В начале 90-х состоялось «дело КПСС», в ходе которого была вскрыта подлая сущность всем опостылевшей партии, которая как оказалась «не являлась политической партией» и вообще была чем-то вроде тайного ордена с волюнтаристским управлением, при игнорировании всех священных истин и великолепных догм о право на каждого на счастье и гедонизм:
Находившаяся у власти в 1917-1991 гг. Коммунистическая партия - партией в общепринятом смысле этого слова не являлась. Захватив все рычаги управления страной, КПСС утратила признаки политической партии и превратилась во внеправовую надгосударственную структуру. Ликвидировав de facto народное представительство, эта структура узурпировала все ветви государственной власти - законодательную, исполнительно-распорядительную, судебную, осуществила тотальное подавление прав и свобод в стране. КПСС использовала свою власть в первую очередь для того, чтобы сохранять и укреплять собственную политическую монополию. Армию, органы государственной безопасности и внутренних дел, прокуратуру и суд она превратила в орудие охраны этой монополии.
Текст заключения объемен, количество приложений еще больше, а объемы вторичной информации в виде рассуждений, пояснений, воспоминаний, исследований превосходят все мыслимые масштабы и могли стать основной новой политической доктрины, особенно в сочетании с активной деятельностью основных фигурантов в эти годы. Показательно, что после краха Верховного Совета (инициатор дела КПСС), и завершения политического кризиса, или его разрешения (все зависит от точки зрения) весь состав Конституционного суда в том же составе перешел к подготовке текста новой конституции и наговорили около 15 томов, которые были изданы и могли стать органичным дополнением к новой политической доктрине.
Однако появление новой политической доктрины не произошло, а основной причиной является слишком откровенный характер описания существа любой системы власти. Дело КПСС это публичное препарирование политического трупа с фиксированием выводов. Подобных экспериментов не так уж и много в истории, в чем особая ценность. Полученные выводы это не преступления злого КПСС, а описание универсальной системы власти с отрицанием мифологии, или игнорирование ее необходимости. Образно говоря природа власти это организм, а политическая мифология это одежда, культура, образец поведения и этика.
Основные выводы в том, что власть может быть только тайной, нависать над всеми институтами, корректировать работу всех структур через свою агентуру, имеет персональное членство, предполагает клановые гарантии (иначе невозможно воспроизводство номенклатуры или аристократии).
Все современные общества имеют одно общее содержание (природу власти) и облекают её в разную мифологию. Глобально нет конкуренции содержаний, конкуренция идет на уровне качества и гармоничности мифологии. Но невозможно построить что-то новое на отрицании мифологии. Это примерно тоже самое как создавать новое общество с акцентом на биологию человека при отрицании одежды, культуры, условностей и правил. Очевидно, что это приведет только к деградации и созданию слабоконкурентного общества.
В 1990-е произошло перерождение системы власти в более эффективные формы, с сохранением базовых элементов, доказавших свою устойчивость. Догматическая идеология КПСС была самым большим неудобством, которое было отвергнуто всеми. Переход имущества в более эффективные структуры означал передачу эстафеты. Например, имущество высшей партийной школы по подготовке кадров скопом передали для создания Высшей школы экономики, которая быстро заняла (или сохранила) высокие позиции в интеллектуальной среде. Здания исполкомов переходили арбитражным судам. Про переток производственных активов новым собственникам сказано много. Зачастую эти изменения сопровождались перетеканием кадров, открытием кадровых лифтов, появлением энергичных управленцев. Кульминацией преемственности системы власти стало создание Администрации Президента как прямого аналога ЦК КПСС, но только без идеологических обременений и разного рода надуманных ограничений. Остается вопрос лишь о качестве политической мифологии.