С 1 января 2017 года все страховщики ОСАГО кроме выдачи бумажных полисов будут обязаны оформлять ОСАГО он лайн в электронном виде. Центральный Банк уже сделал проект наказаний за возможные нарушения в работе этого сервиса на сайтах страховщиков. На практике обязанность продажи электронных полисов ОСАГО означает перспективу концентрации нежелательных, убыточных страхователей в крупнейших и наиболее известных страховых компаниях. Но эти же самые компании определяют политику в РСА. Как предотвратить казалось бы неминуемую угрозу резкого роста убыточности ОСАГО из-за внезапной аккумуляции невыгодных клиентов? И как при этом не попасть под санкции мегарегулятора за сбои в электронных продажах? Уже придумали, как.
ЦБ определяет, как нарушение, сбой в работе сервиса по продаже электронного полиса ОСАГО в течение 2 минут и дает страховщику на устранение сбоя 2 часа. РСА осознавая важность задачи бесперебойной продажи электронных полисов ОСАГО, обязывает небольшие региональные страховые компании участвовать в системе переадресации заявки на электронный полис ОСАГО, если на сайте крупной федеральной компании произошел сбой в оформлении. При этом клиент, конечно, сможет отказаться от покупки ОСАГО в неизвестной компании, но тогда ему надо будет зайти в интернете на сайт другого страховщика. Не факт, что там ему удастся избежать подобной же переадресации при совершенно «случайном» сбое. Понятно, что такие случайные сбои на сайтах будут происходить регулярно в отношении именно нежелательных клиентов и автовладельцев из проблемных регионов. Подобный случайный выбор страховщика ОСАГО, но с бумажными полисами уже реализован по программе единого агента РСА в 14 «токсичных» по словам страховщиков, регионах России. Система предлагает автовладельцу бумажный полис страховщика, который определяется случайным образом в зависимости от его доли на общем рынке ОСАГО в России. Эта система перераспределения клиентов будет перенесена и на продажи электронных полисов ОСАГо с января 2017 года.
Если автовладелец путем переадресации с сайта крупного федерального страховщика попадет на оформление автогажданки на сайт неизвестного ему, но реально действующего в далеком регионе мелкого страховщика ОСАГО, он, скорее всего, купит там полис, и не будет оформлять жалобу в ЦБ на сбой в работе сайта федерального известного страховщика. Что и требовалось достичь.
РСА имеет успешный опыт выхолащивания угроз для страховщиков со стороны регулятора и потребителей. Примерно то же самое происходило при внедрении права страхователей на возврат страховой премии в период охлаждения. Во многих странах потребители страховых услуг сами пресекают практику страховщиков по навязыванию дополнительных полисов, расторгая такие договоры в период охлаждения который составляет там 30 дней. У нас в России РСА удалось пролоббировать минимальный размер периода охлаждения 5 дней, чтобы не допустить роста популярности этого права у потребителей.
Сейчас перед РСА стоит задача устранить угрозу для крупнейших страховщиков при введении электронных полисов, и эта проблема, как мы видим, уже нашла свое решение.