Самарское «ТТУ» оказалось самым убыточным МП в первом полугодии 2010 года

Sep 06, 2010 16:53

Самарское «Трамвайно-троллейбусное управление» понесло в первом полугодии 2010 года наибольший убыток среди муниципальных предприятий города. Убыток за этот период составил 133 млн рублей, увеличившись по сравнению с первой половиной прошлого года почти вдвое. Эксперты уверяют, что такие финансовые показатели - следствие неполучения субсидий из областного и федерального бюджетов в первом полугодии.

Вдвое хуже

Убытки «Трамвайно-троллейбусного управления» озвучила 2 сентября на заседании комитета по экономике городской думы заместитель руководителя департамента экономического развития администрации Самары Ольга Чеченина. По ее словам, ухудшение показателей связано со снижением пассажиропотока, значительную часть которого обслуживают коммерческие перевозчики, а также с популярностью единой транспортной карты.
Отметим, что 2008 год МП «ТТУ» окончило год с прибылью на уровне 100 млн рублей. Однако, в 2008 году предприятию через суд были возмещены на федеральном уровне убытки по перевозке льготников в сумме 1,3 млрд рублей, пояснила на заседании Чеченина.

Согласно данным samaratrans.info, в состав предприятия входят 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, 8 вспомогательных служб, 34 тяговых телеуправляемых подстанции. Протяженность трамвайных линий превышает 172 км, троллейбусных - 213 км. Парк подвижного состава состоит из 424 трамвайных вагонов и 249 троллейбусов, которые обслуживают 22 трамвайных и 16 троллейбусных маршрутов.

Во всем виноваты субсидии

В МП «ТТУ» уверяют, что основной причиной образовавшихся убытков является затягивание министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области и федеральными властями подписания соглашения о субсидиях за перевозку льготников. По словам генерального директора МП «Трамвайно-троллейбусное управление» Юрия Буянова, доходы предприятия складываются из собственных доходов, получаемых за счет перевозки «платных» пассажиров и доходов в виде субсидий. Отметим, что субсидии за перевозку льготников должны выделяться из бюджетов всех уровней - городского, регионального и федерального. «Сейчас мы получили лишь 50% от заявленных на 2010 год 45 млн рублей из городского бюджета. Областные и федеральные власти до сих пор даже не заключили с нами соглашение, по которому обязаны выделять субсидии. В прошлом году, к примеру, министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области заключило аналогичное соглашение по субсидиям на 2009 год лишь в декабре, - замечает Буянов. - Таким образом, основная проблемы складывается именно на региональном и федеральном уровнях».

Согласно данным МП «ТТУ», в 2009 году из бюджета города Самары было выделено субсидий на общую сумму 104 млн рублей, а из областного и федерального - по 17,5 млн рублей. Каков будет объем субсидий из регионального и федерального бюджетов в 2010 году, пока неизвестно. По расчетам МП «ТТУ», общая сумма необходимых субсидий составляет 250 млн рублей. Однако, как заявляет Буянов, расчеты «ТТУ» по обыкновению не устраивают, например, региональный минтранс, и, соответственно, выделяются значительно меньшие суммы. В областном минтрансе получить комментарии по вопросу субсидий МП «ТТУ» получить не удалось.

Требуют модернизации

Эксперты транспортного рынка также объясняют убытки МП «ТТУ» нарушением графика поступлений компенсаций, однако отмечают и другие причины. «Бывали в истории и такие случаи, что для того, чтобы оказать давление на руководство ТТУ, мэрия специально задерживала перечисление компенсации, и в то же время запрашивала отчет о финансах. Получался большой убыток, который ставился в вину руководству предприятия, при том, что после перечисления компенсации наоборот получалась прибыль. То есть говоря об убытках ТТУ важно понимать были ли перечислены компенсации вовремя, до взятия баланса. С другой стороны надо признать, что после увольнения Владимира Водолазова предприятие из доходного превратилось в убыточное, и его менеджмент слабо справляется с существующей ситуацией. Удар по доходности был нанесен сперва отменой «сезонок», из-за которой пересадочные пассажиры ушли на маршрутки, затем ударом стал кризис, с общим падением пассажиропотоков на порядка 15%. С начала года возросли цены на электроэнергию, а затем еще и вовзращен налог на имущество для ТТУ и метрополитена - уникальная региональная выдумка», - рассуждает главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов.

Эксперт в сфере транспорта Игорь Сполуденный, в свою очередь, отмечает, что за последние два-три года предприятие стало нерентабельным не без участия в этом городских властей. «Сейчас по городу везде висят плакаты: «Я - Тархов, закупил сколько-то там новых трамваев». Закупил-то - закупил, а ТТУ пришлось их выкупать», - отметил эксперт.

Сейчас, по словам аналитиков, на предприятии необходимо менять менеджмент и проводить целую серию реанимационных мер в подходе к тарифам и ревизию в отношении перевозок льготников. «Кроме того, очень бы хотелось, чтобы налог на имущество был снова отменен для предприятий электротранспорта, - рассуждает Буслов. - Необходимо также искать новые средства заработка - например проведение капитально-восстановительного ремонта вагонов Т3 и Т6 для других городов, проведение модернизации своих вагонов с внедрением перспективных систем управления, экономящих до 30% энергии. Городу нужна комплексная программа развития электротранспорта, а сейчас все развитие заканчивается в лучшем случае закупкой новых вагонов».

ДОСЬЕ

МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»
Зарегистрировано 25.11.2002 г. в Самаре. Уставный капитал предприятия составляет 100 млн рублей. В 2009 году активы предприятия оценивались в 1,012 млрд рублей, чистый убыток составил 144,05 млн рублей.

http://www.time-samara.ru/article/43711.html

Самара троллейбус, Самара, Самара трамвай, Самара ТТУ

Previous post Next post
Up