Три года назад между Самарой и селом Рождествено открылась паромная переправа. В кратчайший срок она превратилась фактически в мост между правым и левым берегами Волги, в «дорогу жизни», как называют ее местные жители. Но вот теперь стараниями областных чиновников переправа оказалась под угрозой закрытия.
Олег Вертинский, директор «Самарского судоходного агентства», встречает меня на борту одного из трех принадлежащих его компа нии паромов улыбкой. Белоснежная рубаш ка морского офицера, такие же белые брю ки и добродушное, открытое лицо никак не вяжутся с приписываемым ему оппонен тами образом «акулы речного капитализма». Лишь поблескивающая на солнце вороненая сталь выглядывающего из-под кожи кобуры «тульского токарева» выделяет в нем черты старого «морского волка». Мы идем по палу бе. В это время на самом пароме жизнь бьет ключом: отдыхающие с рюкзаками и велоси педами, дачники и жители правобережных сел рассаживаются по своим местам, матросы регулируют движение загружающегося авто транспорта. В будние дни пассажиропоток из Самары в Рождествено с Ульяновского спуска достигает тысячи - тысячи пятисот человек и несколько сот машин в день. В выходные эти цифры увеличиваются в несколько раз.
Три года назад Олег с компаньонами взял в кредит два стареньких парома - «Бурлак» и «Первый». Оба вы пущены на Волгоградском судостро ительном заводе в середине 70-х. Правда, по словам его владельца, для корабля это не воз раст. Про третий же паром, СП-103, по гру зоподъемности и вместимости стоящий двух предыдущих, Олег говорит: «Молоденький еще, всего-то двадцать лет».
Мы поднимаемся на капитанский мостик, Олег отдает команду капитану, и паром мед ленно «на задних парах» отчаливает от бе рега. Садимся за стол, и Олег достает увеси стую пачку документов. «За три года, пока мы работаем, у нас скопилось два чемодана бумаг: один с благодарностями от жителей Рождествено и наших пассажиров, второй - с перепиской с различными чиновниками и госструктурами, - рассказывает Вертинский. - Вместо того чтобы работать, мы вынужде ны зарываться в бумаги и тратить огромное количество времени не на работу, а на борьбу с чиновничьим экстремизмом».
Впрочем, вначале, как признается Олег, к его начинаниям в организа ции паромной переправы через Волгу чиновники отнеслись с пониманием и даже с некоторым одобрением и пообеща ли помочь. «В восьмом году, когда ОАО «Са марский речной порт» занималось только добычей, продажей и транспортировкой пе ска, перевозке населения отводилось далеко не первое место. Местные власти и минтранс области очень помогли нам тогда в решении многих вопросов, так как сами были сильно заинтересованы в наличии альтернативной Самарскому речному порту грузопассажир ской переправы», - говорит Олег.
Сам он, в общем-то, небезосновательно и с гордостью называет свою переправу про сто - «народной». «Инвалиды и ветераны у нас переправляются бесплатно, пенсионеры платят по 10 рублей, школьники и студенты по 20. «Скорая помощь» тоже бесплатно пе реправляется. Раньше, если необходима экс тренная госпитализация, больного клали на носилки, затем на «омик», везли в Сама ру. Теперь же в любое время суток больно го можно, если потребуется, переправлять на реанимобиле», - поясняет Олег.
Однако уже через год стало понятно, что паромная переправа Вертинского, которую, по всей видимости, минтранс рассматривал как вспомогательную для переправы, органи зованной речпортом, стала не просто альтер нативной, но взяла на себя основную массу пассажирских и грузовых перевозок. После этого начались многочисленные проверки, из-за которых паромам по нескольку недель приходилось простаивать на приколе. Од нако все претензии чиновников в конечном итоге оказывались либо безосновательными, либо найденные мелкие нарушения быстро устранялись. Но после того как в апреле это го года «Бурлак» напоролся на скрытую под водой дамбу на Ульяновском спуске, чинов ники пошли в новое наступление и пригрози ли вовсе запретить «ССА» выходить в рейс.
«Это нонсенс, конечно: мы напоролись на неизвестно откуда взявшуюся дамбу, ко торой даже на картах нет, получили пробои ну, так мы еще и виноваты остались, а вот ее строителей никто к ответственности привле кать не намерен, да я уверен, что и не будут»,- возмущается Олег.
Администрация сельского поселе ния Рождествено (всего же в муни ципальное образование включено девять населенных пунктов с насе лением восемь тысяч человек) находится не далеко от пристани, в одноэтажном, барач ного типа здании. У входа две выкрашенные в ярко-зеленый цвет скамейки, под окнами главного дома села разбиты палисадники с цветами. В кабинете главы, прямо над его креслом, массивный вырезанный из дере ва государственный герб. На нем простыми канцелярскими кнопками закреплен плакат с фотографией на фоне российского флага президента Медведева. На противополож ной стене - написанная маслом внушитель ных размеров картина, изображающая еще один неофициальный символ Рождестве но - переправу. «Для нас это «дорога жиз ни», - говорит Сергей Мальцев, глава Рождествено. - Этой весной, когда дороги в горах размыло так, что даже вездеходы не мог ли пройти, паромы сами пробили лед и на ладили поставку продуктов. Половина всего работоспособного населения трудится в Са маре, и если не будет переправы, нам при дется очень туго. Для нас это как воздух, ес ли раньше многие ездили в областной центр через ГЭС, а это 3 - 4 часа в одну строну, то теперь этот путь занимает всего минут 15 - 20, соответственно, и затраты на дорогу у населения существенно сократились».
Тем не менее, по всей видимости, у чи новников этой осенью появится еще один козырь в борьбе с «народной переправой». Созданное в рамках проекта «Чистая во да» некоммерческое партнерство «Россий ское водное общество» предлагает ограни чить судоходство в водоемах, используемых как источник питьевой воды. Предложения по изменению Федеральных законов «О во доснабжении и водоотведении» и «О внесе нии изменений в отдельные законодатель ные акты в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Российское водное общество разработа ло и вынесло на общественное обсуждение - вносить их в Госдуму в качестве законо проектов нынешней осенью будет «Единая Россия», чей лидер Борис Грызлов являет ся инициатором разработки госпрограммы «Чистая вода», а следовательно, и вероят ность того, что эти поправки буду внесены, весьма высока. В частности, авторы попра вок предлагают решить вопрос с судоход ством в водоемах, из которых «водокана лы» берут воду для подачи в водопроводы. В данном контексте поправок речь может идти о самых разных мерах по защите водо емов, использующихся как источник питье вой воды: от запрета на плавание для опре деленных судов, в том числе в зависимости от типов двигателей, до ограничения судо ходного движения в тех или иных водных артериях, в частности водохранилищах.
Однако Олег даже в этих условиях про должает строить планы на будущее. «Мы, в общем-то, не будем ограничиваться толь ко Ульяновским спуском, и если все сложит ся в нашу пользу, а я почему-то уверен, что будет именно так, - то в следующем году мы запустим еще один паром, между Красной Глинкой и Ширяево», - делится своими пла нами Олег Вертинский.
http://sgpress.ru/novosti/vlast-i-gorod/chinovniki-ne-daiut-dobro ---- Примечание редакции Самаратранс.info:
Следует отметить, что большая часть написанного в данной статье - это, ну скажем мягко, преувеличения. Переправа из Самары в Рождественно существует больше века, и к ее появлению "Самарское судоходное агентство" не причастно. Да и в современной нам эпохе данное ООО не было первым, кто предложил альтернативу исправно работающей речпортовской переправе. Достаточно вспомнить, что по тому же маршруту с 90х годов ходят два военных парома. Сейчас есть и пассажирские суда типа ПС, принадлежащие другой частной компании, работающие по маршруту в Рождествено. Машины экстренных служб переправит бесплатно, причем в любое время дня и ночи (для этого есть оперативный дежурный) и паром Самарского речного порта. То есть "дорога жизни" проложена не "Самарским судоходным агентством", и вполне нормально жила без него за долго до его появления.
Рассказы о "неизвестно откуда взявшейся дамбе" могут только посмешить специалистов... потому что тем, кто знает откуда взялась эта "дамба", а точнее конструкция из которое кое кто, не будем показывать пальцем, хотел строить себе причальную стенку, жалобы на ее появление от "Самарского судоходного агенства" слушать очень забавно. Тем более, что фирма регулярно путается в показаниях по этому поводу - в интервью Комсомолке они уверяли, что паром "подрезало" неизвестное судно - и поэтому он сел на мель. И без дамбы вспоминается замерзание "Бурлака" с пассажирами во льдах зимой, имевшийся по утверждениям пассажиров этим летом пожар в его машинном отсеке... Так что проверять этих "мореходов" надо, и в вину чиновникам скорее следует поставить то, что проверяют их недостаточно тщательно.
Ну а рассказы про то, что по основной водной магистрали европейской части страны - Волге, запретят судоходство - это уже даже не смешной бред. Наверное кое-кому очень хотелось приплести в это дело "Единую Россию", чтобы перед выборами напугать грядущим закрытием переправы и без того регулярно пугаемое население. Перепроверить эту сомнительную информацию у "Самарской газеты", естественно не дошли руки. Подумать только - а ведь по логике автора статьи, чтобы сделать козни "Самарскому судоходному агентству" Грызлов решил поставить крест на речных круизах по Волге, перевозке по ней песка, нефти, грузов!.. Удивительная история, которая почему-то не удивила только редакцию "Самарской газеты".