Как "куют" стобальников по ЕГЭ: интервью с директором лицея

Nov 09, 2016 18:34

Уютное учреждение с особой атмосферой, которая может присутствовать лишь в небольших коллективах. Самарский классический лицей: 200 учеников, с десяток учителей и свой собственный, неповторимый мирок. Тут все знают друг друга, но на пустую болтовню в коридорах времени нет - для того, чтобы добиться результата, нужно много работать. Химия и биология - основные предметы, которые изучают в лицее. В стенах этого учреждения готовят будущих студентов медицинских вузов. С десятого класса дети уже знают что такое высшая школа - зачеты, пары, предъявляемые требования. Кто-то уже здесь начинает писать диссертации. Одним словом, ученики справляются. Так, например, в 2013 году лицей выпустил семь "стобальников" по ЕГЭ. И это из одного, небольшого класса.

Но не все так безоблачно, конечно. Как и любом образовательном учреждении... Нет, даже не так - как и в любом БЮДЖЕТНОМ учреждении, работающем с большим количеством людей. О плохом и хорошем, о современной системе образования, о детях - обо всем этом я поговорила с директором самарского классического лицея Александром Ефимовичем Титовым. И беседа вышла весьма познавательной.




Когда я вошла в кабинет директора, то первое на что обратила внимание - несколько цветных журналов на его столе.



Немного наивные заголовки, самое просто оформление, отдельные листы скреплены степлером. Было видно, что журналы сделаны детскими руками. Вместе с тем, первый материал за который зацепился глаз - интервью с практикующим хирургом.

- Эти журналы делают две девочки, которые страдают ДЦП, - сходу поведал мне Александр Ефимович. - Мы им специально для этого купили цветной лазерный принтер. Самое интересное, что они всему учились сами - верстать, писать, собирать информацию. У них уже есть своя команда журналистов, тоже дети нашего лицея. С этим журналом мы брали даже первые призы на всероссийских конкурсах.

- С ДЦП? У вас есть специальные классы для особых детей?

- Классов, конечно, нет. Посудите сами - у нас всего 200 детей, которые учатся с пятого по одиннадцатый. Каждого класса - по одному. Но я принял этих девочек потому что они нам подходят по общим требованиям. У них нет умственных проблем, а мама сама сказала, что не хочет никаких поблажек для своих детей, в связи с особенностями здоровья. И это правильно, я считаю. Потому что дети впоследствии будут жить не в тепличных условиях, им нужно быть адаптированными к реальной жизни (такого же мнения придерживается Алексей Транцев, у которого жизнь забрала руки, но не опалила крылья. Интервью с Алексеем можно прочитать здесь (кликабельно).

И что хочется отметить, все остальные ученики воспринимают их на равных и никто еще ни разу не обидел. Наоборот, одной из них, с наиболее тяжелой формой ДЦП, дети сами, по своей инициативе, собрали деньги на реабилитацию в Китае. И результаты этой реабилитации просто поражают!

- У вас очень серьезное отношение к набору в лицей, я так понимаю. Желающих много?

- У нас всегда было большое количество желающих обучаться. Но важно не количество, а качество. Когда мы детей берем, то очень внимательно на них смотрим: есть перспектива или нет? И нам, конечно, интересно чего ребенок хочет сам. Я должен получить согласие на то, что он, придя сюда, приложит максимум усилий к тому, чтобы добиться результата. Если мы договариваемся о том, что он берет на себя эту ответственность, то мы тоже берем на себя обязательство подготовить его. И до 11 класса мы должны пройти очень трудный путь.

- Разве пятиклассник способен осознать эту ответственность, принять ее на себя?

- В последние годы я замечаю, что уже в пятом классе часто встречаются дети с определенным сформированным стержнем. Да с таким, что я сильно удивляюсь их рассуждениям, ответам на вопросы. Хотя я, меж тем, 35 лет в образовании.

- А что говорят родители?

- Когда я собеседую с ребенком, родители молчат. Я так прошу, потому что мне важно понять мотивацию ученика. Ведь в итоге, меня интересует какой результат покажет человек на выходе? Процесс, конечно, это замечательно. И мы обеспечим процесс обучения. Но без результата это все теряет смысл. Если ребенку это не интересно, зачем тогда сюда идти? В Самаре много других школ - пожалуйста. У вас и там все будет хорошо, наверное. А здесь придется пахать.



Иногда поступление обуславливается исключительно желанием родителей, но я же не фокусник и чудеса делать не могу. У меня другая профессия. Если ребенок не хочет, у него не лежит к этому душа и нет, будем откровенны, способностей, а его все равно заставляют - учебный процесс превращается в издевательство над человеком. Может, он машины сумеет ремонтировать так, что я первый к нему в очередь запишусь? А его тут химией и биологией мучают.

- Получается, если они обещают хороший результат к 11 классу, то помнят об этом разговоре 5-6 лет?

- Они помнят этот разговор намного дольше, ведь я разговариваю с ними как со взрослыми. Можете подойти сейчас к любому и спросить о чем мы говорили тогда. Расскажут.

- Наверное, вести такие переговоры тяжело.

- Это не просто тяжело. Это очень тяжело - и эмоционально, и физически. Да, я трачу на это много времени, но надо же доступно объяснить людям наши цели и задачи. Что впереди не будет ничего простого и легкого, никаких танцев со свистом. Будет учеба, будет труд и полное погружение.



Впрочем, не стоит думать, что у нас зомби какие-то учатся. Нет. Среди учеников и музыкантов полно, и спортсменов. Они классами путешествуют по России, выезжают за границу. Но этим они занимаются параллельно с учебой, то есть не пересекаясь, не в ущерб. Ходят в секции, рисуют, поют, понимая, что за их успехи в спорте и творчестве никто не будет им делать поблажки по учебе. Но за эти достижения, вместе с тем, мы выдаем премии. Как и за успехи в учебе.



- Расстаетесь с учениками, как правило, за неуспеваемость?

- Как правило, не за дисциплину. Хотя редкие случаи были. Последний раз - около десяти лет назад... Хотя, нет... Еще за курение. В прошло году. Причем это был одиннадцатый класс.

- За одну сигаретку?

- Не совсем. Была дискотека и этот молодой человек решил кому-то что-то продемонстрировать таким образом. В кабинете у меня он вел себя достаточно вызывающе, да и при разговоре в классе тоже. Его не поддержал ни один лицеист. Это недопустимо для ученика нашего учебного заведения. Я вызвал родителей и предложил: либо я вас сейчас отчислю официально, либо вы по собственной воле исчезнете отсюда прямо сегодня. И все. И они забрали документы.

- не боитесь жалоб в этой связи?

- Нет. Это их право, пожалуйста. Но дело в том, что у меня нет проблем с дисциплиной в лицее совсем. И это важнее отдельных разбирательств. Нет ни одного ребенка, кто бы состоял на учете в полиции или еще где. Этот очень важно. В совокупности, это оказывает существенное влияние на обучение и результат.

- В школах с этим не заморачиваются.

- В школах полно таких, да. Но тут тоже следует понимать какова степень проступка. Если это уголовно наказуемое деяние, то это одно, а если человек просто дорогу перешел в неположенном месте и об этом сообщили нам... Впрочем, с этим мы тоже работаем. Обязательно проведем воспитательную беседу. Но это уже совсем другое. И еще - важно понимать, что мы здесь готовим студентов определенных вузов, это наша задача. А в школе просто дают аттестат.

- Получается, у вас даже курение - это серьезный проступок. Про наркотики можно даже и не спрашивать.

- Я очистил территорию лицея от этого давно. Не буду углубляться в то - каким образом. Скажу лишь, что было это не просто. К сожалению, дилеры до сих пор работают у школ. Это очень тяжело контролировать, а учитывая то, какие деньги крутятся в этой сфере и как быстро создаются новые препараты, надеяться на то, что мы победим наркоманию в ближайшее время - не приходится.

- Это ужасно, конечно. Хорошо, что в вашем случае - это все-таки исключения, учитывая специфику лицея. Но если, в конечном итоге, человек понимает, что не готов связать свою жизнь с медициной? Что происходит с ним? Каков его дальнейший путь?

- Такое тоже бывает. Тогда он идет в другой вуз: технический, аэрокосмический. Наша подготовка это позволяет.





- В образовании есть одна серьезная проблема - финансирование. У вас с этим как?

- Как и у всех в нашей стране. Есть бюджет только на административный персонал и зарплату учителей. Все. Остальное ложится уже на наши плечи.

Здравоохранение - тоже самое. Им тоже режут финансирование. Я знаю всех главврачей в городе, общаюсь с ними часто в виду специфики работы. Они тоже хватаются за головы - как, на что мы будем лечить? Если уже сегодня с этим есть проблемы. А как будет дальше?

- Мы постепенно переходим на платное здравоохранение, об этом давно говорят.

- У нас интересное государство. Оно не объявляет правил игры, но при этом говорит, что все бесплатно. Хотя приходишь в больницу и удивляешься - а где это "бесплатно"? Я предпочел бы ясные правила: бесплатно - вот это, а остальное, если хотите, будет стоить столько, столько и столько. Но ведь этого же нет.

В "Самарском обозрении" некоторое время назад была большая статья про медицину, на несколько разворотов - там многое правда, из того, что написано. Видимо, кто-то достаточно грамотный внятно рассказал журналистам про "кухню здравоохранения". Потому что, на самом деле, ситуация там крайне сложная. Если они хотят высокотехнологичную помощь урезать в два раза... А как тогда они будут делать операции людям? Я не представляю. Там фантастические деньги, для обычного человека совершенно неподъемные.

- Ну, если говорить про образование, то, может, новый министр изменит ситуацию. Уже какие-то новые инициативы пошли...

- Новый министр выглядит достаточно здравомыслящим человеком. То, что она говорит - реально и назрело. Другое дело - что ей дадут сделать? Но это один вопрос. Второй -это сама парадигма образования. Благодаря ей у нас нет единого образовательного пространства. Сейчас, к примеру, в Ульяновской области своя образовательная система, свои критерии. А в Самарской области - свои критерии. Сейчас появились образовательные стандарты, хоть какие-то шаги, сотканные из компромиссов Разве у нас США, где в каждом штате свои законы и своя модель?

- Учителей вы подбираете также тщательно, как и учеников?

- Конечно, наши специалисты должны быть высшей категории. Шутка ли - готовить ежегодно стобалльников? Для обычной школы один человек, который сдал ЕГЭ на сто баллов - это событие. У нас это - система. К примеру, в Самаре найдется не слишком много учителей, способных подготовить стобальников по химии. Трое из них - у меня.

- Пытаются переманить?

- Безусловно.

- Завистники строят козни?

- Всякое бывает, но я отношусь к подобным вещам философски: значит мы неплохо работаем.Возвращаясь к теме преподавания... Все в образовательном процессе зависит от учителя, в первую очередь. Поэтому я подбираю их очень тщательно. Но есть проблемы и тут. Я, например, третий год ищу учителя русского языка. Те, кто приходит сейчас... Знаете, они открывают дверь, а я сразу понимаю что они не туда пришли. Кто заканчивает пединститут?

- Я там училась. И у нас была шутка - в пед пошли те, кого не взяли в другие вузы.

- "Если нет пути-дороги, подавайтесь в педагоги", - так говорили в мое время. Если бы мне кто-то в юности сказал, что я пойду работать в школу, то я бы бросил камень в этого человека. Но так вышло, что к 30 годам я оказался в школе... И вот уже 35 лет в системе.

- Получается, все дело в опыте?

- Не всегда и не только. У меня вполне адекватные молодые люди работают. Их просто учить надо. Учитель-то состоится лет через десять работы. И если очень постараться, создать условия и позаниматься с этим человеком, то... Года через четыре-пять. Также как и с врачами, путь одинаков. Высшая школа не дает много того, с чем сталкиваешься на работе. Если в свое время нас на серьезную практику гоняли, то сейчас этого нет. А делать это нужно. Как сорная трава учитель не вырастет. Есть достаточно большой пласт вещей, которым можно научиться лишь работая непосредственно в образовательном учреждении. И еще. Настоящий Учитель - это не тот, кто знает физику, химию(что, конечно же,необходимо), это должна быть Личность. Желательно - неординарная.





интервью, медицина, #дети, образование

Previous post Next post
Up