Исполняется 130 лет со дня открытия движения по Александровскому мосту чрез реку Волгу

Aug 30, 2010 11:25

Александровский мост - железнодорожный мост через Волгу в Октябрьске (Куйбышевская железная дорога) - это первый железнодорожный мостовой переход через Волгу в её среднем и нижнем течении. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, самым длинным в Европе и самым совершенным по выполнению и расчету.

30 августа 1880 года мост открыл министр путей сообщения адмирал К.Н.Посьет. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги "Правый берег реки Волги". К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.

Пророчески верные слова сказал по случаю торжественного открытия моста 30 августа 1880 года глава города Самары Петр Алабин: “...Соорудится мост через Волгу, и рано или поздно наша дорога явится началом великого Пути, которому суждено перейти Уральский хребет, со временем достигнуть крайнего Востока и быть последним звеном, что опояшет собою весь мир... да будет мост этот исходной точкой того железного пути, которому суждено будет соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем...”

Интересные факты

Общие затраты на строительство моста составили 7 млн. золотых рублей.
Длина моста составила 1436 метров, мостовое сооружение имело 13 пролетов по 111 метров каждый.
За строительство моста оба инженера, Михайловский и Березин, награждены орденами св. Владимира IV степени.
“Александровский” железнодорожный мост, “шедевр русского инженерного искусства”, стал символом регионального Открытого фестиваля “Мост”, который помог местному сообществу осознать значимость малой родины в рамках мирового сообщества.
При постройке моста Константин Михайловский вместе с инженером Владимиром Березиным разработал новый метод мостостроения, который в Европе назвали «русским методом».
В 1900 году макет моста экспонировался на Всемирной Выставке в Париже, а сейчас его можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.
Немного истории

В 1918 году два пролёта моста были взорваны отступающими войсками.
В 1949 году было принято решение о создании второго пути на мосту, строительство которого закончилось в 1957 году.
В 2004 году была завершена реконструкция моста, в ходе которой были заменены пролётные строения.
Металлический мост 985/986 км нечетный путь

Характеристика моста

Мост однопутный, 13-ти пролётный, общим отверстием 1300 м. Число и величина расчетных пролетов в м: 13х109,2.

Полная длина моста - 1488,1 м.

Опоры: массивные, железобетонные. Русловые опоры с ледорезами. Фундаменты опор заложены: №№ 0,1,2,13-на естественном основании, №№ 3-12 на кессонном основании.

Опоры построены в 1949-1951 годах.

Пролетные строения: металлические, с ездой по низу, каждое состоит из 2-х сквозных ферм с параллельными поясами и треугольной системой решетки, а также из балок проезжей части и связей. Элементы ферм, узловые соединения клепанные. Пролетные строения опираются на металлические опорные части каткового типа.

Пролетные строения изготовлены по типовому проекту 1931 года Гипротранса в 1948-1950 годах в Венгрии на заводе «Раба» в г.Дьере и установлены 1951 году.

Расчетная нагрузка Н-7.

Грузонапряженность по мосту составляет - 125,6 млн.тн.км брутто
Металлический мост 985/986 км четный путь

Характеристика моста

Мост однопутный, 13-ти пролётный, общим отверстием 1300 м. Число и величина расчетных пролетов в м: 10х109,2+1х110,0+1х109,52+1х109,2. Расположен в прямом участке пути, на площадке. Полная длина моста - 1492,25 м

Опоры: массивные, каменные. Фундаменты опор заложены: №№ 0,1,13-на естественном основании, №№ 2-12 на кессонном основании.

Опоры построены в 1875-1880 годах.

Пролетные строения: металлические, с ездой по низу, каждое состоит из 2-х сквозных ферм с параллельными поясами и треугольной системой решетки, а также из балок проезжей части и связей. На пролетных строениях №№ 1-10, 13 элементы ферм, узловые соединения клепанные. На пролетных строениях №№ 11, 12 соединения на ВПБ. Пролетные строения опираются на металлические опорные части каткового типа.

Пролетные строения №№ 1-10, 13 изготовлены на Воронежском заводе мостовых конструкций по проекту Трансмоспроекта 1953 года.

Расчетная нагрузка Н-8.

Пролетные строения установлены в 1955 г., изготовлены по проекту Гипротрансмоста.

Грузонапряженность по мосту составляет - 70 млн.тн.км брутто.

С целью определения технического состояния моста два раза в год производится комиссионное обследование моста под председательством заместителя начальника дороги. По результатам обследования разрабатываются мероприятия по выявленным неисправностям, устанавливаются сроки их устранения. В 2009 году производилось обследование подводной части опор с привлечением водолазной станции центра ИССО - филиала ОАО «РЖД».

www.kbsh.rzd.ru

Октябрьск, Область, КбшЖД

Previous post Next post
Up