсантов и заработать много-много вожделенного «бабла». Кстати, к сведению тех, кто "жаждет фактов" и тех, "кому хорошо": руководство Аэрокоса давно уже имеет милую привычку при всех подразделениях, где крутятся деньги, открывать частные конторки, именно маленькие частные конторки, где в учредителях числятся сами руководители, жены, подруги, родственники (схема, хорошо известная в современной России). Все сведения - в налоговой инспекции, их получить - прокуратуре даже запроса не надо. Но если раньше успешность передовых "летчиков" определялась только близостью к руководству и тем, кто кого быстрее кинет, то после слияния открылась новая, крайне заманчивая финансовая перспектива - распил целого вуза, не самого, конечно, богатого, но и не самого бедного. И началось!
А теперь суровая конкретика. Начался разгром созданного в СамГУ одного из прорывных новейших направлений в науке. Фактически уничтожен Центр материаловедения, возглавляемый ученым с мировым именем, профессором Блатовым. Схема проста. К профессору пришли "члены ОПГ авиапесочницы" и предложили поделиться, причем, не только дивидендами, но и соавторством, и правами на последующее внедрение. После отказа профессора был произведен захват лабораторий Центра. Профессора обвинили во всех смертных грехах: в развале благого дела, невыполнении финансовых обязательств, срыве грантовой работы и даже в непатриотичности, поскольку он якобы тут же сбежал за границу. Профессор Блатов действительно находится за границей, поскольку у него серьезные контракты и совместные разработки с ведущими западными университетами. В Самару он, конечно, вернется, но только не к "аэрокосмическим отморозкам", а в политех, где у ректора хватило знаний и опыта, чтобы понять значение и перспективы уникального научного направления. (В скобках заметим по поводу кадровой политики: не с мозгами г-на Завершинского и г-на Платонова заниматься научными открытиями и прорывными технологиями).
Конечно, кое-что можно было бы списать на то, что надо поддерживать предпринимательскую инициативу и новые подходы. Но ведь все это происходит в государственном образовательном учреждении с высоким федеральным статусом. Главное заключается в том, что за этой мышиной возней с криминальным оттенком, за воплями из "аэропесочницы" о собственной крутизне, за откровенным хамством и непрофессионализмом исчезает главное. А как, собственно, собирается дальше работать и какие цели ставит руководство перед коллективом? Даже такой примитив, как зарабатывание денег, требует от руководства постановки задач на основе взаимопонимания и солидарности в новом коллективе, требует обеспечить справедливость в распределении средств, перестать банально врать, создать условия для людей, способных зарабатывать для вуза деньги, а прежде всего - учить и продвигать вперед науку. За всей этой трескотней, чрезмерным увлечением разговорами "по понятиям", выяснением кто круче и подсиживанием ближнего совсем забыли о главном: Самаре нужен крупный научный центр, реально работающий, научные разработки которого востребованы промышленными предприятиями и другими вузами. К сожалению, в этой шахматной партии шахматисты не понимают, за кого и в какую игру они играют, но при этом правила пытаются установить свои.
Теперь главный вопрос: сможет ли Самарский университет решить сложнейшие задачи, поставленные передним жизнью? По нашему мнению, с таким руководством - нет! А впрочем - давайте обсудим!
Previous post Next post
Up