В последние годы редкая российская делегация, посещающая Минск, обходит своим вниманием унитарное предприятие «Белкоммунмаш». Повышенный интерес к выпускаемым на заводе троллейбусам и трамваям объясняется просто: соотношение цены и высокого качества плюс весьма современный вид техники.
«Белкоммунмаш» один из брендов белорусского машиностроения. Но в отличие от МАЗа, МТЗ, БелАЗа он «родом» не из Советского Союза; это продукт суверенной истории. До 90-х годов прошлого века предприятие лишь ремонтировало городской электротранспорт. В 1993 году была принята правительственная программа развития производственной базы городского электрического транспорта: «Белкоммунмаш» должен был начать производство троллейбусов в Беларуси.
За дело взялись конструкторы и дизайнеры, и вот уже предприятием изготовлено и реализовано более 1800 троллейбусов и 130 трамваев. «Белкоммунмашевская» техника сегодня на ходу во всем Союзном государстве - перевозит пассажиров в семи белорусских городах и в различных населенных пунктах более чем в 30 регионах России - от Калининграда до Владивостока. По итогам прошлого года 32 процента своей продукции предприятие реализовало в России.
Объемы производства на предприятии не падали даже в период мирового финансового кризиса. По итогам 2008 года «Белкоммунмаш» был признан крупнейшим производителем троллейбусов в мире. Предприятие не работает на склад: обычно троллейбусы и трамваи выпускаются под заказ, с учетом требований заказчика - от цвета машины до внутренней «начинки» салона.
Как известно, закрепиться на внешних рынках только за счет продаж готовой техники сложно. Государства поддерживают своих производителей преференциями, приоритетом при госзакупках и т.д. Белорусские машиностроители почувствовали это и в России, и в Украине. И пошли на создание собственных сборочных производств за рубежом.
Так работает МАЗ и МТЗ. Не стали изобретать велосипед и на «Белкоммунмаше». Как заявил генеральный директор предприятия Владимир Король, организовано сборочное производство в Москве на базе завода СВАЗ, которое уже получило российскую сертификацию. Техника, собранная здесь - уже внутренний российский продукт с возможностью участия в тендерах с федеральным бюджетом.
Сборочное производство организовано и в Барнауле. Создание СП в Санкт-Петербурге откроет большие перспективы по освоению рынка Северо-Западного федерального округа России. О намерении организовать сборочное производство троллейбусов на базе одного из муниципальных предприятий заявил во время недавнего визита в Минск губернатор Курской области Александр Михайлов.
По словам специалистов, большие перспективы имеет одна из последних разработок «Белкоммунмаша» - полунизкопольный высокоскоростной трамвай. Его максимальная скорость может достигать 120 км/ч. Среди других преимуществ - большая пассажировместимость, комфорт, бесшумность и мягкость хода. Такие трамваи сегодня очень популярны в Европе. Белорусская машина может быть востребована в крупных городах, когда трамвай выходит на загородные маршруты, как альтернатива электричке.
Новый трамвай ждут и в Минске. «Бегать» он будет не только между микрорайонами, но и свяжет столицу с городами-спутниками.
«Белкоммунмаш» активно сотрудничает с российской компанией «БПЦ Энергетические системы» - ведущим поставщиком энергоэффективных технологий и инновационного оборудования для распределенной энергетики в РФ. По словам ее руководителя Александра Скороходова, использование микротурбин в качестве элемента гибридного экотранспорта является одним из энергоэффективных направлений деятельности компании, и проект с «Белкоммунмашем» обещает быть удачным. Так что ждем новые гибридные модели - энергоэффективные и экологичные - городского транспорта.
«Белкоммунмаш» может стать холдингом, который будет не только производить троллейбусы и трамваи, но и обслуживать, начиная от проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры, заканчивая поставкой подвижного состава. В ведении холдинга будет и создание системы контроля за оплатой поездок и сервисным обслуживанием техники и инфраструктуры. Такой подход уже заинтересовал россиян. Внедрение системы готовится в Татарстане, Самаре и Омске.
http://vreso.ru/vreso/detail.php?ID=12116